Часть 4

Большое значение для изучения протестантских организаций в Сибири имело проведение международной научно-практическая конференции в 1998 в г. Омске «Протестантизм в Сибири: история и современность», на которой поднимались проблемы взаимоотношений государства и религиозных организаций в мире и России. Материалы конференции были опубликованы в одноименном сборнике, а сама конференция проводилась неоднократно в 2000-е гг. Особое значение для изучения положения протестантских организаций в Сибири имеет коллективная монография тюменских иссдедователей «Протестантизм в Тюменском крае: история и современность». В работе обобщен опыт региональных исследований по истории протестантизма[1]. В современных российских изданиях «Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России: справочник» (1996), «Мировой опыт государственно-церковных отношений» (2003)[2] представлена история появления конфессий, дается их характеристика, анализ этноконфессиональной ситуации.

Непосредственно исследованию протестантских общин Хакасии посвящена статья Ф.Л. Сивацкого[3]. Исследователь приходит к выводу о том, что эмиграционные настроения среди пятидесятников являлись следствием проводимой в отношении них репрессивной политики. При этом верующие, по мнению Ф.Л. Сивацкого, сами могли обострять отношения с органами власти.

Анализируя региональную историографию, важно отметить, что рост интереса коренных народов Сибири к традиционным верованиям и открытая практика шаманизма в Хакасии с конца 1980-х гг., стали привлекать внимание исследователей к этой проблематике. В частности, Н.А. Алексеев, В.Я. Бутанаев, Г.Г. Котожеков отдельное внимание уделили рассмотрению вопросов возрождения шаманизма и влияния на него христианства[4]. Особо следует отметить работы Л.В. Анжигановой[5], которая не согласилась с точкой зрения В.Я. Бутанаева об исчезновении традиционного шаманизма и пришла к выводу об его эволюции сосуществовании с новыми религиозными системами[6].

[1] Протестантизм в Тюменском крае: история и современность. СПб: СПбГУ, 2006.

[2] Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России: справочник / под ред. Н.А. Трофимчука. М.: РАГС. 1996»; «Мировой опыт государственно-церковных отношений» / под ред. Н.А. Трофимчука. М.: РАГС. 2003.

[3] Сивацкий Ф.Л. Эмиграция верующих из СССР в 60–80-е годы (на примере пятидесятнических организаций Красноярского края) [Электронный ресурс] // Права человека в России: прошлое и настоящее. Сборник докладов и материалов научно-практической конференции. Пермь: Звезда, 1999. URL: https://memorial.krsk.ru/Articles/1999/1999Sivacky.htm (дата обращения: 24.07.2022).

[4] Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск, 1992; Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. Абакан: Хакасской кн. изд-во, 1996. 224 с.; Котожеков Г.Г. Религиозные воззрения хакасов в прошлом и настоящем // Традиционное мировоззрение хакасов: прошлое, настоящее, будущее. Абакан, 1997.

[5] Анжиганова Л.В. Методологические проблемы исследования традиционного мировоззрения хакасов. Абакан, 1997.Она же. Эволюция мировоззрения этноса (на примере хакасского народа). Автореф. дис. док. философских наук. М.,.1999. Она же. Возрождение шаманизма и шаманских традиций в современной Хакасии // Материалы информационного семинара «Шаманизм в современной Хакасии». М., 2001.

[6] Анжиганова Л.В. Эволюция религиозных представлений хакасов // Северо-Восточный гуманитарный вестник. 2012. № 1 (4). С. 43.

Начать дискуссию