Ценностная трансформация бизнеса или когда отдел маркетинга не нужен

Всё началось с моих размышлений о том, почему в реальном маркетинге, который в бизнесе, такой бардак.

Я работала с бизнесами разных размеров, с разной организацией маркетинга - от стартапов с идеей без понимания маркетинга вообще до корпораций с огромной дирекцией или департаментом маркетинга. Везде одна и та же картина - про маркетинг вспоминают, когда нужно продать продукт. При этом часто запросы звучат так, как будто маркетологи - это люди, которые открывают где-то какой-то кран и через него откуда-то буквально потоком “льются” клиенты. В российском бизнесе я ни разу не видела ни одной маркетинговой стратегии, определяющей вектор для работы маркетологов - кроме тех, что разрабатывала сама. И моя неудачная попытка развить бизнес по подготовке стратегий говорит о том, что на это просто нет запроса. Но почему?

В прошлом году я была в родном РЭУ им. Г. В. Плеханова на круглом столе для выпускников. Профессора факультета маркетинга рассказывали, как первыми привезли эту дисциплину в Россию в 1989 г. Это год моего рождения, так что я считаю, что маркетинг родился в нашей стране вместе со мной😎 Но это означает, что системным знаниям в этой сфере от силы 25 лет. Для науки это просто мгновение. И по моим ощущениям маркетинг в России ещё даже не на хайпе.

Помимо этого я неожиданно осознала ещё одну истину. Маркетинг - это в первую очередь наука, изучающая взаимоотношения бизнеса и потребностей людей. Вы когда-нибудь встречали в бизнесе отдел физики? Или философии? Нет, потому что это система знаний, а не набор бизнес-процессов. Так откуда взялись отделы и даже целые департаменты маркетинга?

Виновата наша склонность всё упрощать. Филипп Котлер - фактически основатель маркетинга как науки - сформулировал основной принцип успешности любого продукта: “Люди покупают не товары, а удовлетворение своих потребностей”. Из этой идеи выросла система знаний под названием маркетинг, которая впоследствии была ошибочно воспринята как инструкция для продажи товаров и услуг. Но как и физика или философия, маркетинг - это всё же модель, описывающая, как устроен и по каким законам работает мир. Чтобы действительно управлять бизнесом и обеспечить его устойчивость, важно эту модель уметь грамотно применять. Как?

Ключом к внедрению маркетинга в бизнес является понятие ценности. Наверняка, у него есть множество определений, я предложу своё очень простое видение:

Ценность в бизнесе - конкретная задача покупателя, решаемая за счёт приобретённого продукта, что ведёт к удовлетворению одной из семи базовых потребностей согласно пирамиде Маслоу.

Собственно, я просто модернизировала принцип, сформулированный Котлером лет 70 назад, и приобщила к делу свою любимую пирамиду потребностей.

Исходя из этого определения, продукт - это способ решения конкретной задачи покупателя. Становится очевидным, что разработка продукта должна начинаться с проектирования этой самой ценности, что позволит направить действия команды так, чтобы на выходе получилось нечто, востребованное рынком. Стоит ли говорить, что бизнес может возникнуть только вокруг востребованного продукта - иначе не приходится рассчитывать на прибыль.

Судя по тому, что мы имеем большое количество вполне прибыльных бизнесов, которые ни о какой ценности никогда не задумывались, понятно, что её создание часто происходит интуитивно и в какой-то степени неосознанно. Но как известно, невозможно управлять тем, чего не осознаёшь. Поэтому внедрение маркетинга в бизнес начинается с осмысления той ценности, которую представляет из себя каждый из продуктов для покупателей и вся компания для рынка в целом.

Я назвала процесс такого осмысления и соответствующего перестраивания бизнеса ценностной трансформацией.

Как я упоминала выше, главный результат ценностной трансформации бизнеса - возможность полноценно управлять его развитием и обеспечивать его устойчивость. И вот как я вижу, к примеру, управляемый и устойчивый процесс генерации выручки, ответственность за который часто пытаются “повесить” на отдел маркетинга (см. картинку).

Ценностная трансформация бизнеса или когда отдел маркетинга не нужен

Как видно из фреймворка, ценностная трансформация подразумевает определённую структуру бизнес-процессов, призванных решать задачи, сформулированные на стадии проектирования. По сути каждый этап заканчивается формированием соответствующего брифа для вертикальных процессов, что позволяет реализовать сквозной процесс предоставления ценности.

Внимание вопрос: “Где в этой системе отдел маркетинга?”. Его не существует, впрочем, как и отдела физики. Или философии.

У нас на курсе любили шутить, что маркетинг повсюду - marketing is everywhere. Это правда. И я убеждена, что маркетологами - то есть экспертами, обладающими системными знаниями в маркетинге - должны быть все ключевые люди в бизнесе, особенно, отвечающие за этапы процесса предоставления ценности. Думаю, именно так делаются бизнесы, построенные навечно.

Подписывайтесь на меня в инстаграм @konyukhovskiy

55
Начать дискуссию