Атеистическая пропаганда в Хакасии как элемент государственно-конфессиональной политики

Во 2 половине 1980-х в Советском Союзе по-прежнему велась массовая атеистическая пропаганда, действовали ограничения в сфере печати и распространения вероучительной литературы, деятельность религиозных организаций находилась под особым контролем и имела ряд ограничений[1]. На XXVII съезде КПСС в феврале-марте1986 г. в очередной раз был поднят вопрос об усилении атеистической работы. В новой редакции Программы КПСС индивидуальная работа с верующими называлась важнейшей формой атеистического воспитания[2]. Установки XXVII съезда КПСС, новая редакция Программы КПСС кроме того требовали тесной связи атеистической работы с решением реальных проблем общества. В этой связи в атеистической пропаганде предполагалось искать новые подходы, пути и формы атеистической пропаганды, работы с верующими. Для этого предлагалось еще больше использовать трудовые коллективы, профсоюзные, комсомольские организации, женсоветы, учебные, медицинские, культурно-просветительные учреждения[3]. Атеистическая работа во второй половине 1980-х предполагала показ идейного и нравственного вреда религии, активную пропаганду новых советских обрядов, традиций и праздников, внедрение в репертуар художественной самодеятельности атеистической тематики. Важнейшим направлением атеистической работы оставалась пропаганда социалистического образа жизни среди молодежи.

Кроме того, необходимость проведения атеистической работы возрастала в связи с приближением даты 1000-летия принятия христианства на Руси. Дело в том, что в связи с предстоящим событием в стране активизировалась деятельность христианских религиозных объединений. Советская идеология это связывала с носителями старых религиозных пережитков и традиций, которые стремились влиять на подрастающее поколение, а также разжиганием религиозных настроений со стороны США. Такая интерпретация также служила поводом для планов обновить и обогатить содержание идейно-воспитательной работы, ее форм и методов, усиления наступательного характера атеистической пропаганды[4].

Атеистическая пропаганда в Хакасии во второй половине 1980-х гг. имела разную степень интенсивности. Более внимательно атеистическая работа организовывалась в таких населенных пунктах, в которых количество верующих было наибольшим, и общины отличались высокой степенью активности. По сведениям областного комитета КПСС в этот период наиболее массовым расселение верующих было в г. Абакане, г. Черногорске, а также Аскизском, Алтайском, Боградском, Орджоникидзевском и Таштыпском районах Хакасской автономной области. С середины 1980-х в Хакасии, как и по всей стране, наблюдался рост активности религиозных объединений. При этом особое внимание местных органов власти привлекала активизация деятельности общин РПЦ, сторонников СЦЕХБ, пятидесятников, свидетелей Иеговы. Создавшаяся религиозная обстановка рассматривалась партийными органами как результат ослабления атеистической работы среди населения области, а также отсутствия мер противодействия возросшей активности т.н. сектантов[5].

Атеистическую работу на местах организовывали партийные организации городов и районов области. Наиболее активно в этой сфере работали партийные комитеты на тех территориях, на которых росла активность верующих. Так, среди населения Аскизского района во второй половине 1980-х гг. наблюдался рост религиозной обрядности, активизировалась деятельность старообрядцев и свидетелей Иеговы. При этом Аскизский районный комитет партии, исполком райсовета, профсоюзные комсомольские организации слабо занимались внедрением социалистических традиций, новых гражданских обрядов, не обеспечивали внедрения в жизнь ленинских принципов отношения к религии и церкви[6]. В сложившейся ситуации было принято постановление бюро райкома КПСС от 16 апреля 1985 г. «О работе парткома Аскизского леспромхоза по усилению атеистического воспитания трудящихся в свете требований июньского (1983) Пленума ЦК КПСС». Такие постановления временно активизировали антирелигиозную пропаганду[7]. Так, в Аскизском районе с целью активизации атеистической работы проводилась научно-практическая конференция по атеистическому воспитанию подрастающего поколения и трудящихся этого района. На этой конференции рассматривались задачи совершенствования атеистического воспитания трудящихся в условиях развитого социализма[8].

Важно отметить, что в системе антирелигиозных практик начиная еще с послевоенного периода и до конца 1980-х при сохранении репрессий и дискриминаций приоритеты сдвинулись в направлении пропаганды и усилении методов контроля[9]. Так, Аскизский исполнительный комитет контролировал религиозную обстановку и состояние атеистической работы в районе. Кроме того он направлял деятельность сельских и поселковых Советов, отделов народного образования и культуры по выполнению мероприятий исполкома крайсовета по усилению работы по атеистическому воспитанию. В реализации принятого постановления по усилению атеистического воспитания в Аскизском районе большую роль играли партийные организации предприятий. В работе с верующими важнейшим направлением оставалась индивидуальная работа. Например, она проводилась с работниками Азскизского лесокомбината и Аскизского леспромхоза[10]. Атеистическую пропаганду среди верующих вели руководители цеховых подразделений, а в период избирательной компании - агитаторы, члены избирательной комиссии, представители исполкома поселкового совета. Кроме того, партком Аскизского лесоперевалочного комбината в целях усиления атеистического воспитания планировал создание лекторской группы по пропаганде научного атеизма, организацию передвижной библиотеки и стенда на атеистическую тему в п. Юбилейный, организацию кинолектория в Доме культуры и демонстрацию научно-популярных фильмов, проведение вечеров вопросов и ответов на тему «Сектантство и его вред»[11].

С приближением празднования 1000-летия принятия христианства в проведении атеистической пропаганды проявлялась заметная осторожность и аккуратность ее проведения. При ведении индивидуальной работы с верующими руководители предприятий внимательней относились к их просьбам и старались привлечь их к общественной работе, поощряли верующих за трудовые достижения наравне с другими рабочими[12]. Так, в Орджоникидзевском районе верующих из общины ЕХБ поощряли почетными грамотами за добросовестный труд[13]. В ходе атеистической работы в Боградском районе принимались меры по вовлечению верующих в общественную работу. В частности 2 верующих возглавляли бригады в стройцехе совхоза «Знаменский», 7 пенсионеров являлись членами общественных самодеятельных организаций – уличных комитетов, товарищеских судов[14]. Подобные методы использовались и в других регионах страны. Например, в Курганской области пожилые люди также не оставались без внимания атеистов. К ветеранам за помощью поделиться богатым опытом обращались руководители колхозов, директора школ, секретари парткомов и другие должностные лица[15].

Заметное оживление атеистической пропаганды во второй половине 1980-х гг. наблюдалось и в г. Саяногорске в связи с активностью групп адвентистов седьмого дня, евангельских христиан баптистов, а также отдельных семей верующих, относящихся к РПЦ и пятидесятникам. Для выполнения постановления секретариата краевого комитета КПСС «Об усилении атеистического воспитания» при горкоме партии была создана школа основ научного атеизма . В дальнейшем вопросы координации работы по атеистическому воспитанию населения г. Саяногорска осуществлялись через эту школу. В ее состав входили организаторы атеистического воспитания школ города, центральной библиотеки, корреспондент газеты «Огни Саян», центральной больницы, отдела культуры, трудовых коллективов[16].

Кроме того, в парткоме управления «Красноярскэнергострой», ОРСе Саяно-Шушенской ГЭС, комбинате «Саянмрамор» были созданы группы агитаторов-атеистов. Атеистическую работу осуществляли 23 человека, в 1985 г. они провели 96 индивидуальных бесед[17]. В атеистических беседах все чаще упор делался не на критику религии, а на разъяснение законодательства о религиозных культах, обсуждение трудовых вопросов. При этом продолжался контроль деятельности религиозных объединений. Так, работа комиссии содействия по соблюдению законодательства г. Саяногорска в 1988 г. предусматривала контроль действий верующих и изучение состояния религиозности. Аппарат поссовета п. Майны г. Саяногорска планировал постоянно проводить с верующими беседы по вопросам отношения к производительному труду, соблюдению конституционного принципа свободы совести. При этом наряду с индивидуальными беседами продолжалась лекционная пропаганда. Так, за 11 месяцев 1987 г. почти во всех коллективах Саяногорска было прочитано 49 лекций научно-атеистического характера[18].

Активизация и совершенствование работы по атеистическому воспитанию населения планировалась в г. Абазе Таштыпского района. Однако на деле использовались те же формы и методы, что и ранее. В городе работала школа научного атеизма, которую посещало 32 слушателя[19]. На предприятиях и организациях района проводились лекции на атеистические темы через районное общество «Знание» и агитколлективы[20]. Кроме того, атеистическая работа проводилась на предприятиях. Так, на Абаканском рудоуправлении, в шахтостроительном управлении, леспромхозе, лесокомбинате, швейной фабрике работали атеистические Советы[21]. Большое место в атеистической работе отводилось трудовым коллективам и в Алтайском районе. Помимо этого Алтайский исполком уделял большое внимание повышению общеобразовательного и культурного уровня, развитию наставничества, совершенствованию форм социалистического соревнования[22]. В других регионах, например, в Иркутской области основная работа по антирелигиозной пропаганде и «перевоспитанию» верующих также была возложена на трудовой коллектив[23]. Важно подчеркнуть, что помимо трудовых коллективов работу по совершенствованию атеистического воспитания трудящихся и преодолению религиозных взглядов и представлений во второй половине 1980-х гг. все чаще осуществляла комиссия содействия исполкому по соблюдению законодательства о культах. Привлекались лекторы-атеисты районной организации общества «Знание», депутаты районного, сельских Советов народных депутатов, агитаторы, учителя школ района[24].

Абаканская городская партийная организация во второй половине1980-х гг. проводила мероприятия по усилению атеистической работы. Руководство и контроль за состоянием атеистической работы в Абакане осуществлял координационный совет, члены которого были закреплены за предприятиями и учреждениями города. В городе работало 8 лекториев в 5 общежитиях, двух школах, педагогическом институте, 2 кинолектория проходили в кинотеатрах «Октябрь» и «Победа». В трудовых коллективах работало 386 агитаторов-атеистов[25].

Усиление атеистической работы в г. Абакане прежде всего было направлено на пресечение противозаконных действий со стороны общины сторонников Совета церквей ЕХБ. В каждом коллективе выявлялись сторонники движения СЦЕХБ, а один раз в полгода проводился анализ религиозной обстановки в городе. Кроме того было организовано изучение политики КПСС в отношении религии и церкви, советского законодательства о религиозных культах с хозяйственными руководителями, партийным, профсоюзным, комсомольским активом предприятий, где работали верующие, а также с участковыми ГОВД и сотрудниками линейного отдела милиции на транспорте. Наиболее подготовленные агитаторы-атеисты были закреплены за каждым верующим по месту работы и жительства[26]. Проводились беседы и лекции на атеистическую тему. Например, на трикотажной фабрике «Хакасия» за 1986 г. было прочитано 12 таких лекций[27].

С целью изучения проповеднической деятельности члены комиссий содействия соблюдению законодательства о культах прослушивали проповеди в православной церкви и молитвенном доме ЕХБ г. Абакана[28]. При этом в 1986 г. комиссия при Абаканском городском Совете народных депутатов проводила работу не только по пресечению противоправной деятельности религиозных групп, но также и по усилению атеистического воспитания населения. Особое внимание члены этой комиссии уделяли проведению индивидуальных и коллективных бесед в связи с подготовкой РПЦ к 1000-летию принятия христианства на Руси. В трудовых коллективах, учебных заведениях города было прочитано более 180 лекций по атеистической тематике. Индивидуальные беседы были проведены с родителями, крестившими детей в 27 семьях. По итогам бесед проходило обсуждение этих фактов в коллективах по месту работы родителей. Кроме того, члены комиссии проводили профилактическую работу по атеистическому воспитанию в трудовых коллективах и учреждениях[29]. На многих предприятиях и в учреждениях города имелись уголки атеиста, выпускались санбюллетени, папки-передвижки. В целях пропаганды атеистических знаний проводились тематические вечера, вечера вопросов и ответов и др.[30]

Активизация атеистической работы в г. Черногорске реализовывалась среди верующих, которые трудились на швейной фабрике, шахте «Енисейская»[31]. Комиссия содействия соблюдению законодательства о культах при горисполкоме планировала активизировать индивидуальную работу агитаторов-атеистов с верующими, усилить разъяснительную работу по вовлечению верующих в профсоюзы, к участию в социалистическом соревновании[32].

При этом основной задачей атеистической работы в г. Черногорске во второй половине 1980-х гг. являлась ликвидация эмиграционных настроений в группе пятидесятников А.М. Лузгина, а также регистрация этой группы и привлечение рабочей и учащейся молодежи к общественной жизни[33]. Работу с верующими предполагалось проводить не допуская ущемления их гражданских прав[34].

Работа по атеистическому воспитания населения продолжалась в Бейском и Орджоникидзевском районах области Хакаской автономной области. В 1987 г. в Бейском районе вопросы, связанные с атеистической пропагандой, стали чаще заслушиваться на заседаниях парткомов, партийных собраниях[35]. Бейский районный Совет по научному атеизму совместно с комиссией содействия по соблюдению законодательства о культах при исполкоме занимались изучением религиозной обстановки в районе[36]. Основным направлением в работе комиссии по соблюдению законодательства при Орджоникидзевском исполкоме в 1988 г. стало усиление атеистической пропаганды. Агитаторы-атеисты, пропагандисты в основном использовали индивидуальную форму работы и были закреплены за конкретными верующими[37]. В районе действовала школа научного атеизма. Вопросы атеистического воспитания были предметом изучения на занятиях школы партийно-хозяйственного актива, школ политпросвещения. Кроме того, в районе совместно с партийными, профсоюзными, комсомольскими организациями, работниками учреждений в апреле был проведен семинар «Формы и методы атеистической работы культучреждений»[38].

В деле атеистического воспитания в Хакасии во второй половине 1980-х гг. продолжали фигурировать местные комитеты ВЛКСМ. Важно отметить, что первичные комсомольские организации почти перестали проводить атеистическую работу. Так, план атеистической комиссии при Аскизском райкоме ВЛКСМ выполнялся не полностью. Работа организаторов атеистической работы носила формальный характер, а лекции проводились от случая к случаю. Комитет комсомола не наладил действенной системы информирования комсомольского актива, не проводил должным образом введение советских традиций и обрядов[39]. В 1986 г. в Боградском районе комсомольская организация совхоза устранилась от работы с молодежью[40]. В г. Черногорске городской комитет ВЛКСМ принял позицию стороннего наблюдателя[41]. Однако атеистическая работа в отдельных комитетах еще продолжала проводиться, хотя она уже не имела больших масштабов. Так, Орджоникидзевский райком ВЛКСМ в 1988 г. провел семинар из практики атеистической работы с молодежью на базе Копьевской средней школы[42].

Областной комитет ВЛКСМ во второй половине 1980-х гг. занимался изучением мировоззренческий зрелости молодежи, ее отношении к вопросам религии и атеизма, а также поиске вариантов совершенствования атеистической работы. Для этого в мае-июне 1987 г. лекторская группа обкома ВЛКСМ проводила социологическое исследование в 3 регионах области с наиболее сложной религиозной обстановкой - г. Абакан (учащиеся школы №4, студенты 3 курса АГПИ, учащиеся Хакасского СХТ), г. Черногорска (рабочие ИТР ПКСО) и Боградского района (рабочие дома быта с. Знаменка). Исследование показало наличие в области довольно большого числа молодежи, имеющей индифферентные взгляды в отношении религии. Так, к убежденным атеистам отнесли себя 18%, к верующим 1%, 3% видели в религии определенный смысл, 50% смысла в религии не видели, но и не читали себя убежденными атеистами, 26% безразлично относились к вопросам религии и атеизма[43]. Показательно, что 50% опрошенных никогда не были на атеистических мероприятиях. 62% респондентов безразлично относились к тому, что их неверующие знакомые, родственники окрестили ребенка.

Преодолеть индифферентное отношение к религии и атеизму предполагалось на основе формирования у молодежи научно-атеистической убежденности. Важно подчеркнуть, что индифферентная молодежь в советское время считалась потенциальным резервом для пополнения рядов верующих людей. Кроме того, исследование показало, что атеистическая работа в большинстве своем была направлена на показ несостоятельности религиозного вероучения, «на разоблачение образа жизни церковников и сектантов», что не отвечало интеллектуальному уровню современной молодежи[44].

В системе атеистической работы во второй половине 1980-х гг. наряду с партийными и комсомольскими организациями продолжали свою деятельность местные отделения общества «Знание». Так, при атеистической работе в коллективе леспромхоза Аскизского района лекционная пропаганда велась через систему первичного общества «Знание». В лекторскую группу в 1985 г. входило 22 человека, из них атеистическим воспитанием занимались 4 лектора. За 1985 г. было организовано 12 лекций и кинолекториев по пропаганде научного атеизма[45]. Все члены комиссии содействия по соблюдению законодательства о культах при Аскизском райисполкоме являлись лекторами районной организации общества «Знание» и участвовали в работе постоянно действовавшего лектория по атеизму в п. Бельтирском[46]. Саяногорская городская организация общества «Знание» под руководством горкома КПСС также проводила работу по формированию научного мировоззрения у трудящихся города. За 1985 г. была прочитана 51 лекция по научно-атеистической тематике[47]. Во дворце культуры «Энергетик» был проведен городской тематический вечер «Молодежь и атеизм»[48]. В этом же году Таштыпская районная организация общества «Знание» прочитала 243 лекции по научному атеизму[49]. В 1986 г. в Абакане вопросы научного атеизма освещал 21 лектор городской организации общества «Знание». При правлении общества продолжала работать научно-методическая секция по атеистическому воспитанию[50].

Число лекций, прочитанных организациями общества «Знание» оставалось высоким до 1987 г. Например, в Орджоникидзевском районе за 1986 г. было прочитано 52 лекции от общества «Знание», а за 1987 г. – 61[51]. В первичных организациях общества «Знание» в Бейском районе группы лекторов-атеистов из числа преподавателей естественных наук, работников медицины, культуры в течение 1987 г. прочитали 152 лекции[52].

Еще одним важным направлением атеистической работы во второй половине 1980-х г. оставалось внедрение советских обычаев и обрядов. Комиссии содействия по соблюдению законодательства о культах Таштыпского и Абазинского районов отмечали рост мероприятий, связанных с пропагандой социалистического образа жизни, по внедрению в жизнь трудовых, новых гражданских обрядов[53]. Советские традиции и обряды внедрялись по месту работы. Так, на предприятиях г. Саяногорска проводились праздники «Посвящение в рабочие», «Рождение молодой семьи»[54].

Продолжали внедряться торжественные регистрации браков и рождений. Например, в Аскизском отделе ЗАГС в 1985 г. было зарегистрировано в торжественной обстановке 387 браков из 468 и 392 рождения из 846. Кроме того, было проведено 7 серебряных свадеб, работали клубы молодой семьи[55]. В г. Абакане все регистрации браков, новорожденных проводились торжественно, внедрялись обряды помолвки, имянаречения. В областном доме культуры работал клуб молодой семьи, продолжал работу салон обрядовых услуг «Синильга»[56].

Помимо этого была активизирована работа по совершенствованию социалистической обрядности, пропаганде и ее внедрению в быт трудящихся[57]. В 1987 г. клубные учреждения г. Саяногорска внедряли новые обряды и массовые праздники, на регулярной основе проводили проводы русской зимы, день молодежи, фестивали военно-патриотической песни, конкурс «Саянские ритмы» и др.[58] В этом же году на всех центральных усадьбах совхозов Бейского района прошли праздники улиц, а весной и осенью были организованы торжественные проводы в армию[59]. В г. Абакане проводились праздники улиц, духовой и эстрадной музыки, военно-патриотической песни, молодежные фестивали, профессиональные праздники[60]. В Боградском районе в 1987 г. в целях внедрения новых праздников и обрядов были организованы ярмарки мира и солидарности, сборы от которых были перечислены в фонд помощи Чернобылю и Фонд мира[61]. В Алтайском районе проводились встречи молодежи с руководителями, ветеранами войны и труда, передовиками производства[62].

В системе атеистического воспитания в Хакасии продолжали участвовать дома культуры и библиотеки. В Аскизском районе в 1985 г. были организованы книжные выставки и обзоры литературы по темам «Марксизм-ленинизм о социальной сущности религии», «Ленинское атеистическое наследие и современность», «Об отношении коммунистической партии к религии». Работники библиотек обращали внимание читателей с учетом уровня их подготовки на книги и статьи о мифологии, истории и философии. Кроме того были организованы групповые беседы «Идеологическая борьба и религия», «Путь из тьмы», «Правда о религии», «Аргументы против религии» и др. В домах культуры и сельских клубах района были оформлены уголки атеиста, организовывалось чтение лекций, докладов, бесед «Атеизм – современная идеологическая борьба», «Атеистическое воспитание подрастающего поколения» и др.[63] В целях атеистического воспитания отдельное внимание уделялось организации досуга трудящихся. Для этого их привлекали к художественной самодеятельности, занятиям физкультурой и спортом, чтению книг в библиотеках, посещению домов культуры[64].

В г. Саяногорске работники центральной городской библиотечной системы в 1985 г. провели 10 бесед, оформили 8 тематических книжных выставок. В библиотеках были оформлены уголки атеистов, проводились библиографические обзоры «Крест против солнца», «Вера бога к земле гнет», «Дух отрицания, дух сомнения»[65]. Мероприятия центральной библиотеки играли большую роль в работе с учащимися и работающей молодежью. На 1987 г. ею были спланированы атеистические рейды «Чудеса подлинные и мнимые». В школах работники библиотеки проводили день информации «Ленинская программа атеистического воспитания в действии», пресс-конференции «Как душу в плен берут», вечер вопросов и ответов «Медицина. Знахарство. Религия» и др[66]. В домах культуры г. Саяногорска был организован кинолекторий «Хочу все знать», работал детский клуб «Электрон», был организован тематический показ «Религия и дети»[67]. В кинозалах «Саяны, «Енисей», «Русь» были показаны хроникальные, документальные, художественные фильмы «Тучи над Борском», «Иванна», «У призрака в плену», работал кинолекторий «Атеист»[68]. Важно отметить, что кинематограф и художественная литература продолжали способствовать формированию отрицательного образа верующего как религиозного фанатика[69].

Кроме того, формирование коммунистического мировоззрения в г. Саяногорске осуществлялось через работу клубов и кружков идейно-политического направления. Они работали в форме фестивалей «15 республик – 15 сестер», где наряду с интернациональным, осуществлялось и атеистическое воспитание[70]. В г. Абакане выставки, библиографические обзоры новинок атеистической литературы организовывались не только в библиотеках, но и на предприятиях, в учебных заведениях[71]. В 19 филиалах центральной библиотечной системы Бейского района были оформлены книжные выставки и тематические полки «Идеологическая борьба и религия», «Разум против религии», «Наука против религии». Работники библиотеки проводили беседы: «Там, где начинаются знания, кончается религия», «От сказок религии к чудесам науки». В школах района совместно с библиотеками проводилось обсуждение книг, например, Евдокимова «Грешница», Ч. Айтматова «Плаха», Белова «Через костры и пытки» и др.[72]

Однако, несмотря на атеистические мероприятия, проведенные домами культуры и библиотеками, количество верующих оставалось стабильным, а в отдельных случаях наблюдался рост религиозных общин. Такие ситуации стандартно объяснялись недостаточным качеством проведения атеистической работы в т.ч. со стороны библиотек и домов культуры. Недостатки в работе учреждений культуры в Хакасии отмечались, например, в Аскизском районе ввиду того, что книжный фонд естественнонаучной и атеистической литературы оставался низким. Так, в библиотеке Калининской средней школы было всего 5 книг по атеистической тематике. При наличии 53 библиотек в районе в 1986 г. было выписано 32 экземпляра журнала «Наука и религия». Партийная организация совхоза Есинский Аскизского района совсем не выписывала журнал «Наука и религия» и другую атеистическую литературу[73]. В п. Бельтырский Аскизского района в 1986 г. на 7 тыс. населения поселка был только 1 экземпляр этого журнала[74]. В библиотеке Боградского района вся научно-популярная литература была признана устаревшей[75].

Работа центральной детской библиотеки г. Черногорска также подверглась критике виду небольшого фонда атеистической литературы. Так, при проверке работники показали 4 книги, которые пользовались спросом у детей. Показательно, что в 1987 г. в читальном зале было выдано 40284 книги, из них 45 - по вопросам религии и атеизма. Кроме того, библиотеки почти не вели индивидуальной работы, а проводимые мероприятия носили эпизодический, однообразный характер[76]. Важно отметить, что в Аскизском районе и 9 поселке г. Черногорска сказывалась также нехватка киноклубов. Например, в Аскизском районе их почти не было[77]. В 9-м поселке г. Черногорска, где проживали верующие, работал всего 1 кинотеатр «Мир», а дом культуры не использовался и находился в запущенном состоянии. Ситуация в 9-м поселке заметно контрастировала с хорошей материальной базой по организации свободного времени молодежи в самом г. Черногорске. Так, в доме культуры им. Луначарского действовало 38 платных и 22 бесплатных кружка, 3 общественно-политических клуба, студия брейк-данса, рок-клуб, дискотека, ВИА, видеотека, клуб «Ритмы планеты[78].

Атеистическое воспитание молодежи продолжало проводиться и в сфере образования. В г. Абакане при АГПИ продолжал свою работу клуб «Атеист». Его отделения функционировали и в средне-специальных учебных заведениях[79]. В школах проводилась обязательная атеистическая работа, выявлялись дети верующих, на уроках предполагалось обращаться к естественнонаучной тематике и развенчивать религиозные представления[80]. Ведение атеистической работы среди учеников средних школ в Хакасии продолжалось с разной степенью интенсивности. Наиболее активно атеистическая работа велась в школах Аскизского района в связи с верующими семьями старообрядцев и свидетелей Иеговы[81]. Дело в том, что большинство детей из семей, принадлежащих к этим религиозным группам, не участвовали в школьном самоуправлении и в общественной жизни, не являлись пионерами или комсомольцами[82]. В советской действительности отказ от вступления в пионеры и комсомол вступали в противоречие с современной жизнью[83].

Наличие верующих школьников, отказывающихся от участия в общественной деятельности объяснялось недостаточным контролем работы органов народного образования по атеистическому воспитанию учащихся со стороны райкома КПСС и исполкома райсовета. При проверке отмечалась слабая мировоззренческая направленность преподавания отдельных предметов, отсутствие программы атеистического воспитания школьников на весь период обучения и эпизодическое проведение мероприятий на атеистические темы[84]. Показательно, что руководство школы не знало названия веры, не вело работы с учащимися из семей верующих по вовлечению в художественную самодеятельность, в занятия спортом, музыкой, привлечению к школьному управлению, участию в общественных мероприятиях[85]. При этом проверка в Валыксинской средней школе Аскизского района показала другую крайность атеистической работы - пропаганду антирелигиозного воспитания школьников, воспитание непримиримости к религиозному мировоззрению и отрицательного отношения к религии[86]. Важно отметить, что содержание атеистической работы в СССР менялось, но она всегда была антирелигиозной[87].

Педагогические коллективы Аскизского района читали лекции, проводили беседы, вечера на атеистические темы, внекласнные мероприятия по атеизму. Все верующие семьи были взяты на учет, с детьми велась работа по формированию материалистического мировоззрения религии[88]. Учителя в других регионах также были ответственны за атеистическое воспитание школьников. Например, в Иркутской области многие педагогические коллективы вели целенаправленную атеистическую воспитательную работу, ставили на учет детей из семей верующих для проведения с ними индивидуальной работы[89].

Атеистическое воспитание в школах продолжалось не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Мероприятия нередко организовывались в рамках естественнонаучных направлений. Так, в школах г. Саяногорска Хакаской автономной области в ходе недель химии и биологии проводились вечера, лекции, беседы, классные часы, демонстрация химических опытов. Учителя химии и биологии всех школ проводили работы по созданию клубов, кружков атеистического направления, оформлялись уголки «Юный атеист», совместно со школьными библиотеками были проведены конференции по книге «Письма бывших верующих», «Жестокий путь» и др. В школе №1 г. Саяногорска был организован цикл лекций для родителей «Коммунизм и религия о смысле жизни», «Роль искусства в религиозном и антирелигиозном воспитании»[90]. Кроме того, библиотеки оформляли книжные выставки, библиотекари выступали перед учащимися по материалам журнала «Наука и религия». Значительную помощь школам оказывал кинотеатр «Радуга». На его базе в 1986-1987 г. шли занятия факультета атеизма для учащихся 7-9 классов[91]. В школах Алтайского района работало 7 кружков юных биологов, 3 кружка юных химиков[92].

Наибольшее число детей из семей верующих обучалось в школах г. Черногорска. Важно отметить, что массовое омоложение диссидентских общин вызывало чрезвычайное беспокойство государственных органов власти. Дело в том, что большое количество молодежи в религиозных общинах противоречило государственному политико-идеологическому концепту о скором отмирании религии в социалистическом обществе с уходом старших поколений, способствовавших сохранению религиозных взглядов[93]. Кроме того, если в 1960- 1-й половине 1980-х гг. школьники из таких семей не поддерживали намерений родителей о выезде за границу, то в 1987 г. школы посещали группы детей, имеющих глубокие религиозные эмигрантские настроения. Данное обстоятельство усиливало критику проведения атеистической работы в школах Черногорска[94]. В школах города №4 и № 9 была выстроена система индивидуальной работы с детьми из семей верующих. При этом общественными поручениями были охвачены не все учащиеся из семей верующих, например в школе № 9 их было 59%. Во всех школах г. Черногорска действовали атеистические кружки «Атеист», «Юный атеист», «Кругозор», которые вели активную пропагандистскую деятельность и индивидуальную работу. В школах регулярно проводились атеистические вечера, диспуты, устные журналы, классные часы и другие формы лекционной пропаганды. Кроме того, в школах проходили кинолектории «Атеист». Однако они имели низкое качество. Слабым звеном в атеистическом воспитании являлись младшие школьники, в связи с тем, что все мероприятия, как правило, проводились для старшеклассников[95].

С целью совершенствования обучения школьного комсомольского актива в Черногорске планировалось создать до 1 января 1988 г. на базе Дворца пионеров и школьников школу атеистов. В атеистической работе предполагалось больше использовать активные формы: вечера вопросов и ответов, политбои, диспуты, викторины, круглые столы, тематические конкурсы, олимпиады, атеистические вечера[96].

Снчала, что верующие. 2 детей Шевченко остались неграмотными, некоторые из них судимы за воровство. Один из уже выросших детей совершил уголовное преступление. «И в том, что так сложилась его судьба во многом виноваты родители»[97].

Конькина Л. Вот так и живут // Черногорский рабочий, 1987. С. 9.

Не говорится, что верующие. Многодетная семья Лаер. Трудолюбивые, удивительно разговорчивые, внимательное и бережное отношение к детям[98].

Особое внимание атеистическому воспитанию уделялось в школах Боградского района. Так, в разделе идейно-политического воспитания плана работы школы с. Знаменка была предусмотрена тематика проведения атеистических мероприятий классными руководителями. Атеистическое воспитание было отражено в планах школьных и кустовых методических объединений, работе пионерской дружины. Важно подчеркнуть, что планы были составлены с учетом возраста родителей, религиозного влияния семьи, степени приобщения к религии. За семьями и учащимися из семей верующих велось наблюдение. Например, с целью контроля за религиозным воздействием на детей учителя школы в 1987 г. посетили 71 молитвенное собрание. Кроме того, в школе проходила постоянная выставка журнала «Наука и религия», были оформлены стенды и уголки «Юный атеист»[99]. Важно отметить, что в начале 1988 г. педагоги и администрация владели религиозной обстановкой, однако в школе уже не было комплексного плана по атеистической работе и не велся кружок «Юный атеист»[100].

Медицинские работники в Хакасии продолжали вносить свой вклад в атеистическую работу в области. Так, в Аскизском районе врач ответственный за атеистическую пропаганду провел в 1985 г. 4 лекции «Медицина и религия», а средние медработники - 138 бесед. Вопрос атеистической пропаганды был включен в программу школ здоровья для выздоравливающих в стационарах больниц, в школах материнства при женских консультациях поликлиник[101]. Важно отметить, что в атеистической работе наряду с пенсионерами и молодежью женщины были важнейшей целевой аудиторией, подлежащей особому вниманию. Высокий уровень религиозности среди женщин объяснялся их неравенством в быту, отсутствием свободного времени, низкой социальной активностью. Атеистическая пропаганда среди женщин была нацелена на перекрытие канала воспроизводства религиозности и влияния на детей и подростков[102].

Медработники не только оформляли наглядную агитацию в виде санбюллетней, уголков здоровья, папок передвижек, стендов, но и вели пропаганду в средствах массовой информации. Так, в Аскизском районе была опубликована статья «О вреде самолечения» и было проведено 3 радиовыступления[103]. Во второй г. половине 1980-х активизировал работу кабинет санпросвещения в горбольнице г. Абазы[104]. Однако не везде медики включались в атеистическую работу. Так, по сведениям Абаканского горкома в 1986 медицинские работники практически устранились от атеистической пропаганды среди населения в борьбе с религиозными пережитками и знахарством. Только 3 медработника выступали по этим вопросам в коллективах[105].

Важно подчеркнуть, что в связи с установкой о том, что религиозность населения зависела от качества проводимой атеистической пропаганды, критика носила постоянный характер[106]. При этом во второй половине 1980-х г. в Хакасии постоянное критическое отношение к ведению атеистической пропаганды становится еще более выраженным. Например, в г. Саяногорске одной из причин для критических замечаний стало ее слабое влияние на формирование научно-материалистического мировоззрения и атеистической убежденности молодежи. Помимо этого лекции по атеистической тематике не оправдывали ожиданий в связи с тем, что критика «фальсификации политики советского государства и коммунистической партии по отношению к религии, церкви со стороны империалистических пропагандистских центров» почти не проводилась[107]. Здесь нужно отметить, что влияние капиталистического окружения еще в 1940-1960 гг. в СССР считалось главной причиной сохранения религии[108].

Значительной критике подвергалась атеистическая работа партийных комитетов Аскизского лесоперевалочного комбината, Аскизского леспромхоза, партийных объединений «Сельхозтехники», станции Аскиз из-за того, что они плохо владели религиозной обстановкой в коллективах, не давали острой оценки членам КПСС, которые безразлично относились к атеистическому воспитанию и в целом примирились с существующими религиозными проявлениями. Советы по атеизму при всех парткомах в большинстве случаев бездействовали. В состав Советов вводили людей, которые были некомпетентны в атеистической работе. Районный комитет партии, первичные партийные организации не вели активную атеистическую пропаганду. В лекциях слабо разоблачался вред религии для общества и личности, «попытки буржуазной пропаганды использовать приближающееся 1000-летие введения христианства в антисоветских целях».

В трудовых коллективах Аскизского района читалось мало лекций. В некоторых партийных организациях, например, совхозов имени Калинина и «Тасхыл», лекции на темы атеизма не читались несколько лет. Не использовались и организованные формы атеистической пропаганды: народные университеты, лектории, циклы лекций. Районный комитет партии не заботился о подготовке квалифицированных кадров, не направлял на учебу в областную школу атеистического актива и не организовывал учебу кадров на местах[109].

Атеистическая пропаганда в г. Абакане критиковалась в связи с тем, что крупные религиозные объединения продолжали действовать, фукционирование незарегистрированных религиозных объединений не прекращалась, контроль за действиями религиозных обществ не проводился системно. Кроме того, партийные органы привлекал внимание факт роста уровень доходов РПЦ. На низком уровне находилась работа по атеистическому воспитанию трудящихся и особенно молодежи в профсоюзных и комсомольских организациях г. Абакана. Горком комсомола не располагал информацией о молодых верующих. Слабо велась работа по искоренению среди молодежи религиозной символики. Кадры молодых пропагандистов научного атеизма, которые готовил Абаканский государственный педагогический институт, не использовались для проведения атеистической работы в городе[110].

Недостаточно внимания в г. Абакане уделялось атеистическому воспитанию учащейся молодежи. Из 42 учащихся из семей верующих, только 13 были пионерами, 3 - октябрятами, 2 - комсомольцами. У школ отсутствовала связь с администрацией и общественными организациями предприятий, на которых работали родители. Кроме того, учителя школ, ПТУ, средне-специальных учебных заведений не занимались атеистической пропагандой в городе. Общий уровень лекционной пропаганды научного атеизма в городе не в полной мере соответствовал требованиям партии и запросам аудитории. При проведении атеистических лекции редко использовались факты из деятельности местных религиозных объединений, теоретическое освещение процессов, происходящих в религиозных кругах и сознании верующих было слабым, использовались устаревшие примеры, факты, цифры. Семинары для лекторов-атеистов во второй половине 1980-х гг. в г. Абакане проводились редко, а методические пособия и рекомендации в помощь лекторам-атеистам не выпускались. Критиковалась также и деятельность работников органов милиции, суда и прокуратуры в связи с тем, что они недостаточно занимались правовым воспитанием верующих[111].

В Боградском районе внимание партийных и государственных органов привлекала тенденция к росту и омоложению в общине ЕХБ и группе пятидесятников. В районе не велась атеистическая работа в трудовых коллективах[112]. Много недостатков имелось в работе районных комиссий содействия соблюдению законодательства о культах. Так, члены комиссий не вели работу по совершенствованию методов и форм работы, не выясняли причины создания религиозных обществ, слабо изучали внутренние процессы и в целом проявляли конформизм. Заседания таких комиссий уже не проходили регулярно, члены комиссий зачастую не знали свои обязанности и не были закреплены за предприятиями. Важно подчеркнуть, что взаимосвязь комиссий содействия соблюдению законодательства о культах с партийными, советскими, административными органами, трудовыми коллективами, общественными организациями района по вопросам атеистического воспитания населения во второй половине 1980-х гг. прослеживалась слабо. Недостаточно внимательно относились к атеистической работе Советы по атеизму, партийные, профсоюзные, комсомольские организации трудовых коллективов[113].

После XIX партийной конференция КПСС, проходившей июне-июле 1988 г. на фоне кризисных явлений в обществе, атеистическая работа в стране фактически была завершена[114]. В конце 1980-х гг. проведение атеистической пропаганды в Хакасии, как и в стране в целом, заметно снижается.

Таким образом, в период 1985-1991 г. в Хакасии в соответствии с решениями Пленумов ЦК КПСС 1983 г. и 1986 г. были предприняты попытки активизации атеистической пропаганды со стороны местных отделений КПСС. Однако качество проводимой работы было низким и часто критиковалось, а планируемая модернизация форм и методов так и не была проведена. Отделения ВЛКСМ участия в пропаганде атеизма в этот период почти не принимали. Кроме того, снизилось количество атеистической работы со стороны общества «Знание». Учреждения культуры, здравоохранения и образования продолжали использовать ставшие стандартными методы и формы атеистической работы, хотя они не имели значительного влияния на религиозность населения. Несмотря на продолжение атеистической пропаганды во второй половине 1980-х гг. на территории Хакасии продолжали функционировать зарегистрированные и незарегистрированные религиозные объединения. Несмотря на проведение атеистического воспитания молодежи, большая ее часть демонстрировала конформное отношение к религии. Как и по все стране, проведение атеистической работы не привело к искоренению религиозности населения.

[1] Савин А.И. Борьба за молодежь: Советское государство и религиозные диссиденты в брежневскую эпоху // Личность, общество и власть в истории России: сборник научных статей, посвященный 70-летию д-ра ист. наук, проф. В.И. Шишкина. 2018. С. 496.

[2] Шакирова Э.З. Работа партийных организаций КПСС с верующими в середине 1950-х - 1980-е годы (на материалах Оренбургской, Челябинской, Курганской и Куйбышевской областей) // Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2009. №37 (175). С. 148.

[3] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-2. Хакасский областной комитет КПСС. Оп. 18. Д. 117. Л. 18.

[4] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-9. Аскизский районный комитет компартии КПСС. Оп. 75. Д. 66. Л. 5.

[5] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-2. Хакасский областной комитет КПСС. Оп. 18. Д. 117. Л. 16-17.

[6] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-2. Хакасский областной комитет КПСС. Оп. 16. Д. 120. Л. 68.

[7] Сосковец Л.И. Феномен советского антирелигиозного агитпропа // Вестн. Том. гос. ун-та. 2005. №288. С. 190.

[8] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-9. Аскизский районный комитет компартии КПСС. Оп. 75. Д. 66. Л. 1.

[9] Сосковец Л.И. Антирелигиозные практики советского государства: цели, структура, этапы, средства // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2013. № 9 (35): в 2-х ч. Ч. II. C. 181.

[10] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р-39. Исполнительный комитет Хакасского областного Совета народных депутатов. Оп. 1. Д. 2437. Л. 50.

[11] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-9. Аскизский районный комитет компартии КПСС. Оп. 75. Д. 66. Л. 45.

[12] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р-39. Исполнительный комитет Хакасского областного Совета народных депутатов. Оп. 1. Д. 2631. Л. 28.

[13] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р-39. Исполнительный комитет Хакасского областного Совета народных депутатов. Оп. 1. Д. 2631. Л. 14.

[14] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-5. Боградский районный комитет РСФСР. Оп. 72. Д. 18. Л.14.

[15] Шакирова Э.З. Работа партийных организаций КПСС с верующими в середине 1950-х - 1980-е годы (на материалах Оренбургской, Челябинской, Курганской и Куйбышевской областей) // Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2009. №37 (175). С. 145.

[16] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-807. Саяногорская городская партийная организация компартии РСФСР. Оп. 1. Д. 20. Л. 26, 30.

[17] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-807. Саяногорская городская партийная организация компартии РСФСР. Оп. 1. Д. 20. Л. 26.

[18] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-807. Саяногорская городская партийная организация компартии РСФСР. Оп. 1. Д. 20. Л. 30-31.

[19] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р-39. Исполнительный комитет Хакасского областного Совета народных депутатов. Оп. 1. Д. 2372. Л. 15.

[20] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р-39. Исполнительный комитет Хакасского областного Совета народных депутатов. Оп. 1. Д. 2372. Л. 30.

[21] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р-39. Исполнительный комитет Хакасского областного Совета народных депутатов. Оп. 1. Д. 2372. Л. 15.

[22] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р-39. Исполнительный комитет Хакасского областного Совета народных депутатов. Оп. 1. Д. 2372. Л. 49.

[23] Желновакова М.Ф. Методы борьбы советской власти с протестантизмом в 1920-1980-х годах на примере иркутского региона // Вестник ИрГТУ. 2010. №3 (43). С. 207.

[24] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р-39. Исполнительный комитет Хакасского областного Совета народных депутатов. Оп. 1. Д. 2372. Л. 48.

[25] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-11. Абаканская городская партийная организация компартии РСФСР. Оп. 62. Д. 40. Л. 89-90.

[26] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-11. Абаканская городская партийная организация компартии РСФСР. Оп. 58. Д. 1. Л. 1.

[27] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-11. Абаканская городская партийная организация компартии РСФСР. Оп. 58. Д. 1. Л. 5.

[28] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р-39. Исполнительный комитет Хакасского областного Совета народных депутатов. Оп. 1. Д. 2372. Л. 72.

[29] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р-39. Исполнительный комитет Хакасского областного Совета народных депутатов. Оп. 1. Д. 2372. Л. 71.

[30] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-11. Абаканская городская партийная организация компартии РСФСР. Оп. 62. Д. 40. Л. 90.

[31] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р-39. Исполнительный комитет Хакасского областного Совета народных депутатов. Оп. 1. Д. 2437. Л. 64.

[32] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р-39. Исполнительный комитет Хакасского областного Совета народных депутатов. Оп. 1. Д. 2437. Л. 71.

[33] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р-39. Исполнительный комитет Хакасского областного Совета народных депутатов. Оп. 1. Д. 2437. Л. 65.

[34] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-4. Черногорский городской комитет компартии РСФСР. Оп. 76. Д. 68. Л. 8.

[35] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-7. Бейский районный комитет КПСС. Оп. 70. Д. 27. Л. 21.

[36] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-7. Бейский районный комитет КПСС. Оп. 70. Д. 27. Л. 24.

[37] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р-39. Исполнительный комитет Хакасского областного Совета народных депутатов. Оп. 1. Д. 2631. Л. 11.

[38] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р-39. Исполнительный комитет Хакасского областного Совета народных депутатов. Оп. 1. Д. 2631. Л. 14.

[39] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-2. Хакасский областной комитет КПСС. Оп. 16. Д. 120. Л. 40.

[40] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-5. Боградский районный комитет РСФСР. Оп. 72. Д. 18. Л. 14.

[41] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-12. Хакасский областной комитет ВЛКСМ. Оп. 60. Д. 73. Л. 6.

[42] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р-39. Исполнительный комитет Хакасского областного Совета народных депутатов. Оп. 1. Д. 2631. Л. 14.

[43] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-12. Хакасский областной комитет ВЛКСМ. Оп. 60. Д. 73. Л. 1.

[44] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-12. Хакасский областной комитет ВЛКСМ. Оп. 60. Д. 73. Л. 2-3.

[45] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р-39. Исполнительный комитет Хакасского областного Совета народных депутатов. Оп. 1. Д. 2372. Л. 33.

[46] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р-39. Исполнительный комитет Хакасского областного Совета народных депутатов. Оп. 1. Д. 2631. Л. 28.

[47] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-611. Хакасская областная организация общества «Знание» Красноярской краевой организации общества «Знание». Оп. 1. Д. 61. Л. 10.

[48] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-807. Саяногорская городская партийная организация компартии РСФСР. Оп. 1. Д. 20. Л. 26.

[49] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-611. Хакасская областная организация общества «Знание» Красноярской краевой организации общества «Знание». Оп. 1. Д. 61. Л. 5.

[50] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-11. Абаканская городская партийная организация компартии РСФСР. Оп. 62. Д. 40. Л. 89.

[51] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р-39. Исполнительный комитет Хакасского областного Совета народных депутатов. Оп. 1. Д. 2631. Л. 11.

[52] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-7. Бейский районный комитет КПСС. Оп. 70. Д. 27. Л. 21.

[53] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р-39. Исполнительный комитет Хакасского областного Совета народных депутатов. Оп. 1. Д. 2437. Л. 42.

[54] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-807. Саяногорская городская партийная организация компартии РСФСР. Оп. 1. Д. 20. Л. 26.

[55] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-9. Аскизский районный комитет компартии КПСС. Оп. 75. Д. 66. Л. 51.

[56] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-11. Абаканская городская партийная организация компартии РСФСР. Оп. 62. Д. 40. Л. 90.

[57] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р-39. Исполнительный комитет Хакасского областного Совета народных депутатов. Оп. 1. Д. 2372. Л. 15.

[58] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-807. Саяногорская городская партийная организация компартии РСФСР. Оп. 1. Д. 20. Л. 32.

[59] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-7. Бейский районный комитет КПСС. Оп. 70. Д. 27. Л. 23.

[60] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-11. Абаканская городская партийная организация компартии РСФСР. Оп. 62. Д. 40. Л. 90.

[61] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-5. Боградский районный комитет РСФСР. Оп. 72. Д. 18. Л. 13.

[62] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р-39. Исполнительный комитет Хакасского областного Совета народных депутатов. Оп. 1. Д. 2372. Л. 49.

[63] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-9. Аскизский районный комитет компартии КПСС. Оп. 75. Д. 66. Л. 53.

[64] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р-39. Исполнительный комитет Хакасского областного Совета народных депутатов. Оп. 1. Д. 2372. Л. 33.

[65] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р-39. Исполнительный комитет Хакасского областного Совета народных депутатов. Оп. 1. Д. 2372. Л. 81.

[66] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-807. Саяногорская городская партийная организация компартии РСФСР. Оп. 1. Д. 20. Л. 32.

[67] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р-39. Исполнительный комитет Хакасского областного Совета народных депутатов. Оп. 1. Д. 2372. Л. 81.

[68] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-807. Саяногорская городская партийная организация компартии РСФСР. Оп. 1. Д. 20. Л. 26.

[69] Клюева В.П. «В настоящее время религия переживает серьезный кризис»: реакция советских верующих на антирелигиозную пропаганду // ВААЭ. 2015. №4 (31). С. 146.

[70] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-807. Саяногорская городская партийная организация компартии РСФСР. Оп. 1. Д. 20. Л. 31.

[71] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-11. Абаканская городская партийная организация компартии РСФСР. Оп. 62. Д. 40. Л. 91.

[72] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-7. Бейский районный комитет КПСС. Оп. 70. Д. 27. Л. 22.

[73] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-9. Аскизский районный комитет компартии КПСС. Оп. 75. Д. 66. Л. 58-60.

[74] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р-39. Исполнительный комитет Хакасского областного Совета народных депутатов. Оп. 1. Д. 2372. Л. 39.

[75] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-5. Боградский районный комитет РСФСР. Оп. 72. Д. 18. Л. 14.

[76] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-12. Хакасский областной комитет ВЛКСМ. Оп. 60. Д. 73. Л. 7.

[77] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-2. Хакасский областной комитет КПСС. Оп. 16. Д. 120. Л. 68.

[78] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-12. Хакасский областной комитет ВЛКСМ. Оп. 60. Д. 73. Л. 6.

[79] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-11. Абаканская городская партийная организация компартии РСФСР. Оп. 62. Д. 40. Л. 90.

[80] Клюева В.П. «В настоящее время религия переживает серьезный кризис»: реакция советских верующих на антирелигиозную пропаганду // ВААЭ. 2015. №4 (31). С. 145.

[81] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р-39. Исполнительный комитет Хакасского областного Совета народных депутатов. Оп. 1. Д. 2437. Л. 50.

[82] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-2. Хакасский областной комитет КПСС. Оп. 16. Д. 120. Л. 68.

[83] Клюева В.П. «В настоящее время религия переживает серьезный кризис»: реакция советских верующих на антирелигиозную пропаганду // ВААЭ. 2015. №4 (31). С. 147.

[84] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-2. Хакасский областной комитет КПСС. Оп. 16. Д. 120. Л. 66.

[85] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р-39. Исполнительный комитет Хакасского областного Совета народных депутатов. Оп. 1. Д. 2372. Л. 40.

[86] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-9. Аскизский районный комитет компартии КПСС. Оп. 75. Д. 66. Л. 61.

[87] Клюева В.П. «В настоящее время религия переживает серьезный кризис»: реакция советских верующих на антирелигиозную пропаганду // ВААЭ. 2015. №4 (31). С. 143.

[88] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-9. Аскизский районный комитет компартии КПСС. Оп. 75. Д. 66. Л. 61.

[89] Желновакова М.Ф. Методы борьбы советской власти с протестантизмом в 1920-1980-х годах на примере иркутского региона // Вестник ИрГТУ. 2010. №3 (43). С. 207.

[90] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-807. Саяногорская городская партийная организация компартии РСФСР. Оп. 1. Д. 20. Л. 28.

[91] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-807. Саяногорская городская партийная организация компартии РСФСР. Оп. 1. Д. 20. Л. 31.

[92] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р-39. Исполнительный комитет Хакасского областного Совета народных депутатов. Оп. 1. Д. 2372. Л. 48.

[93] Савин А.И. Борьба за молодежь: Советское государство и религиозные диссиденты в брежневскую эпоху // Личность, общество и власть в истории России: сборник научных статей, посвященный 70-летию д-ра ист. наук, проф. В.И. Шишкина. 2018. С. 493 – 518.

[94] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-4. Черногорский городской комитет компартии РСФСР. Оп. 76. Д. 68. Л. 12.

[95] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-12. Хакасский областной комитет ВЛКСМ. Оп. 60. Д. 73. Л. 6.

[96] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-12. Хакасский областной комитет ВЛКСМ. Оп. 60. Д. 73. Л. 5.

[97] Швецов А. Правда о неправде // Черногорский рабочий. 1986. № 145. С. 3.

[98] Конькина Л. Вот так и живут // Черногорский рабочий. 1987. С. 9.

[99] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-5. Боградский районный комитет РСФСР. Оп. 72. Д. 18. Л. 14.

[100] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-5. Боградский районный комитет РСФСР. Оп. 74. Д. 176. Л. 3.

[101] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-9. Аскизский районный комитет компартии КПСС. Оп. 75. Д. 66. Л. 55.

[102] Шакирова Э.З. Работа партийных организаций КПСС с верующими в середине 1950-х - 1980-е годы (на материалах Оренбургской, Челябинской, Курганской и Куйбышевской областей) // Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2009. №37 (175). С. 144.

[103] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-9. Аскизский районный комитет компартии КПСС. Оп. 75. Д. 66. Л. 55.

[104] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р-39. Исполнительный комитет Хакасского областного Совета народных депутатов. Оп. 1. Д. 2372. Л. 15.

[105] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-11. Абаканская городская партийная организация компартии РСФСР. Оп. 62. Д. 40. Л. 93.

[106] Горбатов А.В. Пропаганда и СМИ в период хрущевской антирелигиозной кампании (1954 1964 гг. ) // Вестник КемГУ. 2014. №3 (59). С. 158.

[107] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-611. Хакасская областная организация общества «Знание» Красноярской краевой организации общества «Знание». Оп. 1. Д. 61. Л. 12-13.

[108] Сосковец Л.И. Феномен советского антирелигиозного агитпропа // Вестн. Том. гос. ун-та. 2005. №288. С. 198.

[109] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-2. Хакасский областной комитет КПСС. Оп. 16. Д. 120. Л. 66.

[110] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-11. Абаканская городская партийная организация компартии РСФСР. Оп. 62. Д. 40. Л. 91-92.

[111] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-11. Абаканская городская партийная организация компартии РСФСР. Оп. 62. Д. 40. Л. 92-93.

[112] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-5. Боградский районный комитет РСФСР. Оп. 72. Д. 18. Л. 14, 16.

[113] ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р-39. Исполнительный комитет Хакасского областного Совета народных депутатов. Оп. 1. Д. 2437. Л. 42.

[114] Шакирова Э.З. Работа партийных организаций КПСС с верующими в середине 1950-х - 1980-е годы (на материалах Оренбургской, Челябинской, Курганской и Куйбышевской областей) // Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2009. №37 (175). С. 148.

реклама
разместить
Начать дискуссию