Культура путешествий эпохи Эдо в Японии

Сегодня продолжаю рассказ об истории туризма и путешествий. Говорить будем о Японии, вернее - об одном важном периоде японской национальной истории - периоде Эдо, или сегуната. Сегуны были военными диктаторами при императоре; оставив тому формальную власть и сакральный статус, они сосредоточили в своих руках всю мощь военно-административного аппарата.

С наступлением эдосского периода в Японию пришла беспрецедентная стабильность, что создало условия для мужчин и даже женщин из разных социальных слоёв (но в основном богатых и знатных), позволяющие безопасно путешествовать с самыми разными целями.

После сотни лет войн люди с удовольствием пользовались этой возможностью, хотя доступна она была далеко не всем.

Официальные путешествия

В 1639 сёгунат Токугава издал указы, запретившие португальцам въезд в Японию, что стало началом политики национальной изоляции – сакоку. Вплоть до реставрации Мейдзи передвижение любых иностранцев по островам и выезд японцев за его пределами строго контролировались властями. Япония оказалась в полной изоляции от западного мира, за исключением небольшой фактории голландской Ост-Индской кампании на Десиме, островке в Нагасаки.

При этом с азиатскими соседями отношения оставались довольно активными, хотя и ограниченными японцы торговали с Китаем, Кореей (через княжество Цусима) и Рюкю (через Сацуму), вели колонизацию Эдзо – ныне Хоккайдо.

<p>Нисимура Сигенага (1697–1756), Посол Кореи на пути в столицу, 18 век, гравюра на дереве, бумага, тушь, цвет. </p>

Нисимура Сигенага (1697–1756), Посол Кореи на пути в столицу, 18 век, гравюра на дереве, бумага, тушь, цвет.

Все иностранные поданные, путешествовавшие по Японии, начинались с визита в резиденцию сёгуна в его замке в Эдо – именно там решался вопрос, куда, как, каким образом и на какое время можно будет поехать. Этот формальный ритуал был призван поддерживать господство сёгуната. Этой же цели отвечали официальные приёмы с участием иностранцев, а также японских художников, учёных и знатных придворных, наблюдать за которыми собирались тысячи людей.

Дайме – феодалы, управлявшие 260 доменами, составлявшими Японию, также путешествовали по приказу сёгуна, проводя половину времени при его дворе, а вторую – в своих владениях.

Эти путешествия представляли собой сложные процессии со свитой в несколько сотен, а иногда до тысячи человек, со сложным графиком, маршрутом и бюджетом (его определял сёгун): своего рода театрализованное шествие с танцами, церемониями, песнопениями и военными маршами, всё ради того, чтобы показать свою преданность правителю.

<p>Школа Хисикава, Шествие даймё в Эдо, c. 1700 г., свиток (фрагмент), тушь, цвет, золото, шелк. </p>

Школа Хисикава, Шествие даймё в Эдо, c. 1700 г., свиток (фрагмент), тушь, цвет, золото, шелк.

Сами сёгуны также путешествовали неохотно, обычно с церемониальными или инспекционными целями. Важнейшей такой церемонией была поездка в Никко севернее Эдо, на родину основателя сёгуната Токугавы Иэясу. А вот в Киото за 200 лет ни один сёгун так и не доехал.

Инфраструктура

Если в Греции путешествия были редкостью из-за дефицита дорог, то в Японии с этим проблем не было – уже к 1640 году была создана система официальных дорог – Пять маршрутов, гокайдо: эти шоссе расходились от «Японского моста» в Эдо в разные стороны:

· Токайдо (вдоль восточного побережья в Киото);

· Накасендо (ещё один маршрут из столицы в столицу, но горами);

· Косю Дочу (на северо-восток);

· Осю Дочу (на север до Сиракавы в Муцу);

· Никко Дочу (до Никко).

Кроме того, были созданы восемь официальных вспомогательных путей, а в дополнение к ним – дополнительные (ваки кайдо) пути – за их содержание отвечали дайме. Для охраны дорог и предупреждения ввоза в Эдо оружия были созданы 53 станции охраны.

Дороги были грунтовыми, что обеспечивало отличный дренаж, а обочины засаживали кустами и деревьями для создания тени и защиты от ветра. Колесному транспорту было запрещено ими пользоваться – чтоб дорога не превращалась в колею.

Паломничество и отдых для масс

Рост урбанизации в XVII веке породил скачок межрегиональной торговли. Купцы и ремесленники пользовались большей свободой передвижения, чем самураи и тем более - дайме. Странствующие торговцы продавали утварь, лекарства, книги, им не нужно было получать официальное разрешение у сёгуна, хотя визит в некоторые города был сопряжён с необходимостью получить такое у местных властей.

Ещё свободнее были крестьяне и горожане, они могли путешествовать почти свободно – хотя бумагу, подтверждающую цель путешествия (религиозное паломничество, лечение и брак были самыми популярными, а ещё в подорожных встречаются формулировки «для приобретения необходимых вещей», для «осмотра храмов и живописных ущелий», наконец – для того, чтобы попробовать местную кухню – таким образом, уже три столетия назад в Японии были шоппинг-туры и гастротуризм).

Пик пришёлся на период с 1780 по 1840 год. Причины приятные: жить японцы стали лучше, риса стали выращивать больше, и даже многие фермеры из окрестностей Осаки и Киото стали достаточно богаты, чтобы отправиться в путешествие в паломничество или с другими далёкими от утилитарных целями.

Самым популярным местом для паломничества был храм Исэ, посвящённый богине солнца Аматерасу. Например, в 1830 году его посетили пять миллионов человек – масштабы, немыслимые для Европы вплоть до конца XX века. Многие паломники затем отправлялись в Киото, где находилось более тысячи буддистских храмов, и в другие регионы.

Чого, Паломники, путешествующие в Исэ, 18 век, висящий свиток (деталь); тушь и цвет на бумаге.
Чого, Паломники, путешествующие в Исэ, 18 век, висящий свиток (деталь); тушь и цвет на бумаге.

Власти не поощряли осмотр достопримечательностей, считая его бесполезным, но путешественники шли на хитрость: отправляясь к священным местам, они могли посетить расположенные поблизости горячие источники… Или покурить табак, пообедать лапшой соба или поиграть в азартные игры. В общем, наряду с актами религиозного поклонения отправиться в путь многих вдохновляли возможность насладиться саке, местной едой или живописными видами.

Отношение храмов и святилищ к этому вопросу было весьма прагматичным; почти повсеместно, за исключением некоторых буддийских сект вроде Дзёдо Синсю, храмы предлагали товары и услуги – от чая и продуктов до развлечений в виде танцев, пения и проституток (последние скрывались за эвфемизмом «служанка» meshimori onna; в 1844 году в Синагаве, одной из почтовых станций, работали 1348 таких «служанок»!).

Был и другой сценарий развлекательного туризма, он отражал рост интереса к географии Японии: путешественники стремились к мэйсё – достопримечательностям, в список которых, наряду с храмами и святынями, входили десятки тысяч исторических, живописных и литературных (да-да!) памятников по всей стране, от Сацумы до Хоккайдо.

Одни достопримечательности были известны всем – например, Мацксима или Хасидатэ; чтобы отыскать другие, требовались услуги гидов – странствующих монахов или предприимчивых местных жителей; так люди знакомились с местной культурой, а заодно раздвигали для себя границы возможного.

На этом рассказ о японском туризме эдосской эпохи ещё не закончен, мы вернёмся к нему позже - я расскажу о том, какой след путешествия оставили в японском искусстве и литературе, а также о том, какими хитростями японцы пользовались, чтобы сделать путешествие более приятным и интересным. А пока предлагаю заглянуть в наш телеграм-канал: прогулки по Накасендо не обещаем, но самые жгучие и острые туры на рынке и лучший сервис – это 100%.

Начать дискуссию