Эйфелева башня. Краткий исторический ликбез знаменитой "парижанки"

Автор фотографии Даниил Муха. Фото из личного архива.
Автор фотографии Даниил Муха. Фото из личного архива.

Дорогие читатели, начав писать про самую знаменитую “парижанку” нашей эпохи, хотел бы я спросить вас: какие названия у вас ассоциируются с Францией? Я за себя отвечу, что бренды под маркой Made in France очень популярны в мире: Citroen, Alcatel, L’Oreal, Louis Vuitton, Peugeot, Guerlain, Hennessy, Moulinex, Chanel, Bugatti, Tefal и многое многое другое.И, конечно же, каждый гость, с замиранием сердца направляющийся в столицу Франции, одной из самых популярных стран среди туристов, сразу же увидит очень узнаваемый во всем мире силуэт главной достопримечательности Парижа, пусть даже относительно молодой – Эйфелевой башни. Да, да, это самая знаменитая парижанка, которая никогда не покидала пределов столицы Франции. Вот о ней и будет мой дальнейший рассказ.

Осенью 2015 года новой эры я с другими туристами оказался на два дня в столице Франции. Погода была типично осенней, с солнечными днями, но с переменной облачностью. С берегов реки Сены иногда дул прохладный ветер, но самое главное не было холодно и нас не беспокоили дожди. Туристов, как и обычно, было очень много. Хорошо помню экскурсию желающих поехать в пригород Парижа, именно в Версаль, о чем я уже рассказал в своем недавнем очерке.Теперь нас снова ждал чопорный и богемный Париж! Мы высадились из автобуса в районе Марсова поля, радом с площадкой для обзора и двинулись в сторону Эйфелевой башни, что находится чуть ниже нас, но ее силуэт возвышался надо всеми. Даже я, высокий, на возвышении (а башня стояла внизу) оказался ниже ростом этого гиганта. Ее размеры (300 метров) действительно впечатляют, и ее автор, инженер Гюстав Эйфель добился своего – показал всю мощь промышленной эпохи.

Итак, расскажу теперь об авторе этого удивительного творения. Александр Гюстав Эйфель (1832 – 1923 г. г.), французский инженер и общественный деятель родился в Дижоне, что находится в Бургундии. В 1855 году окончил Центральную школу искусств и ремесел. Его идеи для того времени были новаторскими: при конструировании он использовал новые методы. Такими методами при его руководстве и были построены мосты, виадуки, железнодорожный вокзал в разных городах.Кроме того, Эйфель издавал книги по аэродинамике. Был награжден орденами Почетного легиона 1-3 ст. (1878, 1889). Но всемирную известность для гениального инженера приобрела именно Эйфелева башня, возведенная для всемирной выставки в Париже (1889) как символ новой эпохи в индустриальной Европе. Ожидаемое с таким волнением мероприятие было очень удобным поводом, чтобы привлечь капиталы и людей, так как ожидалась прибыль именно от посетителей выставки, а потом – от туристов.

Но проект Эйфеля мог бы вполне остаться под сукном кабинета парижской бюрократии. Ходила молва, что Париж с башней приобретет у общественности дурную славу. И вот, группа общественных деятелей обращается к директору будущей выставки Альфанду с заявлением: “Работники искусств против башни Эйфеля”. Вот отрывок из текста: “Мы – писатели, художники, скульпторы, архитекторы, - страстные любители не нарушенной до сих пор красоты Парижа, протестуем во имя французского вкуса, искусства и французской истории и выражаем свое сильнейшее негодование проектом возведения в центре нашей столицы чудовищной и бесполезной Эйфелевой башни…Мы имеет право сказать во всеуслышание, что Париж до сих пор оставался городом, не имеющим себе равных в мире, и неизменно вызывал у людей со всех концов света любопытство и восхищение… А Эйфелева башня, от которой отказалась даже коммерческая Америка [США], несомненно, обесчестит Париж. Иностранцы будут вправе потешаться над нами… В течение многих лет мы будем видеть падающую на город, наподобие чернильного пятна, одиозную тень одиозной башни”.

Это гневное письмо заставило Альфанда задуматься, но сам инженер Эйфель нашел выход из ситуации, не разглашая свой план на широкую публику, но ответив, как полагается в честном споре через местную прессу. А работы по возведению башни, уже начались на Марсовом поле. Сначала вырыли большие котлованы и в них уложены большие блоки.Надо сказать, что хотя французы не являлись родоначальниками строительства из бетона (а бетон изобрели еще древние римляне во II веке до новой эры), но все же потомки галлов внесли свой вклад в развитие инженерии в Европе. Именно французы с XIX века новой эры стали возводить здания из железобетона, который потом пришелся по вкусу другим нациям, и эта технология строительства завоевала мир.

Так вот, на фундаментах из бетона для изящных ножек башни надежно закрепили гидравлические прессы большого веса, которые предназначались для точного измерения вертикальности огромной конструкции весом около 5000 тонн.

Для монтажа “парижанки” понадобилось около 12 000 сборных деталей. Эйфелева башня покоится на трех платформах, которые обслуживают пять больших лифтов: четыре нижних лифта поднимаются до второй платформы, пятый ходит от второй до третьей платформы. Сначала лифты были медленными, работающими на гидравлических насосах, но уже в начале XX века их электрифицировали.Площадки внутри башни являют собой плоскости полностью застекленные и полуоткрытые, а самый последний слой башни с маяком издалека кажется совсем маленьким. Здесь расположена миниатюрная лаборатория для экспериментов (для метеорологических исследований) и галерея в виде лоджии.

Продолжение и окончание статьи на сайте по ссылке - https://danilist.ru/2021/02/06/ejfeleva-bashnya/

Литература:

100 великих чудес света/ Автор-составитель Н. А. Ионина. – М.: Вече, 1999.

Большая Российская энциклопедия: В 35 Т. (Председатель научно.- ред. совета Ю. С. Осипов). Отв. ред. С. Л. Кравец – М.: Бол. Рос. энциклопедия, 2017.

Автор: Даниил Муха.

Начать дискуссию