Нужно ли платить за услугу, которая не оказана?

Предположим вы купили обучение, но решили отказаться от него еще до старта программы. Можете ли вы отказаться и сделать возврат? Да, можете. А если вы уже начали, и в процессе поняли, что вам оно не подходит? Читайте статью до конца, расскажу подробно.

По смыслу ныне действующего Гражданского Кодекса оплате подлежат фактически оказанные услуги. Подлежат оплате также услуги, которые не могли быть оказаны по вине Заказчика, а также фактически понесенные расходы Исполнителя в случае отказа Заказчика от Договора.

По логике, доказывать, что услуга оказана, необходимо Исполнителю.

Можно ли вернуть деньги за неоказанные или не полностью оказанные услуги?

Статья 782 ГК РФ и статья 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» дает право потребителю отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору”.

А вот, как указанные положения «работают» на практике.

Туризм.

Ситуация первая. Достаточно долго на рынке туристических услуг существовали компании, которые продавали неполный продукт. Под видом туристической услуги предлагалось бронирование отеля/апартаментов и т.д. Но сначала нужно было вступить в некий КЛУБ, участие в котором предполагало скидку при бронировании.

Невнимательных клиентов предложение привлекало своей ценой, на содержание продукта они не обращали внимание. Только после подписания Договора, оплаты услуг приходило озарение, что перелет в стоимость услуги не включен. Т.е. требуется не просто оплатить перелет, а подобрать удобные рейсы, и надеяться на удачу, что места в отеле будут. Потребитель обратился к нам за помощью, поставил задачу: расторгнуть договор “без потерь”, потому как не совпали его ожидания и реальность.

Туристическая компания расписала расходы, которые она уже понесла: отель/апартаменты забронированы, трансфер оплачен, и еще много чего из того, что в договоре не предусмотрено, включая агентские %.

И тут уже, доказать , что понесенные расходы не имеют никакого отношения к потребителю необходимо было самому потребителю. «Спасало» ситуацию то, что юристам было за что зацепиться. Практики еще не было – соответственно, допускались ошибки: например, апартаменты забронированы за компанией, а не Потребителем. Аналогично были оформлены расходы на трансфер и услуги гида. Результат: деньги были возвращены с %- за неудовлетворение требований Потребителя в досудебном порядке. Это дело мы выиграли. Однако есть очень много примеров, когда покупатели не обладают знаниями и информацией о собственных правах и не могут отстоять их в правовом поле без нервов и ругани.

Ситуация вторая. Перелеты. В последние два года туризм сталкивался с таким явлением, как отмена полетов, по причинам, которые никто не мог предугадать. Такие случаи к застрахованным рискам от невылета не имели никакого отношения. Страдали, как правило, обе стороны. Турфирма могла ведь бронировать невозвратные билеты. И в этом случае возврат денег был сложным. Хотя и возможным…. Но для этого требовалось время. А потребитель, в связи с тем, что услуга не оказана, требовал возврата денег в кратчайшие сроки. Бронь в отелях отменялась со штрафными санкциями и т.д.

Получается, что с одной стороны, услуга оказана. Турфирма сделала все, что от нее требовалось. С другой стороны, отдых не случился. Были случаи, когда денежные средства возвращались частично, за вычетом штрафных санкций. Но в большинстве случаев, надо отдать должное, нашим туроператорам, деньги возвращались в полном объеме. И это, в большинстве случаев, их инициатива.

И в том, и в другом случае, представители от Туризма были правы.

Обучение.

Обращаю внимание. Что предоставление доступа к материалам в случае обучения on-line, является достаточным основанием для того, чтобы признать услугу оказанной. Воспользовались Вы этим или нет – это уже Ваша проблема.

Поэтому… Прежде, чем подписать договор, я бы предложила обратить внимание, есть ли «установочные» лекции, чтобы Вы могли понять для себя: интересно Вам это или нет, есть ли возможность расторгнуть договор на любом из этапов обучения (например, когда материалы предоставляются поэтапно) отказаться от него и вернуть деньги. Если процесс обучения долгий, и Вы не уверены, что сможете «потянуть», обсудите условия оплаты и возврата заранее.

Интересный взгляд Автодилеров.

Клиент приобрел а/м. Одновременно с приобретением т/с ему была предложена услуга «Помощь в дороге», условия расторжения которой гласили следующее:

«В случае, если Абонентом заявлено о расторжении Договора в одностороннем порядке, ранее внесенный Абонентский платеж подлежит возврату в следующем порядке: 1) В связи с тем, что в первый Абонентский период Абоненту доступен к заказу больший перечень работ (услуг) по сравнению с остальными Абонентскими периодами (перечень услуг, доступных ТОЛЬКО в первый Абонентский период указаны в п. 3.4. Оферты) в случае, если Абонентом заявлено о расторжении в первый Абонентский период, возврату Абоненту подлежит сумма, равная 10 % от Абонентского платежа, поскольку стоимость первого Абонентского периода Стороны признают в размере 90 % Абонентского платежа» .

Как Вам такое?

В итоге Договор мы расторгли. Судом при этом было вынесено решение, по которому сумма в размере 1/12 от суммы абонентского платежа была удержана с Потребителя за 1 месяц пользования продуктом, остальная сумма подлежит возврату Потребителю.

Итого, можно ли вернуть деньги за неоказанные услуги? Можно, если они действительно не оказаны, материалы не выданы, и вы не имели возможности ими воспользоваться. Однако, часто это придется доказывать в суде.

Начать дискуссию