«Эту франшизу мне муж купил». Хотелось бы так, но мы сами открыли продуктовый с подругой

«Эту франшизу мне муж купил». Хотелось бы так, но мы сами открыли продуктовый с подругой

К франшизе многие предприниматели относятся настороженно и с недоверием. И их вполне можно понять. Обычно как: договор франчайзи подписан, а дальше рули как хочешь, проблемы твои. Или бывает иначе?

Привет, я ― Екатерина! В прошлом году в своем родном Екатеринбурге мы с подругой Анной стали франчайзи Жизньмарта большого формата, когда многие россияне уехали из страны ввиду известных всем событий. Мы не побоялись строить бизнес не в самых благоприятных условиях.

Прежде чем открыть магазин, мы пошли учиться

<p><i>На фото слева ― Анна, справа ― я</i></p>

На фото слева ― Анна, справа ― я

До декрета я работала менеджером в косметологической компании, снабжала центры косметологии уколами красоты и другими средствами, в том числе, и тот, в котором работала Анна, тоже до декрета. Так что мы обе до Жизньмарта абсолютно никак не были связаны с ритейлом.

Мы дружим лет 10. Когда у нас появились дети, мы особенно заморочились на тему составов и натуральности продуктов. Так и стали постоянными покупателями Жизньмарт. Поэтому все началось с обычного потребительского интереса. А переросло в партнерскую франшизу.

Я обратила внимание, как в городе то тут, то там открываются магазины “ЖМ”. Стало любопытно ― неужели так прибыльно?

Узнала условия покупки франшизы на сайте. Магазин большого формата, где есть витрины с продуктами, сервис экспресс-доставки и самовывоз, готовая еда и кафе, обошелся бы нам в 10-14 млн рублей. Одной такую сумму не потянуть. И в тот же вечер позвонила Анне с предложением пойти на эту авантюру вместе.

Сказать честно, не долго я думала. Идея начать свое дело, а не выходить из декрета в найм, зажгла и меня. Дальше мы подали заявку прямо на сайте магазина. И начался интересный путь нашего вхождения в продуктовый ритейл.

Анна

Сперва нас позвала гендиректор на собеседование. Задавала много вопросов, особенно на финансовую тему: где официально трудоустроены, какой источник дохода, откуда планируем брать деньги на франшизу. Сказала, что если это кредит, то не вариант. С заемными средствами “ЖМ” принципиально не работают, за редкими исключениями, когда будущему франчайзи не хватает лишь небольшой суммы.

Дальше мы учились. В прямом смысле ― две женщины с маленькими детьми, высшим образованием и стажем работы за плечами, чтобы открыть свое дело, должны были пройти весь путь стажера в магазине за пару недель. И нам даже понравился такой подход: а как еще лучше понять систему работы магазина изнутри.

На основе полученного опыта и знаний, мы делали презентацию и защищались перед комиссией, чтобы получить гарантийное свидетельство на управление магазином.

Как нам объяснили, все это нужно не для того, чтобы придать значимости процессу, а чтобы поддерживать экосистему качества. Ведь открытие франшизы ― дело ответственное и недешевое. В Жизньмарте большого формата работают только с теми партнерами, кто готов вкладываться в дело по полной ― физически, морально, материально.

Наверное, самый частый вопрос, который мы с подругой слышим ― это “Где две мамы в декрете нашли средства на покупку магазина?”.

На секундочку, большой формат обошелся нам в 13 млн рублей, из которых 1,5 млн ― это паушальный взнос. На декретные не разгуляешься. Лично мне на первых порах помог муж, он заплатил мою долю за магазин ― 1 млн рублей, которую позже я ему вернула. Затем я оформила лизинг на оборудование на 6 млн рублей, который сама и выплачиваю сейчас.

Анна

С момента идеи открыть магазин до дня открытия прошло ровно 9 месяцев

Так что наш магазин мы вполне можем считать совместным ребенком. В июне 2022 года мы впервые заговорили об идее открытия, а уже в марте этого года встречали первых посетителей.

Весной прошлого года ситуация в стране была, мягко говоря, нестабильная. Многие уехали. Но открывались мы без тени сомнений. Муж подбадривал: “Люди всегда будут покупать продукты. Если куда и вкладываться, так это в продуктовый”. И это оказалось 100-процентной правдой.

Когда сидишь в декрете без денег, тебе уже ничего не страшно

Уверенность, что все получится, была с первых дней. Аня давно была подписана на основателя бренда Ивана Зайченко, и следила за развитием франшизы еще с 2019 года. Мы видели, что это не просто магазины, это ― марка, которую любят покупатели. Так что работать над узнаваемостью бренда и продвижением не нужно. Нам остается только «держать марку».

Управляющая компания Жизньмарта (УК) большого формата берет на себя много организаторской и образовательной работы франчайзи.

Своим магазином ты управляешь сам, но чувствуешь большую поддержку. Помощь в обучении сотрудников, заключение договоров с поставщиками, внутренняя IT-инфраструктура ― все это предоставляет Жизньмарт своим партнерам.

С нами заключили договор коммерческой концессии, по которому УК сопровождала нас буквально на каждом этапе до, во время и после открытия магазина.

Хотя, я знаю, что бывают ситуации, из-за которых он может быть разорван: если партнер не соблюдает условия, не выполняет показатели и если выясняется, что к персоналу применяют штрафные санкции. Нас такая политика вполне устраивает.

Есть еще кое-что, с чем партнер должен безоговорочно соглашаться ― товар. Его выбирает УК и распределяет по магазинам. И здесь нет истории «хочу-не хочу ставить на полку», есть «надо».

С нами работал менеджер по франшизе Ярослав ― ему отдельное спасибо. Именно он заинтересовал нас большим форматом. Нам предоставили юристов и персонального тренера для обучения, помогли определиться с локацией и с созданием планировки магазина (в т.ч поделились контактами подрядчиков, с которыми другие франчайзи уже работали).

Во время подготовки к открытию с нами был менеджер, который помогал все красиво и вовремя организовать. За 10 дней до открытия магазина и еще месяц после с нами работала Екатерина ― сотрудник команды запуска. Она страховала нас на тот случай, если мы будем делать что-то не так. Да и сейчас в любой момент можем обратиться к операционистам ― людям, которые отвечают за техническую часть работы франшизы.

Если у меня и были сомнения, то по поводу локации. Ее согласовывает УК. И изначально я была настроена на другую точку ― буквально через дорогу от дома. Все-таки, когда у тебя маленький ребенок, твой ритм жизни зависит от него ― в садик отвести, из садика забрать. Но здесь, возле парка, где сейчас активно строится инфраструктура, все сложилось даже лучше. Мы открылись, и «выстрелили» буквально в первый же месяц, несмотря на то, что других магазинов вокруг предостаточно.

«Эту франшизу мне муж купил». Хотелось бы так, но мы сами открыли продуктовый с подругой

Когда сидишь в декрете без денег, тебе уже ничего не страшно. Ты готова бежать из дома, сутками работать и хвататься за что угодно. Мамы поймут.

В итоге, мне кажется, что локации для магазина лучше мы бы и не нашли. Работа в 10 минутах езды от дома, можно спокойно отвести ребенка в сад, и за дело. Кстати, получается, что мы успели «залететь в последний вагон».

В Екатеринбурге осталось не так много хороших свободных локаций для открытия магазинов. УК теперь развивает регионы, а нам важно было работать именно в своем городе.

Вообще, выбор локации происходит так: ты либо берешь готовое предложение от управляющей, либо сам ищешь точку, но согласовывать ее с УК обязательно. Франчайзи обязаны соблюдать «охранную зону», то есть, держать дистанцию друг от друга. Нельзя открыть магазин где хочется, расстояние между ними должно быть минимум 700 м.

Не все дается нам легко и просто. Свой бизнес ― это дело нервное. Сколько переживаний было в связи с открытием, когда казалось, что мы ничего не успеваем. В УК даже хотели перенести дату, но мы настаивали, что сделаем все к сроку.

«Эту франшизу мне муж купил». Хотелось бы так, но мы сами открыли продуктовый с подругой

Не знаю, может, у кого-то и получается делать все красиво и четко по плану, но 70% нашей подготовки к открытию ― чистый экспромт. За 5 дней до мы вместе с сотрудниками приходили в магазин к 8 утра, уходили ― в 3-4 часа утра. А утром опять. В ночь перед открытием ждали клининг до 3 утра.

Зато в день открытия все прошло спокойно, мы выдохнули, и начали работать. И в итоге выручка составила 160 тысяч рублей за первый рабочий день.

К слову, у нас классный персонал ― молодые ребята, активные, заинтересованные. Мы стараемся сделать так, чтобы им нравилось у нас ― вместе празднуем дни рождения, награждаем грамотами и фирменными призами летнюю смену (студентов, которые уходят учиться в сентябре), проводим конкурсы к праздникам, одного парня даже в армию всем составом отправляли

«Эту франшизу мне муж купил». Хотелось бы так, но мы сами открыли продуктовый с подругой

Но в целом, найм ― это головная боль. Не так-то просто найти толковых сотрудников. Сейчас молодежь горит идеей удаленки на сказочном Бали, а не работой по графику в российской действительности

У нас с Катей, так вообще, график 24/7, 31 день в месяц. Зато средний заработок в месяц на двоих ― 500-800 тысяч рублей

Анна

Ане удалось побывать в отпуске недавно, но и там она вставала в 6 утра каждый день, чтобы делать и отправлять заявки.

Мы бы могли делегировать управление магазином какому-нибудь нанятому директору. Но пока что не повстречался нам человек, на которого смотришь и думаешь: “Вот ему я могу доверить свое дитя”. Да и не так много времени прошло с момента открытия, мы обе еще горим энтузиазмом и готовы хоть до утра каждый день работать.

Если вы рассчитываете стать франчайзи с мыслью уйти с пятидневки в свободный полет ― это сказки. Так не будет. Это ежедневный вклад личных ресурсов, контроль всех процессов от закупки до продажи, постоянные коммуникации с людьми. Если пустить хоть что-то на самотек, то все рухнет.

Пусть нас еще нельзя назвать гуру ритейла, но начинающим франчайзи мы уже можем дать несколько советов, основанных на личном опыте.

1.Никогда не оплачивайте всех поставщиков с первой прибыли. Делайте это в последний день отсрочки. Поверьте, деньги вам еще пригодятся.

2.Не занимайте полную сумму на открытие магазина ― потом из долгов не выберетесь. Речь не о паре сотен, а о миллионах. Воспринимайте магазин как инвестицию, а она начинается со свободных денег, а не с займа

3.Не можете оплатить полную сумму покупки франшизы ― работайте пополам с партнером. Но только с тем, в ком на 110% уверены.

4.Будьте готовы, что каждый день УК будет вас контролировать: тайные покупатели, контроль качества, отработка жалоб покупателей. Все ради того, чтобы соблюдалась идеология франшизы ― продавать качественные и натуральные товары в гостеприимном магазине-кафе у дома.

Мы с Анной ― управляющие партнеры, у каждой своя зона ответственности. Моя ― бухгалтерия и найм, у подруги ― операционная и организационная. Для нас это лучшее распределение ролей

«Эту франшизу мне муж купил». Хотелось бы так, но мы сами открыли продуктовый с подругой

Семьи от этого не страдают. Мужьям так вообще в радость, что жены при деле. Дети до вечера в детских садах.

Женщины не умеют дружить и делать бизнес?

Ну и пусть так люди думают. Тем временем, мы отлично справляемся и в том, и в другом. И дружить, и делать бизнес.

Наше с Аней партнерство пока что официально не задокументировано ― все держим на честном слове и долгой дружбе. Но в будущем оформим все права, потому что планируем открывать еще магазин, и не один.

Мы поднабрались опыта, увидели, что все реально, что заниматься продуктовым ритейлом могут даже те, кто прежде не имел опыта в этой сфере. Главное ― иметь желание разобраться, и силы - работать много и упорно.

Потому что дело оказалось прибыльным. Мы с мужем взяли квартиру в ипотеку и купили новую машину. Аня все копит, видимо, планирует что-то масштабное.

И это мы еще цены держим на уровне, стараемся их сильно не поднимать даже в связи с ситуацией с курсом рубля. Но скажу так: Жизньмарт ― это магазин не для всех. И дело не в ценах (сейчас они у нас выровнены с известными сетевиками), а в концепции ― она просто не всем близка.

Пенсионеры хоть и ходят к нам часто, но не каждый день, а за определенными товарами ― молоком, хлебом, например. Есть бабушка, которая приходит исключительно за краковской колбасой, и дедушка ― за суповым набором из лосося.

Мы, как и любой другой магазин франшизы, любим и ценим своих гостей. Всегда открыты к общению с ними, даем свои контакты на случай, если вдруг понадобимся. Нет такого, чтобы мы «проморозили» покупателя по какому-то вопросу. Вспомнила тут одну историю.

Один известный магазин в Москве так однажды проигнорировал моего друга. Тот каждый день ходил в этот магазин, всех знал в лицо, со всеми здоровался всегда с улыбкой. Но однажды случайно оставил там свои вещи и хотел по телефону выяснить что с ними. Послали в пешее, сказали идти разбираться с охранником

У нас подобное исключено, потому что каждый покупатель как хороший приятель для нас. Например, есть один мужчина, который каждый день приходит. И мы даже шутим между собой, что если он однажды не придет, то мы начнем звонить ему и его родственникам, чтобы узнать что случилось.

Почему Жизньмарт пошел по пути франшизы, а не сети магазинов? Для многих читателей этот вопрос будет главным. Такая франшиза, как в Жизньмарт, предполагает, что каждый франчайзи в своем магазине будет максимально заинтересован в успешности своего дела, но при этом еще и чувствовать ответственность за репутацию бренда и всеми силами стараться ее поддерживать на должном уровне.

Хотели бы стать франчайзи? Что останавливает?

3838
38 комментариев

Ммм... Чувствуешь запах? Это успешный успех, сынок. Больше ничто в мире не пахнет так.

Я люблю запах историй про успех поутру. Однажды мы бомбили портал бесконечными слащавыми историями успешного успеха про замечательную компанию, невероятной прибыльный бизнес и успешных мамочек в декрете двенадцать часов подряд.

В нём были все любимые нами лекала: "до открытия бизнеса мы практически ничего не знали о сфере, в которой будем работать", "Company_name уделяют особое внимание подбору партнёров, абы кого не берут" и многие другие.

И никаких данных об анализе региона, конкурентов, расходах и т.д. Истории успешного успеха они не нужны, ведь тогда исчезает сладкая патока, ради которой мы все и собрались.

И когда всё закончилось, я зашёл в комментарии. Там уже никого не было, даже ни одного вонючего трупа. Только аккаунты, зарегистрировавшиеся 18 октября с единственным комментарием про то, как захотелось также открыть свой бизнес! Весь VC был им пропитан. Это был запах… победы!

Когда-нибудь эти посты закончатся.

18
Ответить

Одни закочатся, другие начнутся. Никаких особенных рисков нет, но вдруг кто попадется? И кроме того, для обывателей создается информационное поле, в котором витают слова "...криптовалюты... франшизы... пассивный доход...

Ответить

Добрый день! Почему же не говорю о расходах? В комментариях ниже описала расходы. А об анализах и тд можно прочитать в канале франшизы, там все есть https://t.me/my_lifemart . И не существует чистого «успешного успеха» , чтобы добиться чего-то, нужно работать, Аня это и говорила.

Ответить

Комментарий недоступен

9
Ответить

“Наше с Аней партнерство пока что официально не задокументировано ― все держим на честном слове и долгой дружбе.”

Очередные будущие страдалицы.

8
Ответить
Комментарий удалён модератором

Проблема открывать бизнес в наше время связана же не только с мобилизацией, а и с экономической ситуацией.

Обучиться очень важно и нужно, чтобы понимать «внутрянку» :)

Ответить