Важно отметить, что в зарубежной историографии со 2-й половины 1970-х гг. начинают появляться работы об эмиграционном движении как в СССР, так и в Хакасии в частности. Можно выделить как работы о «сибирской семерке»[3], так и автобиографические работы самих пятидесятников[4] г. Черногорска – Т. Чмыхалова и Л. Ващенко, эмигрировавших с родителями в 1-й половине 1980-х. Проблематика положения протестантских общин в советское период и в настоящее время является актуальной темой для зарубежных авторов. К примеру, в статье Френч А.Л..[5] рассматривается религиозность женщин в евангельских общинах с 1945 по 1991 г. с членами общин евангельских христиан-баптистов в т.ч. на территории Красноярского края. Автор отмечает, что причиной укрепления религиозных убеждений являлось не только общение между членами общины, но и с атеистами, советскими и партийными чиновниками.