Вертикальное развитие коуча

Ч.2 Вертикальное и горизонтальное развитие коуча

Вертикальное развитие

  • Квалификационные уровни

Если говорить про ICF - это:

ACC (Ассоциированный сертифицированный коуч),

PCC (Профессиональный сертифицированный коуч),

MCC (Мастер сертифицированный коуч).

У каждого свои причины для получения квалификационного уровня, например, некоторые компании и организации не рассматривают коучей ниже уровня PCC, повод задуматься, если вы хотите для себя корпоративного будущего.

На что важно обратить внимание: требования меняются и усложняются, первое и самое простое, что можно сделать, это изучить заранее, что необходимо сделать, чтобы получить квалификационный уровень. Не буду писать точные цифры, так как они также могут поменяться и стать неактуальными, но если описывать общими словами, то, например, для PCC надо не только провести 500 часов коучинга, но и иметь необходимое количество часов обучения коучингу, необходимое количество менторинга, сданный ассесмент сессии и пройденное тестирование на понимание компетенций ICF.

Я видела не раз, что коучи не знакомились с требованиями заранее, а потом начинали собирать данные о проведенных часах сессий или менторингах уже перед самой подачей заявки на получение квалификационного уровня, что неизменно вводило в стресс, чего-то могло не хватать, например если это путь портфолио нескольких часов обучения. Все это трата времени, которой можно избежать, а также обеспечить себе более спокойный путь прохождения получения квалификации.

Сразу скажу, что я знаю успешных коучей, которые учатся по стандартам ICF, но не получают квалификацию. И при этом имеют мощную практику и зарабатывают деньги. Решение принимать вам.Помимо ICF есть другие ассоциации и федерации коучинга. Не могу не написать про Федерацию профессиональных коучей и наставников, к созданию и работе которой имею непосредственное отношение. Это наша российская федерация, которая не только позволяет коучу получить квалификационный уровень, понятный и адаптированный для нашей страны, нашего мышления и нашего законодательства, но и помогает развивать коучей, создавая крепкое сообщество профессионалов.

Опять же, зависит от ваших собственных целей, может быть и так, что квалификационный уровень выданный именно российской федерацией будет для вас полезнее исходя именно из ваших целей.А еще можно иметь несколько документов о квалификации в разных федерациях и профессиональных ассоциациях. Кстати, это мой случай.

Изображение Freepik
Изображение Freepik
  • Менторинг
  • Стать ментором - это тоже вертикальное развитие, которое, кстати, позволяет развивать менее опытных коучей. На мой взгляд, прекрасный вариант развития, особенно для тех, кто любит работать в формате учитель-ученик и любит, как я, добираться до самой сути компетенций (или других вещей, которые, как и модель компетенций, представляют из себя системы).

На этом путь тоже есть о чем задуматься заранее. Ментором по стандартам ICF может быть коуч начиная с уровня PCC, при этом исключение составляет продленный ACC, это когда ACC был уже три года в этом статусе, потом повторно продлил свою квалификацию и тогда, технически он также может выступать ментором.

Я очень хотела быть ментором, для меня этот вид развития и профессиональной прокачки коуча был и остается одним из любимых. На примере моего опыта и моего пути могу сказать, что перед тем, как стать ментором, я прослушала в роли куратора коучинговой академии несколько сотен сессий, разбирая и препарируя их на проявленные компетенции.

Мое собственное видение и понимание компетенций также менялось со временем и углублялось, бывали периоды, когда вся система рушилась и приходилось ее выстраивать заново. Понимание, с которым я работала в момент написания этих строк, базировалось на знаниях почерпнутых в том числе из курса для асессоров ICF.

До этого времени могу сказать, что это было самое мощное, фундаментальное видение компетенций, с которым я сталкивалась, но при этом и максимально системное, позволяющее поделить все реплики в сессии на проявлено или не проявлено без сомнений и полутонов.

Кстати, могу сказать, что от обучения ассесменту, были не только плюсы. Была колоссальная внутренняя работа по тому, чтобы разделять роли, потому что задачи у ментора и у асессора разные: развивать и оценивать.

Есть различные курсы для менторов, могу сказать, что это тоже важно, потому что понимания компетенций иногда бывает недостаточно, чтобы качественно проводить менторинг. Нужны еще: умение строить развивающий диалог, строить с менти контракт на менторинг и следовать ему, уметь стимулировать менти на самостоятельный поиск решений. Я бы даже сказала, что эти навыки не менее важны, чем знание компетенций, иначе менторинг может превратиться в простую констатацию фактов о проявленности компетенций и не принести пользы для профессионального роста менти.

Изображение от wayhomestudio на Freepik
Изображение от wayhomestudio на Freepik
  • Супервизия

Супервизия, как и коучинг, полюбилась мне еще из клиентского опыта. Она стала для меня магическим решением внутренних вопросов и настройки собственных внутренних процессов во время работы с клиентами.

Супервизия - тоже про вертикальный путь развития. Мы говорим о том, что если менторинг является обязательным для сертификации коуча, то супервизия остается рекомендованной, но не обязательной процедурой. Может показаться, что тогда лучше выбрать вариант быть ментором, но на мой взгляд это совсем другой путь, и сравнивать их будет довольно сложно.

Супервизором может быть опытный коуч, опыт выступает здесь показателем того, что коуч уже мог быть в тех же ситуациях, уже мог справляться со своими собственными проблемами. Для меня важным условием для супервизора - является собственная устойчивость, а чтобы быть устойчивым (не равно НЕ быть уязвимым), необходимо самому пройти обширный путь работы не только с супервизором, но и с другими помогающими практиками.

Бонус супервизии, в отличает от коучинга - супервизор делится в сессиях собой и своим опытом. А еще использует переносы, контрпереносы и параллельные процессы (все это пришло из психологии, где супервизия применяется повсеместно и обязательно), без всего этого супервизия не будет супервизией. Именно поэтому, чтобы уметь использовать эти инструменты во благо клиента, необходимы специальные знания. Обучение для супервизора на мой взгляд является обязательным. Опять же это не значит, что если такое обучение завершено, то супервизор готов к практике и уже умеет применять знания. Иногда может потребоваться время. Иногда его может потребоваться много. Я знаю обученных супервизоров, которые не вышли в практику и положили свои знания на полку. Это не всем подходит.

Кстати, чем дальше я продвигалась в своей собственной практике, тем больше я не только понимала, но и ощущала практически на кончиках пальцев, что магия супервизии играет роль, но второстепенную, главное было в понимании работы метода и его применении для контекста коуча, который пришел для того, чтобы стать устойчивее к тому, что приносят ему клиенты.

Изображение wayhomestudio на Freepik
Изображение wayhomestudio на Freepik
  • Ассесмент

Одно из моих любимых занятий вообще. Это тогда, когда можно не быть в контакте с человеком, но быть погруженным в его сессию с клиентом.

Как стать асессором? Мой любимый ответ - погуглить. А вообще именно эта роль для меня была так важна, что все силы были брошены на получение PCС, которое является обязательным условием, чтобы обучаться ассесменту. Это отличный путь и вариант для развития, особенно для тех, кто любит системность и любит добираться до сути чуть больше, чем остальные.

Ч.1 Вступление. Вертикальное и горизонтальное развитие коуча. Новые горизонты и параллельные вселенные https://vc.ru/u/234436-olga-vilkovskaya/727429-vertikalnoe-i-gorizontalnoe-razvitie-koucha-novye-gorizonty-i-parallelnye-vselennye

Ч.2 Вертикальное развитие коуча https://vc.ru/u/234436-olga-vilkovskaya/895712-vertikalnoe-razvitie-koucha

Ч.3 Горизонтальное развитие коуча (специализации) https://vc.ru/u/234436-olga-vilkovskaya/895719-gorizontalnoe-razvitie-koucha

Ч.4 Параллельные вселенные в развитии коуча https://vc.ru/u/234436-olga-vilkovskaya/895728-novye-gorizonty-i-parallelnye-vselennye-v-razvitii-koucha

4848 показов
1717 открытий
Начать дискуссию