Информационная (когнитивная) теория восприятия

Информационная (когнитивная) теория восприятия

Логическим продолжением предыдущей теории восприятия стала информационная теория. Она также вписывается в общее методологическое русло современной когнитивной психологии и основана на той же компьютерной метафоре — аналогии между устройством и процессами обработки информации человеком, устройством и работой электронно-вычислительных и аналоговых машин.

Здесь, однако, данная метафора в понимании и объяснении восприятия используется уже не напрямую, а для моделирования процессов, которые, по предположению сторонников этой теории, происходят в живом организме и осуществляются непосредственно на компьютерах. Восприятие, в свою очередь, понимается как сложный процесс переработки человеком «входной» сенсорной информации и получения образа воспринимаемого объекта «на выходе».

Информационная теория связана с именем Д. Марра (1945—1980). Она основана на точном анализе визуального восприятия с применением современной математики и преимущественно базируется на компьютерных моделях восприятия, а также на так называемом «искусственном интеллекте». В русле данного подхода предполагается, что восприятие таких свойств предметов, как форма или конфигурация, требует от наблюдателя некоторых дополнительных действий в виде постановки и решения перцептивных задач; обработки информации, передаваемой сигналами, поступающими извне; извлечения из зрительного образа, представленного в сенсорной форме, некоторых дополнительных, не содержащихся в самих ощущениях признаков воспринимаемого предмета, например составляющих его линий, краев, границ, контуров и т.п.

В соответствии с информационным подходом к восприятию сенсорная информация обрабатывается и преобразуется во внутренние представления, отображающие изменения в затененности, освещенности и других особенностях текстуры поверхностей, образующих воспринимаемый человеком объемный объект. Предполагается, что в восприятии все это происходит во многом так же, как в компьютере. Это касается сбора и интерпретации поступающей информации, принятия решений, выделения отличительных признаков воспринимаемых предметов, например их формы.

Почему дизайнерам важно учитывать гештальт-принципы?

Выдающиеся дизайнеры прекрасно осознают огромную роль психологии зрительного восприятия. Что происходит, когда глаз человека считывает ваш макет? Как реагирует ум читателя на сообщение, которое вы пытаетесь распространить? Просто задумайтесь о том, что испытывают люди, впервые увидев ваш проект. Для того, чтобы понять принципы создания выдающегося пользовательского интерфейса, стоит изучить психологию человеческого восприятия. Основной закон, регулирующий гештальт принципы, заключается в следующем: мы, как правило, ожидаем от нашего опыта, что он будет обычным и узнаваемым.

Это инструмент, позволяющий формулировать смысл в сложном и хаотичном мире. Четкое понимание работы данных принципов поможет вам в трех направлениях:

Продолжение с следующем посте

11
2 комментария

ого, психология уже в дизайн добралась, хотя логично, есть же определённые паттерны поведения, картинки, которые с детства закладывают наше мироощущение

Ответить

информационный подход сильно влияет на восприятие , искажает и вносит свои коррективы

Ответить