Почему "Мастер и Маргарита-2024" не имеет ничего общего с романом Булгакова?

Когда спадает ажиотаж, самое время написать рецензию. Фильм состоялся, хотя бы потому, что за две недели собрал более 1 млрд руб. в кинопрокате. Но это мы еще "Барби" не видели, так что сравнить можно только с "Холопом" или "Чебурашкой. Но сравнивать будем с оригиналом.

Почему "Мастер и Маргарита-2024" не имеет ничего общего с романом Булгакова?

Понимаю, почему новый фильм Локшина так заходит. Тут и голливудские спецэффекты, и компьютерная графика, и аллюзия на «Джокер», и уморительно смешные сцены с бегающим по площади Иваном Бездомным, который правду говорил: «Там консультант, шпион, Берлиоза убил, кот на крыше!!!» Или актуалочка от поэта Бездомного:

«Нам не нужен больше рай, мы поедем в Крымский край!»

Потрясающий Воланд немец Аугуст Диль

Кастинг отличный. Аугуст Диль из «Бесславных ублюдков» — удачное прочтение Воланда с анаграммой W, которая легко превращается в «М» на шапочке Мастера и в «Метро» — через отражение в луже. И даже пара «Цыганов — Снигирь» на своем месте. Весь требуемый по ситуации драматизм соблюден. Актерская игра без изъяна.

Однако нужно отметить, что Локшин создал свой сюжет, поместив внутрь новой экранизации оба романа, а не один, как у Булгакова, приправив собственными находками, — но местами потерял идеологический ракурс. Например, шабаш в театре Варьете закачивался тем, что все подаренные «люксовые бренды» испарились, а деньги превратились в бумажки. А в новой версии видим «иностранные инвестиции в обмен на репарации». В первом ряду проверили — «деньги настоящие». Впрочем, учитывая американское гражданство режиссера Михаила Локшина — понятно и сойдет.

Исчез и важнейший персонаж — Левий Матвей, именно он просил Воланда наградить Мастера и Маргариту покоем. А ведь здесь и заложена, как мина, главная дилемма романа Булгакова: у кого просить — у Силы Света или у Силы Тьмы? Булгаков не был ни религиозным человеком, ни атеистом-богоборцем. Он скорее был внутри дуалистического манихеизма, мозаичного религиозного учения Мани, в котором всего понемногу — и христианства, и зороастризма, и буддизма, а исход главной битвы — Добра и Зла не определен. Именно поэтому у Булгакова получилось не Евангелие от Мастера – а Евангелие от Лукавого.

Мистика из романа Булгакова выпита, как кровь барона Майгеля. Никакой мистики у Локшина нет и в помине — все, что происходит в Москве, это лишь больное воображение Мастера (Цыганова), которого поместили в психушку. И Воланда не было, это лишь иностранец, который «дал прикурить».

В целом, «ПРОДЕЛАНА БОЛЬШАЯ РАБОТА». Фильм хороший, рекомендуем для просмотра, но он не имеет отношения к чтимому нами произведению.

Так смотреть можно только на Цыганова
Так смотреть можно только на Цыганова

Еще больше интересного - в моем телеграм-канале "Зебра"

5 комментариев

«Понимаю, почему новый фильм Локшина так заходит»

А дальше стало очевидно, что вы совершенно не понимаете. Перебираете детальки поверхностного слоя.

Ответить

Локшин хотел назвать свое творение Воланд. Вот этого и надо было держаться. Детальки поверхностного слоя перебирают те, кто пытаются найти сходство у двух самостоятельных произведений.

Ответить

Пусть каждый, читая евангелие, подчеркнет всё то, что ему кажется вполне простым, ясным и понятным, – синим карандашом, отметив, кроме того, красным карандашом из отмеченного синим слова самого Христа, в отличие от слов евангелистов, и пусть перечтет эти отмеченные красным места несколько раз. И только после того, как он хорошо поймет эти места, пусть снова перечтет и остальные, раньше не понятые им и потому не отмеченные им, места из речей Христа и пусть подчеркнет красным и те из них, которые стали ему понятны. Места же, содержащие слова Христа, оставшиеся совершенно непонятными, а также непонятные слова писателей евангелий, пусть оставит совсем не отмеченными. Отмеченные таким образом красным места дадут читателю сущность учения Христа, – дадут читателю то, что нужно всем людям, и что поэтому Христос сказал так, чтобы все могли понять. Места, отмеченные только одним синим, дадут то, что писатели евангелий говорят понятного от себя. Очень может быть, что при отметках вполне и не вполне понятного различные люди отметят различное, так что понятное для одного покажется темным для другого; но в самом главном все люди непременно сойдутся, и для всех одно и то же покажется вполне понятным. Вот это-то, вполне понятное всем, и составляет сущность учения Христа. Лев Толстой. КАК ЧИТАТЬ ЕВАНГЕЛИЕ И В ЧЕМ ЕГО СУЩНОСТЬ?
Ясная Поляна 22 июня 1896 г.

Ответить

в том то и дело что осталось только название, чтобы можно было выть и кричать дескать ах посмотрите запрещают нашего любимого Булгакова)))

Ответить

У этого фильма есть одно потрясающее свойство - после него хочется перечитать оригинал )))

Ответить