О том, как мы начали строить EdTech в ТГУ и к чему пришли за 25 лет. Интервью с директором ИДО, Михаилом Шепелем

О том, как мы начали строить EdTech в ТГУ и к чему пришли за 25 лет. Интервью с директором ИДО, Михаилом Шепелем

В 1995 году, когда еще сама фраза «дистанционное образование» многим была непонятна, в ТГУ появилось новое подразделение, задачей которого была дистанционная трансляция знаний. На его базе появился Институт дистанционного образования, университет смог опередить время. И тогда, и сейчас институт выступает подразделением развития, во многом благодаря которому ТГУ известен в России как центр компетенций в области EdTech. Директор ИДО Михаил Шепель рассказал в интервью, чем институт живет сейчас, какие задачи ставит перед собой на будущее и почему команде ИДО любое дело по плечу.
– Михаил Олегович, подводить итоги за четверть века не просто, но что бы вы выделили в качестве главных достижений этого периода?
– Когда создавался наш институт, дистанционное образование было настоящим прорывом. Мы пошли дальше, поскольку были готовы меняться сами и изменять образовательное пространство.
Мы «шагнули» в массовые открытые онлайн-курсы, педагогический дизайн, вообще в новую цифровую дидактику, начали развивать исследовательское направление в сфере передовых образовательных технологий.
Все вещи, связанные с процессами «change» в университете напрямую либо косвенно, идут при нашем участии. Результатом этой работы стал переход на новый масштаб – проекты федерального уровня.
Основатель ИДО Владимир Петрович Дёмкин вспоминал: «1995 год, назревает проект дистанционного образования с американским университетом. Спрашивают: «Ну что, пойдете? Проект сложный». Отвечаем: «Да, один компьютер есть, пойдем».
Вот этот дух авантюризма – постараться взять цель, которая больше тебя изначально, и достичь ее – это было на старте проектировщиком заложено.
– Михаил Олегович, какие направления сейчас являются ключевыми в деятельности ИДО?
– Первое – это поддержание базового образовательного процесса в университете, работа в цифровой образовательной среде ТГУ – LMS, ВКС, методическое сопровождение студентов и преподавателей.
Второе важное направление – это EdTech. Сегодня наш институт отвечает за поиск и апробацию данных технологий в университете. Именно они делают образовательный процесс более интересным, а зачастую и более эффективным. Сегодня мы не просто ищем новые технологии, но и разрабатываем их вместе с партнерами. Среди новых продуктов новая LMS-система Odin, наш программно-аппаратный комплекс АКТРУ, CRM система FLOW (комплексное цифровое решение для системы ДПО внутри университетов).

Другое ключевое направление – развитие программ ДПО. Институт занимается не только созданием и продвижением собственных продуктов, но и оказывает поддержку другим подразделениям университета в части создания программ и вывода их на рынок.

– Какие задачи команда ИДО ставит перед собой на ближайшие годы?

– Перезагрузка вузовской системы ДПО, о которой я говорил, является частью еще более масштабной задачи, стоящей перед университетом, – это формирование постболонской системы образования.
Важным сегментом этой перезагрузки является именно ДПО как очень быстрый инструмент сонастройки основных образовательных программ с рынком труда. В сфере ДПО мы видим два перспективных направления.
Первое – это разработка стандартов и нормативов в области микростепени и микроквалификации, которые позволят более оперативно получить нужную компетенцию студенту и, что важно, быстро реализовать трудовую функцию по данному направлению, что сейчас не всегда возможно.
А с другой стороны – будет являться таким инструментом индивидуальной траектории внутри базового и специализированного высшего образования.
ТГУ закрепляет за собой это место – место центра компетенции в области передовых образовательных технологий. Мы понимаем, что сделать это можно только сообща.
Ни один университет не может взять и в одиночку построить весь EdTech. Точно так же ни одна крупнейшая техкомпания не может сказать, что она заменит университет.
Поэтому одно из стратегических направлений – это кооперация с отечественными техпартнерами. Сегодня мы работаем с VKгрупп, с Яндекс практикум, СберОбразованием, с которыми создаем совместные магистратуры.
На самом деле, это очень непростая ситуация, когда бизнес входит в экосистему университета, это всегда «искрит», потому что логика жизни университета совсем другая.
Наша задача – добиться органичного сочетания, которое обеспечит синергетический эффект. Поэтому и принцип подбора команды в институте особый, в ней есть люди из самых разных сфер – люди с исследовательским бэкграундом, с педагогическим, очень много людей из бизнеса, айтишники и другие специалисты.
Такая команда в силу своей междисциплинарности способна решать самые разные задачи и тем самым обеспечивать лидерский статус университета в сфере EdTech.

33
Начать дискуссию