Как сейчас происходит взаимодействие с госкорпорациями

Подробный конспект выступлений спикеров конференции GP Days 2022. Часть 3

16–17 сентября в Нижнем Новгороде состоялась крупнейшая IT-конференция GP Days 2022, организованная компанией Globus IT и рейтинговым агентством Тэглайн. Участниками мероприятия стали более 300 руководителей и сотрудников IT-компаний и digital-агентств со всей России. О ситуации на рынке и в компаниях рассказали более 40 топовых спикеров. В этой статье мы собрали выступления спикеров со стороны заказчиков и представителей крупных компаний, тесно связанных с госзаказом.

Пленарная сессия «Выжившие: как ИТ-отрасль адаптировалась к новым экономическим условиям. Взгляд крупного бизнеса»

Как сейчас происходит взаимодействие с госкорпорациями

Участники:

• генеральный директор компании СОНЕТ Алексей Малышев

• и. о. CTO Vprok. ru Дмитрий Панычев

• руководитель команды внешнего продвижения «ВКонтакте» Вячеслав Прохоров

• управляющий директор департамента ИТ-блока «Сеть продаж» Сбербанка России Валерий Толкачев

• руководитель направления hard&soft Globus Амир Якубов

• операционный директор red_mad_robot Илья Самофеев

• технический директор Skillbox Holding, руководитель программного комитета FrontendConf Глеб Михеев

Ведущий: CEO Globus IT Павел Короткий

Участники пленарной сессии делились мнениями о том, как крупные IT-компании и интеграторы чувствуют себя в существующих реалиях, с какими трудностями столкнулись их руководители и есть ли плюсы в сложившейся ситуации.

Дмитрий Панычев, и. о. CTO Vprok. ru, отметил, что дела на рынке e-grocery после событий февраля-2022 шли хорошо, люди активно закупали товары впрок, но затем пошел спад. С дефицитом определенных групп товаров удалось справиться: действует параллельный импорт и замещение. Однако сейчас компания рассматривает только те проекты, которые могут показать эффективность уже через полгода, максимум через год.

Между тем, много забот и у ВКонтакте после введения запрета на две другие популярные соцсети. «Пользователей больше 100 млн, но они не обладают единым паттерном поведения, всем хочется разного», — объясняет Вячеслав Прохоров, руководитель команды внешнего продвижения ВКонтакте.

Во второй половине марта многие крупнейшие рекламодатели взяли таймаут, произошла просадка бюджета по рекламному рынку в 2 раза, запуск таргетированной рекламы увеличился в несколько раз. Это привело к невероятной нагрузке на аукционную систему, но к сентябрю ситуация стабилизировалась. Однако неизвестно, что ждет рынок в четвертом квартале.

«Отрасль начала перестраиваться»

Валерий Толкачев, управляющий директор департамента ИТ-блока «Сеть продаж» Сбербанка России, рассказал, что после февральских событий с рынка массово ушли зарубежные вендоры устройств самообслуживания. «Это значит — нет устройств, нет сервиса, нет гарантированного потока запчастей. И отрасль начала перестраиваться. Некоторые участники, которые ранее занимались только поставками оборудования, начали двигаться в сторону реализации собственных устройств в России. Это, конечно, еще не импортозамещение, но движение в сторону повышения уровня технологического суверенитета».

С этим согласен и Амир Якубов, руководитель направления hard & soft Globus IT. Он отметил, что резко вырос спрос на альтернативные продукты, миграцию с зарубежных решений, цифровизацию и автоматизацию процессов. Это стимулировало российских вендоров быстро усовершенствовать свои продукты. Рынок адаптируется.

Илья Самофеев, операционный директор red_mad_robot, подчеркнул, что в это же время у ряда клиентов проведена оптимизация бюджетов. Ряд отраслей притормозил запуск новых цифровых сервисов, и в рамках концепции Run-Change-Disrupt клиенты сфокусировались именно на первой модели, то есть на сервисах, которые необходимы для реализации core-бизнеса.

Глеб Михеев, технический директор Skillbox Holding, руководитель программного комитета FrontendConf, на вопрос Павла Короткого, сложнее ли стало работать на рынке образования с появлением других игроков, ответил, что здоровая конкуренция, когда появляются новые проекты, повышает качество образования и стимулирует развитие IT-рынка в целом.

Алексей Малышев, генеральный директор системного интегратора «СОНЕТ», рассказал, что после событий февраля 2022 года перед их компанией появились задачи по обеспечению заказчиков доступом к вычислительной инфраструктуре (серверам, СХД, телеком-оборудованию), по выполнению гарантийных обязательств ушедших мировых вендоров. Возникла большая нагрузка на системы ИБ заказчиков, появилось много запросов на миграцию на отечественное ПО. Был организован параллельный импорт, с помощью внутренней экспертизы организована поддержка импортного оборудования, инсталлированного у заказчиков, стартовали проекты по миграции на отечественную IT-инфраструктуру. Особое внимание было уделено проектам ИБ.

Что дальше?

Амир Якубов считает, что бизнес уже освоился и оперативно пришел к цифровым трансформациям. Кроме того, активно совершенствуются программные продукты и формируются команды под эти проекты.

Дмитрий Панычев считает, что сейчас на российском IT-рынке работать «круто и драйвово». Но при этом большое количество стартапов вне сферы импортозамещения без поддержки цифровой независимости вряд ли смогут выйти на международный рынок.

Вячеслав Прохоров уверен, что сейчас надо сохранять гибкость, это даст большой запас для выживания. Его поддерживает и Глеб Михеев: «Нужно быть консервативными, умеренными, но если появляется окно возможностей — использовать его».

Алексей Малышев отмечает высокий уровень неопределенности к следующему году в связи с возможной нехваткой микроэлектроники в будущем. Экспертно можно гарантировать исполнение заказов пока до конца текущего года.

А для тех, кто до сих пор находится в панике, дает совет Валерий Толкачев: «Найдите направление, где вы лучшие, и делайте свою работу еще лучше. И все у вас будет хорошо!».

«Умри, но сделай». Перспективы рынка госзаказа в России на 10 лет и стоит ли на него переключаться: принципы, риски, правила игры

Как сейчас происходит взаимодействие с госкорпорациями

Спикер: Николай Апурин, Artwell

Импортозамещение — то, на чем нужно сконцентрироваться сейчас. И в этом, и в следующем году эта ниша даст IT-рынку заказы на триллионы рублей. Тут важна скорость, с которой вы можете заменить ПО, попавшее под санкции: в идеале — несколько месяцев, максимум — полгода.

Стоит обратить внимание на рынок разработки блокчейн и web 3.0. В этой области дефицит кадров даже превышает дефицит java-разработчиков.

Развитие проектов ГЧП (государственно-частного партнерства) — актуальная тенденция на рынке госзаказа. Надо продумывать, какие проекты могут заинтересовать государство: например, улучшить жизнь граждан или автоматизировать финансовые потоки. Вы формируете продукт, пишете официальное письмо на курирующее министерство и предлагаете свои услуги: вы готовы реализовать это, сопровождать, сделать все под ключ — в обмен на какой-то процент, который будет компенсировать ваши расходы.

Есть свои сложности в работе с госзаказом. Первые 10 госзаказов убыточны. Но на них вы научитесь все делать качественно и в срок. Здесь невероятно высокая планка приемки качества работ. Если вы сдали работу на день позже, вам могут не заплатить или оштрафовать на 30% от стоимости контракта, удержать обеспечение. Госзаказ не прощает ошибок. Всего один промах — и ваша компания внесена в реестр недобросовестных поставщиков на два года, в другом случае могут внести все компании с этим учредителем.

«Легкие решения» для «нелегкой» отрасли. ИТ в управлении банкоматной сетью

Как сейчас происходит взаимодействие с госкорпорациями

Спикер: Валерий Толкачев, управляющий директор департамента ИТ-блока «Сеть продаж» Сбербанка России

10 лет назад мы собрали все претензии о работе банкоматов и разобрали их вплоть до шестеренки. Мы не просто фиксировали факт сбоя, а разобрались, что именно произошло и в чем была причина.

После сотен консультаций с вендором железа и софта мы внедрили первые изменения и получили минус 40% обращений клиентов. Это очень хороший показатель. А потом споткнулись о следующее: не все вендоры могут делать то, что нам требовалось. И нас это не устраивало. Мы начали меняться.

Начали с того, что мы разложили процесс управления сетью устройств на 6 логических уровней.

Как сейчас происходит взаимодействие с госкорпорациями

Сейчас на первом уровне у нас цифровая платформа Сбера, на которую мы опираемся. Это инструменты, процессы и технологии. И если что-то единожды было создано и работает — переиспользуется.

Как сейчас происходит взаимодействие с госкорпорациями

На следующем уровне — управляющее ПО

В классическом варианте все должно работать на вендорском софте производителя банкомата. Но мы сделали свое управляющее мультивендорное ПО. Это первое решение, когда банк создает такие решения.

Как сейчас происходит взаимодействие с госкорпорациями

Кроме того, мы переходим на Linux собственной сборки для работы банкомата. Да, многие серверы и рабочие станции работают на Linux. Но в банкоматной сфере это первый случай, когда банкомат работает на Linux. Да еще и собственной сборки от банка. Мы начали эту работу несколько лет назад, и сейчас в свете последних новостей нам намного проще.

Почему мы приняли это решение? Мы посчитали, сколько стоит ОС в составе банкомата при средней жизни банкомата в 7 лет. Перейти на Linux экономически целесообразно. В следующем году 90% всей банкоматной сети переведем на Linux.

Как сейчас происходит взаимодействие с госкорпорациями

Мониторинг сети банкоматов автоматизирован на 90%, наблюдение и реагирование происходит постоянно в режиме реального времени. А это оперативное получение, хранение и использование данных со всей сети.

Это позволяет ускорить процессы, в том числе по урегулированию претензий, — все происходит максимально быстро. И реагировать на потребность клиента мы можем так же максимально быстро. Когда вы звоните на 900, чтобы сообщить нам о какой-то проблеме, скорее всего, мы ее уже решили. 78% обращений решаются при помощи автоматизированных средств. В 40% случаев вы даже не знаете, что была какая-то проблема.

ВКонтакте-2022: Новая реальность

Как сейчас происходит взаимодействие с госкорпорациями

Спикер: Вячеслав Прохоров, руководитель службы внешнего продвижения ВКонтакте

Важно понимать, зачем вообще люди приходят в социальные сети и как человек определяет, какой социальной сетью пользоваться. Критериев два:

1) человек идет туда, где у него есть тусовка, потому что социальные сети — это прежде всего люди, если в социальной сети нет людей, она становится асоциальной, и пользователям это не нравится.

2) вторая важная составляющая — это контент.

Как сейчас происходит взаимодействие с госкорпорациями

Возникает вопрос, почему тогда, когда аудитория Инстаграма идет вниз, аудитория ВК (синий график) не растет так же резко? Все потому, что (вопреки тому, как часто думают маркетологи) аудитории социальных сетей не являются изолированными друг от друга, то есть не происходит такого, что пользователь выбрал какой-то один проект. Люди чаще всего сидят в разных социальных сетях, и из этого очень много интересных психологических следствий исходит, но самый простой вывод формулируется следующим образом: дети не хотят сидеть в тех же социальных сетях, где есть их родители.

Плюс у людей происходит такой эффект, как скрининг аудитории, то есть в разных социальных сетях человек может примерять разные социальные роли. В какой-то у него более домашнее окружение, друзья, родственники, в какой-то — более профессиональная тусовка.

Что касается ВКонтакте. Там и так были практически все, но отличались паттерны поведения. И помимо чисто количественных оценок, стоит еще посмотреть на такие вещи, как время, проводимое в соцсети.

Рост произошел в первую очередь за счет вновь зарегистрировавшихся пользователей, — в основном, это молодая аудитория, которая пошла посмотреть: а что такого они еще не видели в этой жизни.

И этот процесс продолжается, происходит миграция бизнеса, авторов контента, но в целом мы можем сейчас констатировать, что по России аудитория ВКонтакте выглядит вот так (см. график) .

Как сейчас происходит взаимодействие с госкорпорациями

Дневная аудитория соцсети — порядка 50 миллионов пользователей, по миру аудитория — более 100 миллионов человек. Конечно, бизнес интересуют не все пользователи, а только целевая аудитория. Но чем выше количество пользователей, тем выше вероятность того, что в ней найдется достаточное количество нужных вам людей.

От ЦА зависит позиционирование продукта, коммуникационная стратегия и прочие комплексные вещи. Надо делать интересный контент, который актуален для вашей аудитории.

Мы приходим в социальные сети общаться, решать рабочие задачи, за развлечением и иногда за саморазвитием. И ваша задача, чтобы именно ваш контент зацепил внимание пользователя. Достигается это различными методами.

Базовые рекомендации по работе с ВКонтакте
Базовые рекомендации по работе с ВКонтакте

Фото: Михаил Солунин

Ссылки на предыдущие статьи:

Часть 1. «Как IT-компании и digital-агентства выживают в кризис»

Часть 2. «Как российские IT-компании осваивают зарубежные рынки»

1111
3 комментария

Комментарий недоступен

Комментарий недоступен

1

почему на сцене человек в куртке сидит?