Людмила Екименко. Медиация и открытый диалог в команде. Что такое бизнес-медиация?

Людмила Екименко
Людмила Екименко

Сегодня гость делового журнала «BRAND MEDIA», в рамках которого реальные эксперты делятся своим опытом и дают советы – Людмила Екименко, бизнес-медиатор, специалист по внешним и внутренним коммуникациям.

– Людмила, что это такое – бизнес-медиация?

– С юридической точки зрения – это досудебное решение конфликта. Но, по сути, моя деятельность гораздо шире. Это и про единое понимание цели и движение к ней, и про здоровую атмосферу и бесконфликтный диалог в команде, и про эффективность в бизнесе.

Разрешить конфликт мирным путем – важно, но еще важнее – предотвратить его. Для этого нужно научить стороны говорить на одном языке, научить их договариваться. А это сложно, ведь открытость и доверие – присутствуют далеко не во всех командах.

– Почему люди не слышат друг друга? Как происходит урегулирование этого момента?

– Часто причины недопониманий и споров кроются в битве амбиций. В отсутствии гибкости. В различии понятийных аппаратов – в одни и те же формулировки люди вкладывают разные смыслы, додумывают то-то свое. А еще – в недоверии и страхах.

Моя главная задача – создать пространство, в котором возможен диалог. Отчасти медиатор похож на риелтора: беседует индивидуально с каждой стороной, помогает выстроить диалог, разрешить несогласия, учесть интересы всех и в итоге – договориться.

– С какими типичными проблемами сталкиваются команды?

– Единство понимания стратегии и вовлечение в нее всего коллектива. Сложность в том, что у каждого сотрудника из-за того, что мир нестабилен, много своих страхов, когнитивно-поведенческих привычек. Именно этот внутренний контекст и мешает двигаться вперед.

Выгорание сотрудников. Состояние команды можно сравнить с процессом плавления. Когда она входит в стадию перегрева, выгорание неизбежно. Да, иногда коллектив может ненадолго уходить в зону дискомфорта, чтобы загореться целями, получить приток сил и адреналина. Но ненадолго. Как только руководитель видит перегрев, он должен уберечь команду от скатывания в выгорание. Важно уметь в стрессе мерить эту «температуру».

Людмила Екименко, командный тренинг в компании Ростелеком.
Людмила Екименко, командный тренинг в компании Ростелеком.

– Нужна ли медиация, когда у сторон нет конфликта?

– Да, например, третья непредвзятая сторона будет полезна при составлении партнерского соглашения. Во-первых, есть перечень вопросов, по которым обязательно нужно пройтись, чтобы договориться о правилах игры. А во-вторых, важно обговорить не только точку входа, но и точку выхода, если что-то пойдет не так – это поможет избежать конфликта в будущем.

– Людмила, у тебя 20-летний управленческий опыт. Что, на твой взгляд, изменилось за это время в корпоративной культуре, людях, их ценностях?

– Поменялся мир: был аналоговый, стал цифровой. Сегодня перед многими бизнес-командами стоит вызов: как со своей базовой основой – иерархией – войти в новое пространство, где совсем другие системы координат и ценностей. Мы живем в новой реальности, которую называют SHIVA-мир (тревожный и непредсказуемый). И любому руководителю важно понимать, что той стабильности, что была раньше, не будет.

Команды нового поколения уже живут в этой парадигме: при необходимости умеют быстро пересобраться, проанализировать («а туда ли мы идем?»), признать свои ошибки и в моменте поменять стратегию. А люди старой формации часто продолжают нести «чемодан без ручки», вести неработающий бизнес. А в цифровом мире эффективна адаптивность и гибкость. Так что, нам всем придется «закачивать» эти навыки будущего.

– Что это за навыки?

– Сонастройка друг друга без слов на уровне телепатии (смеется, – примеч.ред.): понимание, кому что нужно в данный момент. И у меня есть примеры таких команд. Это молодые IT-шники. Они умеют быть честными друг с другом, легко говорят о проблемах в партнерстве, в коммуникациях или в бизнесе в целом. Умение признать, что ты в чем-то слаб и совершить стратегический разворот – это сила. Поэтому подобные компании такие прорывные.

Маркер здоровой атмосферы в команде – когда каждый сотрудник может заявить, что он хочет, что ему интересно, чего ему не хватает. Коллективы, в которых царит блеф, лицемерие и провокация, где боятся повернутся к «товарищу» спиной – не выживут! Им не помогут ни тимбилдинги, ни внедренные аgile-процессы, ни сформулированные на бумаге командные ценности.

– Почему так важно открыто говорить о своих сомнениях, страхах, тревогах?

– Недостаток доверия – это проблема, возникающая не только в работе, но и в целом в жизни современного человека. И самое главное препятствие – это страх потерять власть, работу, отношения или что-то иное. Суть в том, что скелеты в шкафу (недовольства), рано или поздно все равно оттуда вывалятся. И тогда вспыхнет конфликт.

Людмила Екименко. Медиация и открытый диалог в команде. Что такое бизнес-медиация?

– В каком бизнесе востребованы медиаторы?

– Абсолютно везде, где есть соприкосновение «человек-человек». Недавно, например, я работала с одним издательством. Сотрудница, хороший профессионал, воспринимала в штыки любое распоряжение начальства, аргументируя невозможностью его исполнения. А после трехчасовых уламываний, соглашалась и выполняла его за 30 минут. Применив предложенный мною алгоритм действий, руководитель избавилась от этой проблемы, с удивлением заметив, что сама бы она никогда не посмотрела на проблему с этой стороны.

– Какие инструменты применяет медиатор?

– Работа с «я-сообщениями», когда человек говорит о своих чувствах, ожиданиях («я хочу», «я рассчитываю», «я не согласен», «я не понимаю» и т.д). АВС-анализ (когнитивно-поведенческая психология). Зная «крючок», который цепляет, можно самостоятельно разложить проблему на кубики и проработать. Теперь эта задача будет в фокусе вашего внимания, а значит энергия будет тратиться на ее выполнение, а не на прокрастинацию и страдания. А привычка отслеживать свои мысли и эмоции поможет управлять собой.

– Как ты пришла к пониманию, что ты можешь приводить к миру конфликтующие стороны?

– Я с детства жила в парадигме интуитивного прощупывания пространства. Приобрела коммуникативную гибкость, понимание, где можно маневрировать. Взрослея, получила новые skills. В рамках Президентской программы я проходила стажировку на крупном промышленном предприятии. Там научилась взаимодействовать с людьми гораздо старше и статуснее себя. Потом долгое время проработала в сфере политики.

В свое время, будучи предпринимателем, не смогла договориться со своими партнерами в своем бизнесе и мне пришлось с ним расстаться. Знай я тогда инструменты медиации, в моей жизни было бы больше результатов и меньше потерь. Поэтому сейчас помогаю нарабатывать эти способности своим клиентам. Считаю это своей Миссией.

Людмила Екименко. Глава Исполкома партии Родина, получает награду от Алексея Журавлева. 2017 год.
Людмила Екименко. Глава Исполкома партии Родина, получает награду от Алексея Журавлева. 2017 год.

– А какие рекомендации можно дать человеку, столкнувшемуся с коммуникационными проблемами?

– Говорите о своих мыслях, идеях, чувствах. Если нет возможности обратиться к ментору, самостоятельно проанализируйте, что мешает прийти к цели. Поговорите с друзьями – опыт другого человека может пригодится. А еще, от общения повышается гормон положительных эмоций – окситоцин. Это поможет унять тревогу и понизить стресс.

– Думаю, здесь может быть полезна твоя книга о создании культурного кода и диалоге в команде «Дирижер»…

– Да! Она может стать личным инструментарием, алгоритмом самостоятельного выхода из сложной ситуации. В ней много ссылок на психологические исследования, помогающие понять «откуда растут ноги» проблем и что с этим делать. Есть шаблоны переговоров: перечень вопросов для тех или иных ситуаций.

– Спасибо, Людмила!

Друзья, ставьте лайк, пишите в комментариях, что было полезного. С вами были ведущие программы Павел Багрянцев и Полина Правда.

11
1 комментарий

Как точно сказано про выражение чувств и переживаний ртом. Это же важно просто начать говорить, делиться, будет больно, возможно, но нужно помнить, что лучше сказать, чем подавлять

2
Ответить