Куда пропадает багаж и как с этим быть?

Интересно, почему в России авиакомпании теряют багаж заметно реже, чем в мире? Гипотетически можно предположить, что причина – в меньшем пассажиропотоке, меньшем количестве мультихабов. Коллеги вот подсказывают, что теряют в основном на стыковочных рейсах, а у нас почти все прямые, но тут я возражу: почти все мои потери приходились на прямые рейсы.

Как бы там ни было, сойти с самолёта и не найти свой любимый, повидавший немало и переживший ещё больше чемодан – чертовски неприятно! Остаться без вещей в чужом городе – настоящее ЧП, хотя для авиакомпаний и администрации аэропорта это всё дело привычное: по статистике WorldTracer, специальной системы, отслеживающей багаж, за 2022 год потеряли 25 миллионов чемоданов и сумок (впрочем, в пересчете на проценты это чуть больше 0.6%).

Как быть? Прежде всего, не отчаиваться. Расскажу вам, куда обращаться и что делать, если ваш багаж не выехал на транспортёрную ленту.

Почему теряется багаж во время перелёта

Чаще всего причина – ошибочное сканирование багажной бирки. Так бывает, если остались старые бирки и лишние наклейки (а мы все это любим, правда? Ну, почти все).

Другая распространённая причина – короткие пересадки между стыковочными рейсами. Багаж перевозят из одного самолёта в другой, цейтнот и ошибки на выходе получаются неизбежны. И вот уже вы летите в Нью-Йорк, а ваш законный чемодан – в Старые Васюки.

Куда пропадает багаж и как с этим быть?

Чем больше стыковок и меньше времени, тем выше риск.

Случаются и другие ошибки. Например, бирка может отвалиться от чемодана, а сотрудники могут накосячить с её заполнением. Поэтому перед тем, как богатырским размахом забросить чемодан на ленту, проверьте, что написано на бирке и хорошо ли она наклеена.

Куда пропадает багаж и как с этим быть?

А ещё чемоданы бывают одинаковые, и другой человек – случайно – может захапать ваш багаж, оставив свой на ленте. Не спешите его потрошить, сдайте на стойке потерянных и найденных вещей: очень возможно, что и ваш багаж так вернут.

Наконец, последнее соображение: багажных лент в крупном аэропорту много. Проверьте все, а также не забудьте заглянуть в специальный отдел крупных негабаритных грузов – там выдают горные лыжи или сноуборд, музыкальные инструменты. Кто знает, может там вас ждёт и ваш чемодан?

Багаж всё же потерян. Что мне делать?

Найдите стойку Lost and Found (она есть в больших аэропортах, а в маленьких нужно идти на стойку авиакомпании, если и её нет – то в администрацию). Говорите: так мол и так, пропал багаж.

Вам дают бланк PIR (Property Irregularity Report). Либо сами заполняете его печатными буквами, либо просите сотрудника (тогда ему нужно дать загранник, отрывной талон билета и фото чемодана).

В бланк вносят:

· ФИО и контактные данные (номер телефона, e-mail и адрес, куда надо доставить багаж);

· Номер рейса и маршрут;

· Данные с багажной бирки, которую вам приклеили на билет;

· Внешние данные чемодана (цвет, размер, форма, особые приметы);

· Перечень содержимого.

Акт составляется в двух экземплярах, один ваш, его нужно сохранить на случай, если вы решите стребовать с авиакомпании компенсацию.

Что будет дальше?

Есть три варианта:

- багаж найдут целым в течение 21 дня;

- багаж обнаружат в течение 21 дня, но он будет повреждён;

- чемоданчик тю-тю.

В последних двух случаях авиакомпании придётся заплатить за это.

Куда пропадает багаж и как с этим быть?

Кстати! Та же история, если вы нашли свой чемодан на ленте транспортёра, но он сломан. Нужно обратиться к представителю компании за помощью. Они дадут бланк претензии на возмещение.

Кстати-2! Обычно авиакомпания требует чек о покупке чемодана, поэтому его нужно сохранять. Если чека нет, цену будут рассчитывать по среднерыночной.

Что делать, если авиакомпания потеряла багаж?

21 день придётся тупо ждать – только через 3 недели чемодан признают потерянным. После этого нужно обратиться в авиакомпанию с претензией. Претензию – вот нелепость – нужно писать от руки и высылать заказным письмом с уведомлением.

Приложите документы, подтверждающие потерю багажа, и составьте их список в конце письма. Что нужно?

- копия паспорта;

- оригиналы багажной квитанции и отрывного талона билета;

- чек об оплате билета (вы найдете его на своем E-mail);

- копия PIR;

- реквизиты счёта в банке.

А что делать, если в чемодане был ноутбук или что-то дорогое и ценное?

В этом случае нужно приложить копию чека на покупку. Нет чека? Нет компенсации.

Заявление пишется в свободной форме, но есть обязательные реквизиты:

· ФИО и контактные данные (номер телефона, e-mail и адрес, куда надо доставить багаж);

· Номер рейса и маршрут;

· Данные с багажной бирки, которую вам приклеили на билет;

· Внешние данные чемодана (цвет, размер, форма, особые приметы);

· Сумма, которую вы требуете вернуть (сумму нужно обосновать);

· Реквизиты для перевода.

Рассматривают заявление 30 дней, если не ответят и ничего не сделают – можно идти в суд.

Заявление на компенсацию можно подать:

в течение 6 месяцев для внутренних рейсов (статья 126 Воздушного кодекса РФ);

в течение 18 – для международных (статья 127).

Какова сумма компенсации и как её рассчитать?

Максимальный размер возмещения установлен международными конвенциями, их две – Варшавская и Монреальская. В России действует Монреальская, размер компенсации – не более 1000 СПЗ – специальных прав заимствования, это такая искусственная валюта МВФ.

Курс СПЗ можно найти на сайте Центробанка, вот тут.

На 14 декабря 2023 года курс 119,47; это значит, что вы можете рассчитывать на компенсацию самое большое в 119470 рублей.

Монреальская конвенция действует в США, ЕС и Турции, Канаде, Саудовской Аравии, ОАЭ – словом, почти везде, где наша не пропадала.

Если в стране, где зарегистрирована авиакомпания, пролюбившая багаж, действует Варшавская конвенция, сумму возмещения рассчитывают по формуле «1 кило веса – 17 СПЗ». Это значит, что даже увесистый чемодан в 30 кило потянет всего на 60929 рублей с копейками.

Куда пропадает багаж и как с этим быть?

Ещё можно потребовать у авиакомпании компенсировать затраты на покупку вещей первой необходимости – одежды по сезону, медикаментов, мыла и прочих шампуней и зубных щёток.

Сохраняйте чеки, они пригодятся после. Рецепт такой же: пишем письмо-претензию и прикладываем все чеки. Обычно предел компенсации тут ограничен 100-200 долларами (зависит от компании).

Как возвращают найденный багаж?

Некоторые компании предлагают доставку на дом, другие – выдают добро хозяину на стойке Lost and Found.

У иностранных компаний всё может быть чуть иначе. Например, сербы и турки помогают составить претензии и сами запрашивают список содержимого чемодана, если за пять дней его не удалось найти. Когда найдут – доставят по адресу, указанному в заявлении.

А что делать, если я забыл чемодан в аэропорту?

Его отнесут в бюро находок. Если на чемодане есть бирка, с вами свяжутся по телефону, если бирки нет – ищите свой чемодан вот тут, на официальном сайте международной службы поиска — World Tracer.

Тут и контакты будут, а через 10 дней после размещения появится список содержимого: чемодан вскроют.

Забытые вещи хранятся не бесплатно, тарифы устанавливаются каждым аэропортом по своему усмотрению. Срок хранения варьируется в диапазоне 90-180 дней: при желании этого хватит, чтоб забрать своё добро...

11
4 комментария

В России теряют багаж, если в багаже есть что-то ценное. Например, 15 iphone 15 из Дубая ))

У меня был случай: на длинном рейсе с двумя пересадками в конечном пункте мой чемодана был наполовину замотан лентой разных цветов (хотя сдавал его девственно чистым).
Причём судя по надписям на лентах, доп. защиту ставили как раз в двух аэропортах, где были пересадки! После вскрытия лент оказалось, что молния у чемодана разошлась.

Все ещё верю, что заботливые сотрудники аэропортов обмотали лентой мой чемодан сразу после того, как увидели, что молния разошлась.
А не после, как убедились, что в моем чемодане нет ничего, что представляло бы для них интерес.

Ответить

вера в человека - единственное, что делает нас лучше.
Сочувствую, но так тоже бывает(

Ответить

Печально, но актуально..

Ответить