Личный опыт: f***up stories или почему исполнитель сам виноват?

Личный опыт: f***up stories или почему исполнитель сам виноват?

В этом материале я не буду рассказывать про «успешный успех» и «магию продаж». Мы поговорим о неприятном. О том, почему иногда в проектах у исполнителей что-то идет не так, как хотелось бы, и как это «не так» преодолевать.

Для удобства я декомпозировала проблемы на «болевые точки» (возможные причины), «боль» (проблема) и «таблетки» (возможные решения).

Болевая точка № 1

Его Величество Бриф.

Личный опыт: f***up stories или почему исполнитель сам виноват?

Бриф. Брифинг. ТЗ. Дебриф.

Дефиниций много, суть одна — письменная постановка задач. Если все на словах, в аудио сообщениях или на встрече «под запись» в блокноте, то брифом это не считается.

Боль.

Сценариев последующей «боли» и ее характера не счесть.

Приведу самые популярные:

  • в ходе проекта выясняется, что клиент хотел другое, думал иначе, вы не так все поняли. Крайний всегда исполнитель. И здесь мы, исполнители/подрядчики, и правда виноваты сами. Начали работу без утвержденного письменного задания.
  • клиенту не нравится результат. Если бы был бриф, мы бы обратились к нему.

Но нет брифа — нет аргументации.

  • вы не попадаете во вкус клиента. Предлагаете визуальные варианты, которые ему не нравятся. Если бы был бриф, там бы клиент указал четкие ссылки на то, что ему нравится, а что нет.

Таблетка.

Заполнение брифа и письменная подпись под заданием со стороны заказчика и исполнителя.

Если клиент отказывается или не может его заполнить, здесь варианта два: не брать проект в работу, либо заполнить за клиента, хотя и здесь есть подводные камни.

Болевая точка № 2

People come, people go

Личный опыт: f***up stories или почему исполнитель сам виноват?

Новые люди в проекте — это стресс не только для тех, кто присоединился в процессе. Как правило, это оборачивается немалым стрессом и для исполнителя.

Боль.

Здесь также вариантов развития событий множество.

Новый человек может решить поменять команду императивно. Вам могут не оплатить часть работ или не платить вовсе.

Новенький может менять задачи или императивно просить сделать работы вне договора.

Таблетка.

Фиксация перечня работ в договоре и брифе. Также советую фиксировать порядок оплат и сценарии в случае расторжения.

В случае неоплаты и смены исполнителей вам сильно поможет подписанный договор со стороны заказчика и принятые этапы работ, закрытые актами.

Если все же вам отказываются оплачивать проведенные работы, то это подготовка досудебной претензии. А далее — как договоритесь.

Болевая точка № 3

Переtoomuchить

Личный опыт: f***up stories или почему исполнитель сам виноват?

«Перетумачить» может каждый. В стремлении удовлетворить клиента и закрыть работы исполнитель иногда идет против условий подписанного им же договора.

Команда начинает креативить и давать дополнительные варианты работ.

Вот почему это далеко не всегда работает.

Боль.

Ограниченная вариативность договора дисциплинирует обе стороны: исполнитель имеет возможность планировать ресурсы команды, рассчитывать свои креативные силы и экономику проекта, заказчик также заранее находится в рамках того, что получит за оговоренную сумму контракта.

Если что-то пошло не так и вы решили сделать дополнительные вариант за свой счет, помните к чему это приводит:

  • чем больше вариантов (нейминга, лого, веб-дизайна), тем сложнее выбрать
  • чем больше дают, тем больше требуют. О вас, как о команде, может сложится неправильное представление, а именно «мы готовы на все ради вас, лишь бы только обслуживать нашего клиента. Можно даже не платить нам. Мы за идею и бесценный опыт».
  • вы легко уйдете в минус и проект окажется убыточным.
  • ваша текущая команда может изрядно устать, придется нанимать новых людей в проект. А это не только финансовые затраты, но и временные (брифинг никто не отменял).

Таблетка.

Сделать чуть больше на 1 вариант или сделать значительно больше (+20 вариантов) — решать вам. Помните, что все, что не зафиксировано договором, не оплачено.

Помните, что иногда (вместо слов благодарности) дополнительными (и бесплатными) вариантами вы дарите заказчику искаженную реальность, и как следствие, обесценивание вашего труда и команды.

Если вы решили делать дополнительные работы, старайтесь зафиксировать их объем дополнительными соглашениями и определить условия такого труда.

Болевая точка № 4

«Банкет заказываю я»

Есть несколько известных подходов по оплате работ.

Самые популярные - это:

  • авансирование 50% общей стоимости услуг, вторая часть - по закрытию работ
  • авансирование каждого этапа работ: либо 50%, либо 100%
  • постоплата каждого сданного этапа
  • постоплата всех работ

В каждом подходе есть свои плюсы и минусы.

Любое авансирование — это не только гарантия того, что свои обязательства заказчик выполнит, это еще и дополнительный плюс для судебной практики (был факт акцепта условий сделки).

Постоплата — это вопрос доверия заказчику и вопрос его известности.

Боль.

Если что-то идет не так (боль № 2, например), то ваш контракт приостанавливают, либо закрывают.

Если вы реализовывали проект поэтапно, клиент может сказать, что какой-то этап и вовсе им не принят. Есть риск уйти в минус.

Таблетка.

Вы можете договориться (прописать в договоре) на оплату фактически выполненных работ. В этом также удобно авансирование от всей стоимости работ или поэтапное.

Если есть вопрос к выполнению этапа, клиент отказывается его принимать, следовательно, оплачивать, то нужно смотреть бриф.

Если его нет, будет сложно что-то доказать, но возможно. Придется нанимать юриста и составлять претензию.

Клиент также может прислать мотивированный отказ от выполненных работ. В этом случае советую решать вопрос переговорами и взаимовыгодным решением.

Болевая точка № 5

Большие надежды

Личный опыт: f***up stories или почему исполнитель сам виноват?

Так бывает, что вы очень верите в свою команду и людей. Они особенные, классные, ведь они выбрали меня, мы теперь сила и все всегда круто. Не всегда и не все.

Боль.

Errare humanum est. Ошибки свойственны всем — копирайтерам, стратегам, дизайнерам и даже арт-директору.

Если вы ставите на проект одного исполнителя и хотите от него большую вариативность, будь то нейминг, дизайн или стратегические гипотезы, то иногда система дает сбой. Ваш крутой сотрудник не может показать должной дифференциации по вариантам. Вы выходите с тем, что в итоге вышло.

Таблетка.

Страховка креатива — хорошее дело. Берите +1 исполнителя на проект, либо будьте готовы самостоятельно в него включаться.

Если нанять дополнительных креаторов не получается, прибегайте к помощи нейросетей там, где это возможно. Но помните, что у каждой AI-платформы есть лицензионное соглашение, которое поясняет, что и как возможно использовать. Об этом я напишу отдельный материал.

P.S. Это практические советы, которые, надеюсь, помогут вам в ведении проектов и в договорных отношениях с клиентами. Good Luck!

11
Начать дискуссию