Теория упоротой обезьяны. Мифы и факты

Пришло время разобрать на запчасти теорию, которая объединила в себе обезьян, психоделики и сакральный момент возникновения человечества. Эдакая «Космическая Одиссея», только вместо Монолита от Стэнли Кубрика над эволюцией человека вздымается психоактивный гриб. В этом ли заключается теория упоротой обезьяны? Давайте разбираться.

Теория упоротой обезьяны. Мифы и факты

В этой статье я буду опираться на основную книгу авторства Теренса Маккенны «Пища Богов». В ней автор изложил эту теорию, но пошел куда глубже, чем может показаться из общеизвестного названия теории. А в целом, про сознание, эволюцию и место человека в мире рассказываю в материалах Телеграм канала. Подписывайтесь, чтоб не пропустить новые статьи.

Чем известна теория упоротой обезьяны?

Есть две версии: популярная и не правильная, а также официальная и максимально приближенная к реальности. Ошибочная и распиаренная теория звучит так: обезьяна ела галлюциногенные грибы и благодаря этому стала человеком. Само собой, это искривленная теория. Но где искать правду?

Предпосылки развития

Для начала вернемся к тому, что говорил Чарльз Дарвин. Он не утверждал, что человек произошел от обезьяны. Он говорил о том, что и у человека, и у обезьяны есть некий общий предок. Развитие теории эволюции определило, что пути общин нашего общего предка в какой-то момент разошлись. И одна ветвь стала буквально обезьянами, а из другой получились мы. Но и это еще не все.

В отрезке развития вида homo erectus к гейдельбергскому человеку (ранний homo sapeiens), неандертальцу и денисовцу отмечается резкий взлет в развитии объема мозга. Небывалую скорость развития могло бы объяснить промежуточное звено в эволюции человека. Но даже с ним непонятны причины, которые могли способствовать росту интеллекта.

Одно из объяснений предлагает антрополог Теренс Маккенна. В частности, что был некий внешний фактор, постоянное воздействие которого и привело к росту объемов мозга и помогло ускорить развитие речи, как сигнальной системы. И таким фактором могли быть психоактивные элементы.

Ошибочное интерпретации теории

Гы-гы, обезьяны хавали грибы и стали умнее. Получается, мы тоже можем хавать грибы и быть умными!

Нет, не можем. Да и сами первобытные люди так не делали. Суть в том, что существовавшие на то время виды находились в состоянии воздействия массы факторов. Потребность выживать, охотиться, размножаться, конкурировать с соплеменниками. Родоплеменное общество было единым механизмом.

Потребление психоактивных элементов меняет восприятие мира, вызывая как эйфорию, так и переживание «ощущения чего-то большего и божественного». Подробнее об этом писал Тимоти Лири.

Психоделики, ни в то время, ни в период нашей эпохи, не добавляют в сознание чего-то нового. Они действуют на то, что есть в голове. Помогают иначе взглянуть на окружающие вещи. И в тот момент, согласно с тем, что говорит теория упоротой обезьяны, психоделики стали искрой зажигания, последней каплей, катализатором развития сознания.

Сам по себе факт того, что псилоцибин связывается с рецепторами серотонина открывает широкое поле для обсуждений. Сам серотонин работает как топливо для мозга, и напрямую поддерживает нейрогенез. Но это материал скорее для отдельной статьи.

Как теория упоротой обезьяны объясняет нашу жизнь?

Теория упоротой обезьяны. Мифы и факты

Сама теория упоротой обезьяны не про то, что можно улучшить мозг психоделиками. Более того, улучшить сознание психоделиками, это как улучшить суп огнем. Может возникнуть иллюзия, что чем больше огня, тем вкуснее будет пища, но это не так. Маккенна, изучая вопрос «что именно могло сподвигнуть человека так быстро эволюционировать» погружается в тему веществ, характерных для каждой из цивилизаций. И здесь открывается пространство для интересных наблюдений.

Законный контроль над изменением сознания

Что общего между первобытным таинством у костра, воскресной службой в средневековье, перекуром на работе и корпоративом? Все эти процессы сопровождаются потреблением психоактивных элементов, способствующими социализации.

  • Культура потребления галлюциногенных грибов проходила под пристальным руководством шамана, который единственный кто знал, как правильно использовать те, или иные компоненты.
  • Монахи развивали в монастырях винную культуру, а на служениях каждый причащался телом и кровью Христа, потребляя строго отмеренное количество алкоголя.
  • Корпорации современности используют строго дозированные и едино отмеренные бумажные трубочки, набитые табаком. Количество никотина стабильно одинаково от порции к порции.
  • Что уж и говорить про чашечку эспрессо, американо, порцию сахара, печеньки…

Само собой, я не говорю, что условный псилоцибин тождественен кофеину или алкоголю. Я говорю о том, что культура потребления психоактивных веществ, при поддержке изученных механизмов, экспертизы со стороны психиатров, или как это было в прошлые эпохи: священников или шаманов, при понимании каждым потребителем что он делает и ради чего, создает условия для конструктивного использования этих элементов.

Современная культура не обладает проверенным и изученным механизмом для потребления психоактивных соединений. Однако уже сегодня ведутся по исследованию потенциала псилоцибина в рамках избавления людей от депрессий, или МДМА в качестве терапии ПТСР.

Общество современности

Здесь стоит сделать шаг назад, продолжительностью 300-400 лет. Вернемся к моменту, когда страны Европы раскидывали щупальцы, расписывая карту мира границами колоний. Это не плохо и не хорошо, это факт, который сложился на то время. И, результат этой экспансии оказался удивительным:

  • Мир окутан логистическими цепочками, которые породили всесторонний обмен веществами, меняющими состояние психики и сознание в целом. То, что раньше было характерно для конкретного региона, стало доступно едва ли не каждому.
  • Мир захлестнула волна доступного сахара, чая, какао и кофе. Веществ, которые конкретно воздействуют на дофаминергическую систему организма. Подхлестывая и настегивая течение наших мыслей.
  • Параллельно с этим, колонизация Америки вместе с экспансией в Китай открыли миру табак и опиум.

Наша дофаминергическая система, рецепторы ацетилхолина и серотонина никогда ранее не испытывали такой мощной стимуляции. Добавьте к этому потоки новостей, воюющие за наш интерес медиа и социальные сети… Мир для человека разумного стал иным.

Сегодня, мы как те самые обезьяны оказались в гуще психоделической стимуляции. Только арсенал шире, возможностей больше и есть все то же удивительное непонимание, что с этим всем делать. И куда все это нас приведет.

Чего стоит теория упоротой обезьяны?

Теория упоротой обезьяны. Мифы и факты

Это не истина, не «факт пользы психоделиков», а вполне здоровая концепция того, что вещества, изменяющие состояние психики человека, могут оказывать существенное влияние в масштабах общества, которое использует эти вещества.

И главное здесь не закидываться всем и побольше, а понимать, что именно вещество меняет в организме, насколько сильно, и что это дает в рамках сознания и личности человека. Подробнее и глубже о природе сознания рассказываю в телеграм канале. Подписывайтесь, чтобы глубже погрузиться в глубины сознания.

Cyber Monk

22
5 комментариев

Упоротые атеисты все пытаются придумать, чтобы их сказка про САМОСОЗДАНИЕ и САМОРАЗВИТИЕ стало былью... Ешьте больше грибов, еще не то придумаете :)

1

Верно, об этом Маккена и пишет: псилоцибиновые грибы участвовали на раннем этапе формирования человечества. Затем одни цивилизации использовали алкоголь, другие — те же мухоморы, третьи использовали отвары трав и лиан. Сегодня же, да, сахар стал повсеместно используемым средством для изменения работы сознания

1

Не только псилоцибинновые грибы могли участвовать в эволюционном формировании человека, самое главное влияние оказал сахар на головной мозг

и все же интересно , что способствовало развитию цивилизаций и как человечество от первобытности должно до таких цифровых технологий в сегодняшние дни

Официальная версия априори правильная. Если учитывать статус Теренса Маккенны. Не одного человека на тот свет загнал, чтобы доказать свою теорию. Требуются жертвы во имя науки и государства.