Маркетингу в МСБ быть?

По статистике каждый второй клиент EM Studio — это предприниматель. Кажется, мы знаем о них все: от сложностей стартапа до неповоротливости предприятия.

И все-таки мы решили проверить свои знания и лучше узнать проблемы малого и среднего бизнеса в области маркетинга и разработки продукта в текущем периоде.

Маркетингу в МСБ быть?

Наша команда провела опрос среди предпринимателей малого и среднего бизнеса на тему того, как строится маркетинг в компании, с какими сложностями сталкивается руководство и как ищет пути решения в 2023 году.

Профиль респондента

Нам отвечали сотрудники микробизнеса и малого бизнеса следующих отраслей:

  • торговля
  • производство
  • услуги для бизнеса
  • образование
  • медицинские услуги
  • транспорт

Респонденты в основном работают с B2C аудиторией.

В меньшей степени — B2B и D2C.

О стратегии говорили

Радует то, что у подавляющего большинства (44%) есть внедренная маркетинговая стратегия.

15% заказывали данную услуги, но получив стратегию, не воспользовались ей. Печальная, но довольна знакомая история. Причины здесь банальны: нехватка ресурсов, большое количество операционных задач, отсутствие четкой организационной структуры, низкая мотивация и страх изменений.

В этом случае, как правило, рекомендуется включать авторский надзор по внедрению стратегии.

А вот 17% мечтают о стратегии, но не понимают, из чего она состоит и какой конечный результат.

Здесь добавлю пояснения.

Если мы говорим о классической маркетинговой стратегии, то результатом будет медиаплан с целевыми каналами, планом продуктовых лончей, бюджетирование на отчетный период.

В бренд-стратегии результат работ — это несколько гипотез позиционирования, платформа бренда. К гипотезам рекомендуем добавлять Look & Feel Moodboard для упрощения визуализации.

В коммуникационной стратегии — это ключевая идея, ее декомпозиция по целевым каналам с учетом аудиторий.

В продуктовой стратегии — это ассортиментная матрица, модели потребления продукта, продуктовая политика.

Музыку заказывали

У 47% маркетинг представлен inhouse, 19% — за полный аутсорс услуг, 34% сочетают оба подхода, закрывая часть задач внутри, а часть — подрядчиками.

Больше всего сложностей вызывает внедрение и использование технологий (сервисов), распределение рекламных бюджетов по каналам, аналитика (как конкурентного окружения, так и собственной стратегии и продукта).

На последнем месте — сложности с визуалом. Это развитие фирменного стиля по внешним и внутренним каналам: SMM, сайты, презентационные материалы компании.

Errare humanum est

Мы также включили вопрос об ошибках — управленческих и маркетинговых.

Маркетингу в МСБ быть?

Из топовых ответов — это:

  • ошибочное бюджетирование по каналам или экономия на рекламе и настройках
  • ошибочный выбор рекламных каналов, как следствие, нецелевое расходование бюджета
  • ошибочный выбор целевой аудитории
  • поздно подключили маркетинг-команду (из-за этого проект провалился, либо не был раскручен)
  • отсутствие системности в маркетинге и продвижении

Personal touch

Для того, чтобы статья не выглядела отчетно, я решила добавить свои наблюдения (инсайты) по особенностям построения маркетинга и заказа маркетинговых услуг в b2b и b2c.

Почти каждый наш проект завершается просьбой собрать (или пересобрать) маркетинг, оказывать поддержку команде заказчика на регулярной основе. Это происходит потому, что текущая модель клиента малоэффективна, либо отсутствует в принципе.

Рассмотрим основные маркетинг-модели и их особенности.

Маркетингу в МСБ быть?

Есть несколько общепринятых моделей построения маркетинга inhouse.

Классическая модель — это создание внутри компании одноименного отдела из 3-5 человек и делегирование полномочий и ряда каналов.

Плюсы такой модели:

  • глубокое погружение в продукт и знания о бренде
  • экономия на агентствах и подрядчиках при условии высоких компетенций и автономности сотрудников
  • мотивация сотрудников создавать и творить внутри WOW-продукты на благо компании
  • возможности неограниченного роста и генерации идей по R&D и кросс-маркетингу
  • здоровая конкуренция внутри отдела

Минусы:

  • ФОТ и налоговая нагрузка
  • мотивация сотрудников — это не всегда система бонусов
  • многое зависит от руководства — нужно постоянно драйвить маркетинг собственным примером, не бояться изменений и рисков

Есть также усеченная версия классической модели — только руководящее звено — директор по маркетингу/ начальник отдела — внутри компании. Такой топ по маркетингу, как правило, подчиняется генеральному или/и исполнительному директору.

Плюсы:

  • экономия бюджета компании
  • есть ответственный человек “з«за все»

Минусы:

  • директор может выгореть и уволиться
  • есть риск появления большого числа подрядчиков, которыми надо управлять
  • риск того, что директор будет заниматься менеджментом подряда и документооборотом, а не маркетингом

Модель аутсорса:

Маркетинг-отдел отсутствует. Все функции берут на себя подрядчики.

Плюсы:

  • можно собирать любую аутсорс-команду под ваши требования и бюджет
  • вы знакомитесь с рынком, узнаете компании, можете рекомендовать коллегам
  • вы можете получить неплохой результат, если четко ставить цель и задачи, контролировать и корректировать

Минусы:

  • нет погружения в продукт: всех надо брифовать и «растить» знания о вашем бренде. Это затратно по времени
  • нужен контроль и отчетность. Значит, отдельный человек на это.
  • все требует тест-периода. Если подрядчик не устроил, надо начинать заново

Микс-модель:

Данная модель наиболее гибкая и удобная, на мой взгляд.

В команде заказчика есть несколько человек, ответственных за маркетинг. Функционал четко разделен между ними.

Плюсы:

Вы можете выбирать сотрудников с различными компетенциями и разделять обязанности. Например, если ваши приоритетные каналы — это маркетплейсы и контекстная реклама, вы можете нанять сотрудника на менеджмент кабинетов, аутсорсить продвижение товаров и SEO, а также специалиста/ компанию по контекстной рекламесотрудники возьмут на себя постановку задач и контроль подрядчиков.

Сотрудники возьмут на себя постановку задач и контроль подрядчиков.

Минусы:

  • все равно придется контролировать все работы как внутри вашей мини-команды, так и на аутсорсе
  • нужно будет продумать систему мотивации и повышения компетенций. Возможно следует предусмотреть обучение сотрудников.

И еще пару напутствий

Выбирая любую маркетинг-модель, помните, что важно не только распределить задачи и бюджет, но еще и грамотно сформировать бриф (техническое задание), обеспечить подрядчику должное погружение в продукт, обсудить заранее точки контроля и способы достижения kpi.

Принимая работы, не забывайте про интеллектуальную собственность и права третьих лиц. Проверяйте подрядчика на предмет источника изображений, вида лицензии шрифтовой гарнитуры, музыкального произведения и пр.

Не забывайте про договорной процесс, закрытие работ актами, право мотивированного отказа и доработок. Оговаривайте заранее количество правок и степень возможных изменений.

Полный результат отчета доступен по ссылке.

22
Начать дискуссию