ЖИВОПИСЬ, РАСПАХНУТАЯ В ЖИЗНЬ

В Орловском музее изобразительных искусств проходит выставка живописи художников из Санкт-Петербурга Андрея и Николая Дмитренко под названием «Интеллектуальный реализм». Андрей и Николай Дмитренко — продолжатели семейной художественной династии, члены Союза художников России, выпускники Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Братья Дмитренко - участники более чем тридцати выставок в России и за рубежом.Они основали новое направление в отечественном изобразительном искусстве, которое назвали «Интеллектуальным реализмом». Так же названа и нынешняя выставка.

ВЕХИ ТВОРЧЕСТВА

Андрей и Николай Дмитренко – художники-монументалисты и работают над монументальной живописью вместе, в четыре руки. Они поясняют, что, подписывая работы «братья Дмитренко», как бы дарят авторство друг другу, выражая таким образом уважение и благодарность один другому. На картинах изображены реальные места, в которых побывали художники во время их путешествий по миру. Представленная серия состоит из двух десятков полноформатных картин, выполненных преимущественно в реалистической технике, а также этюдов с натуры, созданных во время поездки в Италию. Творчество братьев Дмитренко обращено к тому, чем живет современный мир и человек 21 века, затрагивает противоречия и актуальные проблемы социума.Особенностью своих работ художники называют то, что при визуальной простоте изображенного образа, его символическое смысловое послание зрителю объемнее и шире, вследствие чего, каждый человек, в зависимости от собственного жизненного опыта, пытливости, уровня образования, истолкует его по-своему. Разумеется, я не претендую на исчерпывающее истолкования смысла - объяснить живопись невозможно, как нельзя объяснить неземную улыбку Джоконды, рассудить логически светящуюся печальной радостью, ошеломляющую улыбку героини Джульетты Мазины из фильма «Ночи Кабирии», ставшую символом итальянского кинематографа. Кроме того, я не забываю наставление Пикассо: «Не судите, и вы увидите скрытую красоту».

Интеллектуальный реализм братьев Дмитренко
Интеллектуальный реализм братьев Дмитренко

ТАЙНОПИСЬ ГЕНИЕВ

Живопись – это тайна, но мы можем сказать, что чувствуем, думаем, глядя на картину; понять, насколько близок или далек от нас внутренний мир художника, в который он приглашает нас своей картиной. У каждого видения и ощущения от увиденного будут свои, как у задумчивых петербургских рыб из стихотворения Бродского: «Остатки льда, плывущие в канале для мелкой рыбы тоже облака, но как бы опрокинутые навзничь». Истинное скрывается за привычным взглядом, за обыденным определением созерцаемого объекта, и честный художник постарается приоткрыть перед зрителем дымную завесу замыленного взгляда на окружающий мир. Духовное созерцание предмета, в том числе предмета искусства, - путь к раскрытию таинства мира и способ самопознания, которое тоже является одной из тайн бытия. Рискну утверждать, что, в конечном итоге, мы посещаем выставки, интересуемся искусством именно ради этого: ради самопознания, выхода за границы будничного и предсказуемого во имя встречи с подлинным собой.По этой причине искусствоведы веками корпят над тайнописью творений Иеронима Босха, Леонардо да Винчи, Микеланджело, и зрители обожают разгадывать загадки великих мастеров, отсюда беспрецедентный успех таких фильмов, как «Код да Винчи». Для меня, самое, пожалуй, волнующее следствие внутреннего диалога художника и зрителя – это когда художественный образ становится частью душевной и интеллектуальной жизни зрителя. Такую чудесную метаморфозу описал Николай Заболоцкий, восхищавшийся портретом А.П. Струйской кисти Федора Рокотова: «Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза». Душа поэта беззвездной ночью, как Царевна-Лебедь, светит миру очами-звездами. И всякий раз, собираясь на выставку, ожидаешь, пускай и мимолетную, но встречу с подобным чудом.

Интеллектуальный реализм братьев Дмитренко
Интеллектуальный реализм братьев Дмитренко

НЕВОЛЬНИКИ ЦИФРЫ

Что же нового и интересного для себя я открыла на выставке произведений братьев Дмитренко и посоветовала бы вам посетить ее? На второй вопрос отвечу сразу: посмотреть выставку стоит, и, наверное, было бы здорово прийти туда с друзьями, потому что, как мне кажется, тематика представленных работ как раз рассчитана на активное обсуждение тем и проблем, которые волнуют художников.Центральная тема произведений, составивших нынешнюю выставку, и кочующая из картины в картину, — поглощение индивидуальности цифровым пространством, власть гаджетов над человеком: время движется, мир пребывает в постоянном изменении, но, по собственному желанию оказываясь в цифровом интерактивном омуте, человек не замечает времени и пространства вокруг, теряет ощущение сегодняшнего дня. Мир матрицы, цифровых технологий – это суррогат реальности, так как не дает человеку реальных ощущений и переживаний, но способен поглотить его целиком.Однако художники не клеймят современные технологии, а только призывают к балансу и радостному, позитивному настрою. Они говорят о стремлении через искусство поделиться с людьми любовью к миру, призывают мыслить позитивно, потому что такое состояние ума и души сотворяет свет, который светит в будущее и дарует надежду. Об этом, например, картина «Переход», на которой изображены две девушки: одна - реальная, во плоти, а другая - духовная, цифровая, состоящая из пикселей, то ли рассыпающихся, то ли заполняющих ее тело. Девушки устремлены в даль, в неизвестность, а их спутники в пути – нежно розовые облака на небесно-голубом. Мы не знаем, куда они идут, но надеемся на лучшее.

Интеллектуальный реализм братьев Дмитренко
Интеллектуальный реализм братьев Дмитренко

«УЛЫБАЙТЕСЬ, ГОСПОДА! УЛЫБАЙТЕСЬ!»

..На картине «Рим» изображен уголок Вечного города, жители которого так заняты повседневными хлопотами и погружены в свои заботы, что струны души молчат, потухший взгляд скользит по мраморному великолепию античных памятников и будто вовсе не замечает их величавой красоты. Потерянные в суете люди почти сливаются с античным рельефом, становясь частью архитектурного пейзажа. Их душам не достает огня, восторженности чудным мгновением, детской непосредственности. Равнодушие убивает в человеке художника, и он уже не узнает в другом человеке ни ангела, ни Музу, не замечает скользящую по устам улыбку гения чистой красоты.На другой картине – женщина с увесистым пакетом брендовых вещей спускается в подземный переход – символ преисподней. Лестница – образ самосовершенствования, развития; однако женщина движется вниз. Более того, она уже пересекла предупреждающую желтую линию, пролегающую сквозь тревожное пространство картины, то есть превысила разумные пределы потребления, стала слишком материальна. Иносказательно образы картины предостерегают нас: комфорт – это замечательно, но и здесь важен баланс, гармония внутреннего и внешнего.А вот картина «Турецкая голубая» названа, как и цвет: глубокий оттенок синего, вызывающий чувство спокойствия, безмятежности, утонченного блаженства. На полотне крылом бабочки вздымается фрагмент легкого летнего платья в горошек – счастье, радость, молодость, чистота осеняет зрителей своим легким дыханием. Живопись вместе с ее творцами обращается к нам: «Улыбнитесь! Ведь человек создан для счастья и любви».

Начать дискуссию