{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Залезть в кредит, открыть бизнес и понять что не твое, закрыться. Profit

Самое обидное - это выбрать нишу которая тебе очень нравится, на эмоциях вбухать туда кучу бабла, еще хуже если кредитного, а потом через некоторое время вдоволь наевшись говна понять, что идея изначально была максимально хреновая, бизнес оказался на деле ультра сложный, не рентабельный из-за очень дорогой рекламы либо были какие-то особые факторы, которые сильно затрудняли продвижение продукта и изначально предугадать или учесть их было сложно. В итоге ты закрываешься с убытками и злыми кредиторами, которые обещают тебя найти и посадить на бутылку.

Бонжур! Меня зовут Иван, я эксперт по "бутылкам". За плечами 5 бизнесов в разных нишах, которые я открывал и закрывал либо в минус либо с нулем прибыли или просто в какой-то момент понимал, что это тупо не мое и полностью терял интерес к делу, в целом я особо то об этом никогда и не жалел, но каждый раз для меня это были убытки и главное упущенное время.

Вспоминая свои прошлые ошибки, захотелось написать этот пост, поехали!

Лет 10 я занимаюсь маркетингом, рекламой и за это время с кем я только не поработал, начиная от домашних мастериц, рукодельниц до нефтяных и алмазно гранильных заводов до международных компаний, сотни разных бизнесов в абсолютно разных нишах и знаешь у всех по сути одни и те же проблемы. Быть маркетологом очень круто, т.к. участвуешь в чужом бизнесе, часто с правами владельца (на просмотр) смотришь на их успехи и ошибки, все цифры по доходам и расходам, влияешь на их бизнес, оцениваешь работающую бизнес модель, ее достоинства и недостатки, получаешь фидбек от своих решений и при этом сам ничем не рискуешь.

Да это звучит жестковато, но решение всегда принимает владелец бизнеса или руководитель, я как маркетолог представляю и защищаю свою гипотезу, маркетинговую идею (стратегию) и в случае ее одобрения выполняю. Поэтому в моей работе нет ничего супер рискованного для бизнеса, каких-то резких телодвижений или решений, которые могут привести к серьезному удару или потерям, обычно это аккуратные тесты с небольшими бюджетами в случае успеха которые масштабируются.

Мне важно было это упомянуть, чтобы ты понял контекст моего поста и у тебя не сложилось ошибочное впечатление

Иван Тищенко, Интернет-маркетолог

И вот так в роли владельца "на минималках" в качестве гостя я "гастролирую" по разным бизнесам вникая в каждый, чтобы разработать маркетинговую стратегию для каждого конкретного случая, невероятно ценный, кайфовый и уникальный опыт.

Странно, я внезапно проснулся сегодня в 3:23 утра, с диким желанием написать эту статью, не знаю откуда снизошло на меня такое озарение, наверное, чтобы ты ее прочитал, судьба дает тебе знаки.

С прелюдией закончили, теперь собсно сам контент.

Имей ввиду, что я рассматриваю эту тему преимущественно с точки зрения маркетолога, за бортом остается тема производства, организации бизнес процессов, работа с людьми и тд.

Иван Тищенко, Интернет-маркетолог

Итак, что же я увидел такого во всех этих бизнесах клиентов за все эти годы и какие выводы я для себя сделал?

Критерии оценки для выбора ниши бизнеса

Не хочу размусоливать сильно статью, поэтому выберу четыре основных пункта (остальное допишу если интересно), итак вот 4 всадника апокалипсиса в любом бизнесе.

  1. Расходы на маркетинг и рекламу
  2. LTV. Прибыль, которую приносит вам клиент за всё время работы с ним
  3. Законы РФ и других стран, правила, регламенты рекламных систем
  4. Целевая аудитория вашего продукта

Игорь уйни не посоветует, ладно пусть это будет пункт 0, а я сразу начну с моего пункта №1

1. Расходы на маркетинг и рекламу

В любом бизнесе реклама съедает львиную долю прибыли, очень часто бывает так, что реклама продукта дороже стоимости самого продукта. Кажется абсурд, но многие, особенно новички рекламируют свои услуги или товары себе в минус и даже продав которые, все равно не окупят их. Старайся искать такие ниши где продукт (услуга или товар) стоит дорого, от 5-6 тысяч рублей и выше, в идеале если средний чек составляет в среднем 18-30 тысяч рублей, но не переборщи, чем выше стоимость продукта, тем сложнее будет его продать и тем длиннее цикл сделки.

Например продажа квартир - решение о покупке клиентом может длиться месяцами или даже годами, от момента рекламы до получения денег пройдет много времени, можно успеть спиться от своей никчемности - хотя объективно причина не в тебе. Или например продажа пиццы, решение человеком принимается практически сразу, по настроению, но продукт недорогой и маржа будет минимальной, поэтому ищи что-то среднее.

Иван Тищенко, Интернет-маркетолог

По своему опыту скажу, что продукты со средним чеком от 10 до 30 тысяч чувствуют себя вполне комфортно в рекламе, можно позволить себе и Яндекс.Директ, Google Ads, VK и даже прости хоспади Тик Ток, при этом не улететь в кассовый разрыв (тут же вспоминаем про бутылку). Многие "живут" в основном за счет таргета в Instagram т.к. их продукт не позволяет по финансам и бизнес модели использовать другие инструменты продвижения, только вот прикол в том, что Instagram уже давно не бюджетный способ. Продавать вязанные игрушки в Яндекс.Директе и услуги ремонта квартиры разные вещи.

2 - LTV. Прибыль, которую приносит вам клиент за всё время работы с ним

Супер, гипер, ультра, мега важная штука, даже поважнее чем первый пункт. Это главное, на что тебе стоит обратить внимание при выборе ниши, LTV - проще говоря это как часто к тебе будут возвращаться твои клиенты, однажды вложившись в рекламу на их привлечение они будут постоянно генерировать доход и тебе не нужно платить, чтобы снова привлечь их.

Плохой LTV: Услуги по вывозу мусора, шанс того, что клиент снова обратится к тебе минимальный, как правило это разовая потребность, да могут обратиться повторно, но когда? Ты вынужден все время закупать рекламу. Конечно сама услуга не дешевая и выручка покрывает расходы по рекламе, но ты сидишь на ней как на игле, рекламы нет значит и бизнеса твоего нет.

Плохой LTV: Свадебные услуги. Да возможно ее подруги обратятся к тебе, но скорее всего у них на примете свои специалисты и магазины. Продать платье или оказать услуги повторно своему бывшему клиенту очень сложно или почти не возможно по объективным причинам, здесь есть конечно исключения, тут сарафан хорошо работает, но все же сама бизнес модель находится в очень рискованном положении. Ты рисковый человек, не ищешь легких путей? Нравится экстрим? Хочешь пощекотать себе сфинктер? Попробуй свадебную нишу!

Хороший LTV: Лазерная депиляция, полный цикл сделки 5-8 сеансов, каждый примерно со средним чеком 2-3 тысячи рублей, закрыв такого клиента, он будет еще месяца 2 к вам ходить, окупаемость рекламы со 2-3 визита. Далее можно продать другую услугу и также в течение пары недель зарабатывать без вложений в этого клиента.

Хороший LTV: Парикмахерская, барбершоп. Люди ходят к своему мастеру годами, я и сам намучался с криворукими барберами, каждый раз стрижка мне обходится у моего мастера по 1600р. да дорого и жаба душит, но лучше за меньшую цену мастеров я еще не встречал (в Москве). 1 раз в месяц, примерно 10-12 посещений в году, сколько я уже занес денег барбершопу? Посчитать не трудно, выгодна реклама для такого бизнеса? Конечно!

Отличный LTV: Обслуживание по абонплате, какая-то услуга или товар, которую покупают по подписке, можно заключить договор сразу на месяцы или год вперед. Естественно реклама такого бизнеса очень выгодна, вложившись в такого клиента он окупит себя на длинной дистанции много, много раз, экономия на рекламе шикарная

В каждом из случаев есть исключения, опять же я не претендую на истину в последней инстанции, есть масса других важных факторов, которые влияют как в плюс так и в минус, моя цель передать тебе смысл а не обосрать какие-то конкретные ниши и похвалить другие.

Иван Тищенко, Интернет-маркетинг

3. Законы РФ и других стран, правила, регламенты рекламных систем

Часто слышу от знакомых о их гениальной бизнес идее. Один займы хочет давать под залог авто или недвижимости, второй резиновые письки продавать через Интернет. Это все как бы прикольно и здорово, вот только рекламные системы и законы стран, которым они подчиняются против. Не рекомендую влезать в нишу, с которой есть проблемы по рекламе, иначе твой маркетинг превратится в ад, вместо того чтобы заниматься бизнесом будешь каждый день решать ребусы, как же нае6ать систему. Оно тебе надо? Вечные баны, покупки новых аккаунтов, прогрев, перезапуск рекламных компаний, в общем самое то для любителей мазохизма. Изучай правила и законы прежде чем влезать в нишу, есть ли у нее какие-то ограничения по рекламе.

  • Все товары +18 крайне проблемно продвигать как в поиске так и в таргете
  • Ножи, фейрверки, даже игрушечное оружие геморрой по рекламе
  • Медицина, массаж, косметология требует лицензий иначе не допустят
  • Кальяны, снюсы и прочая дрисня, думаю объяснять не стоит почему
  • Кредиты, микрозаймы, даже ипотека. У рекламных систем на них аллергия
  • Написание дипломов на заказ. Запрещено законом РФ.

Список большой, это так для общего понимания. Но если желание торговать резиновыми членами сильнее, то конечно пробуй, главное чтобы тебе было по кайфу.

Я не говорю, что это не возможно продвигать, возможно! Просто нахрена тебе эти челленджи? Поверь у тебя и так они будут и без этих лишних проблем.

Иван Тищенко, Интернет-маркетинг

4. Целевая аудитория вашего продукта

Также важный пункт который тесно связан с пунктом 1. Я не буду умничать и рассказывать тебе про важность сегментации аудитории, итак уже расписал лонгрид, просто разделю покупателей на мужчин и женщин - это два абсолютно разных психотипа людей. С точки зрения маркетинга и рекламы, продавать проще женщинам чем мужчинам, т.к. женщины более эмоциональны, подвержены к импульсивным покупкам - это значит, что хороший рекламный креатив, который ее зацепит может сконвертировать ее из пользователя в клиента, даже если изначально она покупать ничего не планировала с мужчинами такой трюк практически не работает.

Мужчины более прагматичны и сдержаны в покупках, они реже оставляют заявки на сайте, предпочитают сразу звонить. Твой продукт или товар они будут изучать на других сайтах конкурентов, если доставка будет бесплатной или цена будет ниже, эмоциональная рекламная мишура мало чем тебе поможет. Если ты планируешь бизнес связанный с мужскими товарами, то продукт должен быть реально выгодным, не только по цене но и по условиям, такого покупателя надо действительно постараться убедить, что твое предложение лучшее, придется серьезнее погружаться в маркетинг и выявлять интересы потребителя иначе это грозит сливами

Правда не этими сливами а другими

Основная же аудитория в рекламе (особенно в таргете) женская, даже товары мужчинам покупают женщины, вплоть даже до одежды. К врачу тоже записывает женщина (мама, жена, девушка), парни к врачу пойдут только тогда, когда стрела в жопе начнет мешать спать на спине и то он попробует сам сначала вылечить по гайдам в ютубе. Именно поэтому, если нужен максимально простой вход в бизнес, рекомендую ориентироваться на женщин, они чаще сидят в соцсетях, часто покупают онлайн, охотно оставляют заявки, т.к. занимаются домашними делами и времени просто больше чем у их мужчин. Выбирая нишу, обязательно изучи целевую аудиторию, кто основной покупатель!

Бонус! Антибутылочная защита

Я предприниматель с 2008 года официально, примерно тогда начал первые потуги в своем бизнесе и я тогда не знал, что не обязательно вкладываться в бизнес, чтобы его оценить. Копишь деньги, берешь в кредит или продаешь что-то, запускаешь дело а потом, понимаешь, что не твое это.

Сейчас можно без больших вложений протестировать нишу, сделать сайт, настроить рекламу и посмотреть сколько выходит денег на продвижение, стоймость заявки, в целом понять спрос и заинтересованность покупателей на твой продукт при этом не вкладывая ни рубля ни в производство ни в аренду помещения ни в персонал, вообще ни во что, кроме рекламы.

Если дело не выгорит или имеет подводные бутылки, то лучше узнать об этом заранее потеряв пусть небольшую сумму, чем поставить все на кон и потом кусать ногти на ногах. Недавно я тестил с клиентом Интернет-магазин спецодежды, оказалось, что клик в нише в Яндекс директе стоит там от 2000р, "хорошая" ниша и конкурсы там интересные, но лучше уж так, чем закупить оптовую партию спецодежды а потом стоять на рынке с кислым е6лом или носить эти комплекты всей семьей

Мораль басни: Тестируй нишу и все будет у тебя отлично!

А теперь можешь спуститься ниже и написать мне какой нибудь коммент, я жду!

Иван Тищенко
Интернет-маркетинг

Мой Youtube канал: ссылка
Моя ВК группа со статьями: ссылка
Мой ВК профиль: ссылка
Мой Инста (не веду): ссылка
Мой WhatsApp: ссылка
Мой Telegram: ссылка

0
4 комментария
Ольга Попова

Иван, поддержу вас руками и ногами)
Тот, кто не пробовал разные бизнес и не улетал в минуса, не оценит текста вашего поста))
Всяко важнее Тестировать, чем сразу в омут с головой.
Мы в интернет-пространстве с 2008 года... Всяко уже наелись... И тесты - наше всё, иначе - слив бюджета.
Благодарю!

Ответить
Развернуть ветку
Anna Petrova

На всю статью несколько слов по делу.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Tischenko
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Юлия Луценко

Спасибо! Было очень весело читать! Не зря ночью не спали - информативная и полезная статья.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда