Kodak, Blackberry и Yahoo: компании, которые обанкротились по собственной глупости

Как можно обанкротиться, если ты лидер рынка? Разбираем на примере трех некогда популярнейших компаний

Мировой рынок изменчив: каждый день на нём появляются и с него исчезают сотни компаний. Каким-то брендам везёт и они достигают величия, а какие-то навсегда уходят на свалку истории. Однако, есть и такие компании, которые потеряли всё из-за незначительных, но фатальных ошибок. В начале 21 века множество компаний не смогли подстроиться под новые реалии и из-за своих необдуманных действий канули в лету.

Kodak, Blackberry и Yahoo: компании, которые обанкротились по собственной глупости

Дилемма инноватора

Ещё в 20-м веке компания по производству фотоплёнки Kodak была одной из популярнейших во всём мире. Основанная Джорджем Истменом ещё в 1885 году, Kodak создавала инновации за инновациями в сфере фотографии. Именно эта компания изобрела катушечную плёнку и специальные камеры, которые стали намного компактнее, дешевле и проще. С помощью плёнки можно было не тратить на съёмку так много времени и сил – стать фотографом мог любой желающий. С помощью такой прорывной технологии компанию ждал первый успех.

В 1896 году Kodak выпустили первую кинопленку, не отставая от новых веяний. В начале 20-го века в ассортименте компании появилась плёнка для рентген аппаратов. К началу 21 века Kodak были чуть ли не монополистами в сфере фотосъёмки, технологии которой укоренились с годами. Но когда инженер компании в 1975 году принёс боссам корпорации наработки для цифровой камеры, те попросту уволили его. Руководство Kodak боялось, что новые технологии разрушат почти вековой успешный бизнес и их опасения оправдались.

Помнишь меня?
Помнишь меня?

Позже Kodak пришлось исправлять свои ошибки и они пытались “усидеть на двух стульях”, стараясь разрабатывать цифровые технологии и сохранить плёночные камеры, но время их не пощадило. Конкуренты намного больше времени уделяли новым технологиям, в то время как Kodak надеялись, что фотоплёнка по прежнему будет актуальна как и век назад. Но в итоге долги копились и даже отчисления по патентам не могли удержать компанию на плаву и в 2012 году она окончательно обанкротилась.

"iPhone выглядит как детская игрушка"

Ещё одна компания в этом списке в данный момент не совсем банкрот – сейчас она занимается разработкой программного обеспечения. Однако телефоны, которыми она прославились, сейчас канули в лету. Конечно же речь идёт о Blackberry, которые в начале нулевых были очень популярны. Телефоны этой марки принадлежали к ценовой категории бизнес-класса и хорошо продавались среди состоятельных людей. Эти телефоны славились большим набором инструментов по работе с документами и периодически становились популярней Motorola и Sony Ericsson.

Когда вышел айфон, то руководители Blackberry сочли его "детской игрушкой" и думали, что он не станет настолько популярным. Они проигнорировали новинку и продолжили создавать надежные, высокофункциональные продукты для корпоративных клиентов. Однако, эра сенсорных смартфонов начала понемногу убивать раскрученный богатый бренд.

В отличии от своих конкурентов, Blackberry не спешили расставаться с кнопочными девайсами. Ещё одной их ошибкой стало то, что они не приняли всерьёз операционные системы Apple и Android, упорно вшивая в свои телефоны ПО собственного производства, которое едва ли могло конкурировать с более крупными конкурентами. На доверии клиентов компания смогла прожить три года, но после этого даже самые ярые фанаты переключились на что-то более свежее и технологичное.

Kodak, Blackberry и Yahoo: компании, которые обанкротились по собственной глупости

В попытках догнать уходящий поезд, Blackberry в 2013 году выпускают новую линейку смартфонов как с сенсорным экраном, так и с кнопочной клавиатурой. Однако они продавались из рук вон плохо и даже вышедший следом через год сенсорный Blackberry Passport пусть понравился покупателям, но не спас ситуацию. Окончательно сдавшись, в 2015 году компания выпускает свой первый телефон на системе Android, но уже слишком поздно — высокая цена и отсталость технологий окончательно погубили бренд.

Неудачные приобретения

Если говорить об интернет-гигантах нулевых, то на ум приходит поисковая система Yahoo! В своё время она была на пике своего величия, а её прибыль исчислялась миллионами долларов. Начав путь от каталога сайтов, который создали два студента в 1994 году, компания выросла до небывалых высот и обзавелась множеством пользователей. К 2016 году сайт стал вторым по посещаемости в мире. Однако, Yahoo! как и многие крупные корпорации не смогли справиться с бурной цифровизацией и растущей конкуренцией, потому что не приняли всерьёз новые технологии и отказались от приобретения крупных проектов.

Примечательны и несостоявшиеся сделки компании. В своё время Yahoo! могли купить Google и Facebook за смехотворные деньги, но боссы компании считали, что эти проекты не будут успешны и принесут одни убытки. Даже когда компании представилась возможность хотя бы профинансировать эти проекты, они ей не воспользовались.

Kodak, Blackberry и Yahoo: компании, которые обанкротились по собственной глупости

Помимо всего прочего, Yahoo! пошли на соглашение с правительством Китая и предоставили некоторую информацию о своих пользователях в 2007 году, чего не сделал тот же Google, который впоследствии в стране забанили. Из-за такого поступка доверие к сервису было подорвано. Из-за слитых данных был арестован китайский журналист Ши Тао, который в переписке критиковал цензуру страны, а доказательства этого предоставили именно Yahoo! Постепенно, совершая неудачные сделки и игнорируя стремительный прогресс Yahoo! оказались на обочине и их история закончилась печально.

Что в итоге

Разумеется, в начале 21 века ещё множество компаний или обанкротилось или перешло в другие руки, но на примере этих трёх цифровых гигантов можно понять, что даже самые передовые технологии постепенно остануться в прошлом, поэтому важно чутко и быстро реагировать на любые изменения, подстраиваясь под новые реалии, а не игнорируя их.

11
реклама
разместить
Начать дискуссию