Как самостоятельно оценить стоимость товарного знака?

Оценить стоимость товарного знака бывает необходимо при его внесении в уставный капитал предприятия, постановки на бухгалтерский учет в качестве нематериального актива или продажи исключительного права. Здесь мы обсудим способы экспресс-оценки рыночной стоимости исключительного права на товарный знак и приведем конкретные рекомендации для быстрой самостоятельной оценки.

Оценка с помощью онлайн калькулятора

Прежде чем обратиться к профессиональному оценщику и заплатить деньги за его услуги, владелец товарного знака обычно задается вопросом – а стоит ли игра свеч, будет ли стоимость товарного знака достаточно большой, чтобы был смысл заниматься его оценкой, тратить на это своё время и деньги? Нельзя ли предварительно узнать, какой примерно окажется стоимость товарного знака?

Некоторые оценочные компании предлагают для этой цели свои онлайн сервисы (специальные калькуляторы) – например, на этой странице, посвященной вопросам оценки товарного знака размещен такой калькулятор в бесплатном доступе.

С помощью таких калькуляторов можно получить быстрый ответ о величине стоимости, достаточно только ввести исходные данные, характеризующие основные финансовые показатели использования оцениваемого товарного знака.

Следует также отметить, что здесь и далее речь идет об оценке исключительного права на товарный знак. Бывает еще и неисключительное право (право использования товарного знака по лицензии), оно возникает при заключении лицензионного договора между правообладателем и лицензиатом. При оценке необходимо понимать, какой именно вид права оценивается, поскольку рыночная стоимость исключительного права не равна рыночной стоимости неисключительного права.

Например, при определении ущерба, нанесенного правообладателю неправомерным (без заключения лицензионного договора) использованием его знака третьими лицами, следует оценивать именно стоимость неисключительного права, т.е. рыночную величину справедливой оплаты за использование знака, исходя из фактического масштаба и длительности использования знака нарушителем. Понятно, что стоимость ограниченного различными условиями неисключительного права всегда будет меньше, чем стоимость исключительного права, дающего правообладателю максимальный контроль.

Самостоятельная оценка товарного знака

Всего в оценке есть три основных подхода: затратный, доходный и сравнительный. Каждый из этих подходов смотрит на стоимость объекта под свои углом – затратный подход определяет стоимость исходя из суммы необходимых затрат на замещение объекта, доходный подход определяет стоимость исходя из будущих доходов от использования объекта, сравнительный подход определяет стоимость путем сравнения параметров объекта с аналогичными объектами, продающимися на рынке.

Отмечу, что сравнительный подход очень редко применяется специалистами для оценки интеллектуальной собственности из-за отсутствия достаточного объема рыночной информации, необходимой для его правильного применения и не рекомендуется для самостоятельного применения неспециалистам.

Прежде чем выбрать оценочный подход для самостоятельного расчета стоимости исключительного права на товарный знак, надо определить, используется ли уже данный товарный знак при производстве и продаже товаров или еще нет.

Если знак еще не используется по своему прямому назначению, то его следует оценивать затратным подходом, а если используется – доходным.

Доходный подход

Определять стоимость используемого товарного знака нужно с помощью доходного подхода к оценке, исходя из объема производства и реализации товаров, выпускаемых под этим знаком. Для такого расчета понадобятся примерно те же исходные данные, что и для расчета с помощью онлайн калькулятора, ссылка на который была приведена выше.

Порядок самостоятельного расчета с позиций доходного подхода выглядит следующим образом:

1. Определить совокупную выручку от реализации всей номенклатуры товаров под оцениваемым товарным знаком за последний отчётный год.

2. Определить среднегодовой долгосрочный (на ближайшие 5-10 лет) темп роста выручки от реализации всей номенклатуры товаров под оцениваемым товарным знаком. Если определить долгосрочный рост выручки затруднительно или есть основания считать, что роста выручки может и не быть вовсе, то для простоты расчетов можно считать темп роста выручки в будущем равным нулю.

3. Определить ставку роялти (вознаграждения) за использование оцениваемого товарного знака. Ставка роялти зависит от множества факторов – таких как отрасль промышленности, объем производства и других. В подавляющем большинстве случаев, по результатам расчетов ставка роялти по товарному знаку оказывается в интервале 1-7 % . При самостоятельном грубом расчете стоимости можно считать ставку роялти равной 4%.

4. Определить ставку дисконтирования. Определение ставки дисконтирования по всем правилам – это слишком сложный процесс для неспециалиста, поэтому, как и в случае со ставкой роялти, для грубого расчета стоимости можно использовать ставку дисконтирования равной 30%, или 0,3 в десятичном исчислении.

5. Посчитать стоимость по простой формуле С =(В*СР) / (СД-ТРВ), где

С – стоимость товарного знака;

В – выручка от реализации всей номенклатуры товаров под оцениваемым товарным знаком за последний год;

СР - ставка роялти;

СД – ставка дисконтирования;

ТРВ - среднегодовой темп роста выручки в будущем.

Пример оценки товарного знака доходным подходом:

Предположим, мы определили следующие значения необходимых показателей использования товарного знака: выручка от реализации товаров под оцениваемым товарным знаком за последний год (В) – 15 млн. руб.; ставка роялти (СР) – 4%; ставка дисконтирования (СД) – 30%; среднегодовой темп роста выручки в будущем (ТРВ) – 10%.

Тогда рыночная стоимость товарного знака равна: С = (15*0,04)/(0,3-0,1) = 3 (млн. руб.)

Затратный подход

Если товарный знак только зарегистрирован и еще не использовался при производстве и продаже товаров, то для определения его рыночной стоимости нужно использовать затратный подход, который основан на калькуляции затрат на замещение объекта оценки.

В данном случае нужно сложить необходимые типовые затраты на создание и регистрацию товарного знака в существующих условиях, а затем увеличить эти затраты на среднюю прибыль предпринимателя, вложившего свои средства в создание товарного знака.

Типовые затраты на создание и регистрацию товарного знака состоят из трех основных частей:

1. Затрат на оплату услуг дизайнера, который создает облик, стиль изображения или иное уникальное представление товарного знака;

2. Затрат на оплату услуг патентного поверенного по оформлению документов и сопровождению процесса регистрации;

3. Затрат на уплату госпошлин и необходимых экспертиз.

Порядок самостоятельного расчета стоимости неиспользуемого товарного знака с позиций затратного подхода будет выглядеть следующим образом:

1. Определить сумму всех прямых затрат на регистрацию товарного знака (дизайнер, патентный поверенный, госпошлины). В текущем уровне цен среднерыночные затраты по указанным группам составляют:

Оплата услуг дизайнера – 5000 руб.

Оплата услуг патентного поверенного – 25000 руб.

Оплата всей процедуры регистрации в Роспатенте – 21700 руб. (минимум)

Итого, общая сумма прямых затрат на регистрацию – 51700 руб.

Размер оплаты всей процедуры регистрации конкретного товарного знака в Роспатенте можно определить по таблицам видов юридически значимых действий и размеров пошлин, опубликованных Роспатентом, а именно по таблице 2 «Действия, относящиеся к регистрации товарного знака и знака обслуживания, географического указания, наименования места происхождения товара и предоставления права на географическое указание, наименование места происхождения товара».

Следует отметить, что величины затрат, необходимых для регистрации товарного знака, меняются с течением времени из-за инфляции и других причин, поэтому при самостоятельной оценке товарного знака затратным подходом следует использовать актуальные цены, которые будут присутствовать на рынке на дату оценки.

2. Определить среднерыночную (типичную) прибыль инвестора за вложение средств в создание товарного знака. Определение типовой прибыли инвестора по всем правилам – это слишком сложный процесс для неспециалиста, поэтому для грубого расчета стоимости можно считать прибыль инвестора равной 20%.

3. Посчитать стоимость по простой формуле С =З*(1+ПИ), где

С – стоимость товарного знака;

З – общая сумма прямых затрат на регистрацию знака;

ПИ – величина прибыли инвестора.

Пример оценки товарного знака затратным подходом:

Предположим, мы определили следующие значения необходимых показателей: сумма прямых затрат на регистрацию товарного знака (З) – 51700 руб.; величина прибыли инвестора (ПИ) – 20%.

Тогда рыночная стоимость товарного знака равна: С = 51700*(1+0,2) = 62040 (руб.)

Выводы

1. В ситуации, когда нужно быстро и без дополнительных затрат приблизительно определить стоимость товарного знака, можно воспользоваться онлайн калькулятором (см. ссылку выше) или провести расчет самостоятельно.

2. Необходимо различать исключительное право на товарный знак и право использования товарного знака по лицензии – рыночная стоимость этих прав разная.

3. В зависимости от того, используется ли товарный знак по своему прямому назначению или нет, самостоятельную оценку следует проводить разными оценочными подходами – если на дату оценки товарный знак используется для реализации товаров (услуг в случае знака обслуживания), то оценка проводится с помощью доходного подхода, а если нет – то с помощью затратного.

Начать дискуссию