Как посчитать прибыль в бизнесе. Внедрение управленческого учета. Пошаговая инструкция и шаблон. Часть 2

На связи снова Михаил Яненко-Базанов - финансист-предприниматель! В этой статье я расскажу, как в моем шаблоне для ведения финансового учета правильно считать прибыль, ну и, соответственно, заполнять отчет о прибылях и убытках (ОПиУ). Если вы еще не читали мою предыдущую статью про внедрение учета, рекомендую начать с нее, так как эта статья по сути является продолжением. Давайте начнем с теории, а именно с отличий заполнения отчета о движении денег (он же ДДС) и отчета о прибыльных и убытках (он же ОПиУ). Кому удобнее воспринимать материал в видео формате, вот ссылка на видео.

Как посчитать прибыль в бизнесе. Внедрение управленческого учета. Пошаговая инструкция и шаблон. Часть 2

Начнем с теории

Первое ключевое отличие – отчет о движении денег (ДДС) заполняется кассовым методом. Когда пришли деньги, в тот месяц мы их занесли, когда оплату сделали, в тот месяц мы занесли. Например, нам в августе пришла предоплата 200 тысяч рублей за разработку сайта, ее заносим в август. Однако в отчете о прибылях и убытках эти 200 тысяч рублей попадут в тот месяц, когда мы эти деньги выработали и с клиентом подписали акт (клиент принял работу), и это называется метод начисления.

Допустим, у нас контракт на разработку сайта на 300 000 руб.: 200 тыс. предоплата и 100 тыс. пост оплата. Например, в августе нам клиент оплатил предоплату 200 000 руб. В августе и сентябре мы делаем сайт. В октябре мы закончили работу, и клиент его принял, а оплатил нам оставшиеся 100 000 руб. в ноябре. Соответственно, по кассовому методу в отчете о движении денег 200 000 руб. попадают в август (они пришли в августе), 100 000 рублей в ноябрь (они пришли в ноябре). В отчете о прибылях и убытках все 300 000 р. попадут в октябрь, когда мы закончили полностью работу и сдали клиенту сайт или подписали акт. Это и называется методом начисления. То есть нам неважно, когда пришли деньги, важно когда и на какую суммы мы оказали услуг. В случае с нашим примером мы даже 100 000 руб. еще не успели получить (т.к оплата в ноябре), но в выручку попали все 300 000 руб., так как услуга оказана и эти 100 000 руб. клиент должен нам.

Отличие учета кассовым методом и методом начисления
Отличие учета кассовым методом и методом начисления

То же самое с расходом. Допустим, в отчете о движении денег вы пополнили Яндекс Директ в августе на 100 000 руб. Возникает вопрос: а в отчете о прибылях и убытках в какой месяц попадут эти 100 тысяч? Ответ кроется в том, а сколько мы потратили бюджета из Директа и когда. Например, если в августе мы пополнили в самом конце месяца и вообще не успели запустить рекламу или, например, успели открутить 30 тысяч рублей, то в отчете о прибылях и убытках в августе будет Директ 30 тысяч рублей. Еще 50 тыс. попадут в сентябрь, так как в этом месяце мы открутили 50 тысяч рублей, а оставшиеся, 20 тыс. потратили в октябре, и тогда мы заносим в октябрь.

Как правильно учитывать расходы в ОПиУ
Как правильно учитывать расходы в ОПиУ

Аналогично с зарплатой. Предположим, менеджер по продажам отлично поработал в августе и заслужил бонус 100 тыс. руб. Выплату вы сделали в сентябре, соответственно в ДДС 100 000 руб. попадут в сентябрь. А вот в отчет о прибылях и убытках эти же 100 000 рублей попадут в август, так как этот бонус за август.

Есть еще нюансы про то, как учитывать оплаты, которые относятся к себестоимости товара/услуги, да и еще немало тонкостей. Я очень рекомендую вам посмотреть запись моего вебинара, где я подробно рассказываю про эти нюансы. Видео доступно по ссылке.

Как вести журнал операций, чтобы правильно заносить данные в ОПиУ

Вы уже знаете, как пользоваться журналом операций из моей первой статьи. Надеюсь, вы уже начали вести его и заполнять ДДС. Про то, как вести журнал, чтобы корректно заполнялся ОПиУ я буду рассказывать на примере проектного бизнеса. Очень важно пользоваться правильно методом начисления для всех статей, которые относятся к выручке и к переменным расходам в ОПиУ. В ДДС они отображаются в поступлениях и в производственных расходах. В этих статьях обязательно нужно, отмечать договор/проект, и ставить корректный месяц начисления. Если сложно воспринимать в формате статьи, напоминаю, есть видео инструкция.

Представим, что в сентябре вы получили по проекту предоплату в размере 200 000 руб. по аналогии с предыдущим примером. В сентябре мы заплатили зарплату производственному персоналу 40 000 руб., это то, что относится непосредственно к реализации услуги. Потом выплатили еще по 50 тысяч рублей производственному персоналу в октябре и ноябре. В отчет о прибылях и убытках расходы, которые относятся впрямую к реализации услуги подтягиваются вместе за выручкой (так называемые, переменные расходы). Если мы в ноябре сдали проект, нам пришли еще 100 тысяч от клиента, то в отчете о прибылях и убытках это все должно попасть в ноябрь. С постоянными расходами логика другая, частично это мы уже разобрали в самом первом примере.

Как посчитать прибыль в бизнесе. Внедрение управленческого учета. Пошаговая инструкция и шаблон. Часть 2

Теперь мы заполняем столбец “Месяц начисления”. Когда мы сдали проект (в нашем случае это ноябрь), по всем операциям, связанным с реализацией этого проекта, мы ставим 30-е ноября в столбце “Месяц начисления”. Все суммы за ноябрь подтянутся в листе “ОПиУ” и появится значение маржинальной прибыли.

Как посчитать прибыль в бизнесе. Внедрение управленческого учета. Пошаговая инструкция и шаблон. Часть 2

Все данные автоматически подгрузились в ОПиУ

Как заносить остальные расходы (постоянные)

Рассмотрим постоянные расходы, с ними все проще. Скажем, 20 ноября мы выплатили менеджеру проекта 40 тысяч рублей. Нужно понимать, за какой месяц эти деньги? Если это деньги за ноябрь, то мы ставим месяц начисления ноябрем. Или же вы могли заплатить те же 40 000 руб. в ноябре, но это ЗП за октябрь, тогда месяц начисления - октябрь.

Обратите внимание, здесь мы проект не отмечаем, потому что эти платежи не относятся впрямую к реализации услуги.

Как заносить ЗП в ОПиУ
Как заносить ЗП в ОПиУ

Как правильно заносить крупные покупки

Представим, что вы купили свой мощный сервер (статья “онлайн-сервисы и ПО”). Маловероятно, что он вам реально нужен, но предположим, что вы совершили покупку на 1 млн. руб. 17 января. В ДДС данная покупка попадет январем, все четко. Но в отчет о прибылях и убытках будет странно весь миллион рублей закидывать одним месяцем, потому что эта оплата не является расходом одного месяца, вы будете пользоваться этим сервером явно не только в январе, но еще длительное время. Все крупные покупки мы обычно амортизируем или, говоря простым языком, размазываем на какой-то срок по отчету о прибылях и убытках. Я рекомендую не усложнять и разбивать равными частями на год.

Соответственно, миллион рублей делим на 12, получаем по 83 тысячи. Давайте возьмем по 100 тысяч на год для ровного счета. Копируем эту операцию 10 раз. Дата оплаты и общая сумма такая же, чтобы миллион как был, так и был в расходах ДДС января. А вот в отчете о прибылях убытках это должно попадать равными частями в каждый месяц. То есть за январь, за февраль, за март и так далее мы проставляем соответствующие месяцы в последнем столбце.

Как учитывать крупные покупки в ОПиУ
Как учитывать крупные покупки в ОПиУ

Соответственно, в отчете о прибылях убытках эта сумма размажется на нужное количество месяцев, ведь вы не используете этот сервер один месяц, он приносит полезные действия в течение длительного времени. В бухгалтерском учете есть целая технология амортизации, в ней прописаны разные сроки амортизации разных основных средств. Для малого бизнеса, я опять-таки повторюсь, рекомендую не усложнять, вы просто его размазываете на год, и это будет окей.

Не забудь про налоги

Остался последний момент, связанный с налогами. И да, про них многие забывают. Налоги заполняются чуть по другой логике, т.к. мы платим их сильно позже, а прибыль хочется узнать уже по итогам каждого месяца. И поэтому налог мы просто заносим по формуле. Если у вас налог в УСН доходы, то вы просто вычитаете 6% с ДДС. Напомню, налог УСН платится с поступлений, а не с выручки. Вы уже поняли, чем отличается выручка в отчете о прибыли и убытках и поступление в ДДС. В разные месяца это разная сумма, поэтому формула берет исходные данные из ДДС.

Где заносить налоги
Где заносить налоги

Не забывайте про плюс 1% свыше 300 тысяч оборота в месяц. Это тоже по формуле легко сделать. Страховые взносы разделены по ИП на 12 месяцев, все это легко по формуле добавить. Если у вас патент - делите патент на 12 месяцев. Для УСН (доходы минус расходы) обычно налог выходит около 2% с оборота, тоже легко посчитать по формуле. Если вы все сделали правильно, налоги будут считаться автоматом. И вы увидите операционную прибыль (прибыль до налогообложения), и, соответственно, вашу чистую прибыль.

Заключение

Если у вас остались какие-то вопросы, предложения по улучшению, пишите их в комментариях к этой статье. Конечно же ставьте лайк, все это помогает продвигать статью. Если вам все понравилось, обязательно подпишитесь на мой телеграмм канал. Шаблон для ведения учета находится в тг канале в закрепе "полезная информация". На мой блог в VC тоже можете подписаться, т. к. я точно буду еще выкладывать подобные статьи. Если есть конкретные темы, которые вам интересны, пишите в комментариях.

Начать дискуссию