Коренное население Иркутской области

Курыканы, буряты, эвенки, тофалары.

Курыканы

Среди многочисленных племен Восточной Сибири в первом тысячелетии нашей эры выделялся по уровню культуры и своей политической роли народ под названием курыканы. Курыканы – народность тюрского происхождения. В VI – X вв. н. э. этот народ был самым сильным и многочисленным в Прибайкалье.

Расселялись курыканы по берегам Байкала, в долине Ангары и верховьях Лены. О жизни народа мы узнаем из письменных источников, а также по раскопкам поселений, городищ, стоянок, могильников и по наскальным рисункам. На скалах Шишкинской писаницы, (берега Лены) изображены фигуры воинов – витязей на породистых, богатый убранных лошадях, фигуры всадников со знаменем, сцены массовой облавной и одиночной охоты, сцены перекочевок на быках и так далее.

Хозяйство и культура курыкан выделялись высоким уровнем развития и самобытностью. После ухода курыкан на север основными этническими группами в Прибайкалье стали монгольская, тюркская и эвенкийская, которые впоследствии влились в состав бурят-монгольского и эвенкийского народов.

Буряты

Одно только название бурят вызывает немало вопросов, но их происхождение не менее загадочно. Самой крупной по численности народностью были лесные буряты. Буряты, как этническая общность, прошли длительный и сложный пусть исторического развития.

Вопросом об их происхождении ученые занимаются уже с XVIII в. Однако единого мнения об этногенезе бурят до сих пор не существует. В X – XII вв. происходит переселение народов в Сибири. Именно в это время на территории нашей области появились предки современных бурят. Ко времени прихода русских буряты вместе с эвенками составляли здесь основную массу населения.

Как считает официальная наука, этнос сформировался из различных элементов, а предками бурят стали монгольские, тюркские, тунгусо-маньчжурские и самодийские племена. Большинство историков склоняется к тому, что бурятские общины стали прямыми потомками байырку и курыкан, что населяли обширные территории Сибири.

Буряты делились на родовые и племенные группы, которые враждовали между собою. Наиболее многочисленными из бурятских племен были булагаты, кочевавшие по левому берегу Ангары и в районе Балаганских степей, эхириты — по рекам Куде и верхней Лене, и хоринцы – по Большой и Малой Бугульдейкам и на о. Ольхон. Большинство же хоринцев обитало в Забайкалье.

Эвенки

Наверняка вам приходилось слышать о тунгусах — а это те же эвенки. Считается, что этноним имеет якутское происхождение. Кроме того, существовало и менее распространённое название — “орочен”, используемое эвенкийскими племенами. Особенно распространено оно было в районах Приамурья. “Орочен” в переводе с местного языка значит “олений человек”, и именно так называли себя оленеводы Севера. Общепринятым вариантом именования народа стало слово “эвенки”, которое вошло в повсеместный обиход совсем недавно — в начале прошлого века. Орочен в тайге, перевозящий ребенка.

Эвенки расселены по обширным просторам Сибири, Крайнего Севера и советского Дальнего Востока. В древние времена ареалом их расселения было Прибайкалье. Предки современных эвенков шли своими стойбищами на Север и Северо-Восток, преодолевая на своем пути сопки, переправляясь в утлых лодочках через каменистые реки. И теперь эти исконные охотники-звероловы, оленеводы и рыболовы живут по Лене, Енисею, по Нижней и Подкаменной Тунгускам, по Тунгиру, Олекме, Витиму, по притокам Амура, далеко в Якутии, на Сахалине и в самых северных точках Бурятии.

Тофалары

В Нижнеудинском районе, на склонах Восточных Саян, живет очень древняя народность тофалары (тофы) , до30-х годов XX в. их называли карагасами. Сами тофалары называют себя тубалар. По происхождению и языку они близки к тувинцам. Тофам не было известно до прихода русских ни земледелие, ни скотоводство. Они жили в шалашах из травы, занимались охотой, рыбной ловлей и собирательством. Одевались в звериные шкуры.

Карагасы кочевали к югу от оседлых поселений Енисейской и Иркутской губерний по рекам Кизиру, Казыру, Туманшету, Тагулу, в бассейнах верхнего течения Бирюсы, Уды, Кана, Гутары, Ии, Зимы и на левой стороне бассейна реки Оки. То есть уже к началу XX в. карагасы (тофалары) занимали почти ту же территорию, на которой проживают сейчас.

Основные занятия коренного населения земли Иркутской.

Курыканы славились разведением лошадей, очень сильных и рослых. О том, что лошади составляли основное богатство курыкан, говорят многочисленные наскальные рисунки у деревни Шишкино на Лене и на горе Манхай по реке Куда, где изображено много лошадей и всадников. Кроме лошадей, они разводили крупный рогатый скот, овец и верблюдов. Первыми земледельцами в Прибайкалье были курыканы. Около их городищ сохранились остатки пашен. Курыканы применяли искусственное орошение для полива полей и сенокосов. Остатки оросительных канав сохранились, например, в Кудинской степи около улуса Бартурки и за улусом Харазаргай в долине реки Куды. Большую роль в хозяйстве курыкан еще играло собирательство. Они собирали различные дикорастущие растения и употребляли их в пищу. У жилищ найдены специальные лопаточки, которые служили для выкапывания корней растений. Так же курыканы активно занимались кузнечным искусством.

Буряты в свою очередь постоянно кочевали в поисках пастбищ для скота, удобных мест для охоты и рыбной ловли. Как и курыканы они разводили лошадей, крупный скот, овец и коз. Главным богатством бурятский семьи была лошадь. Она давала мясо и молоко, служила основным средством передвижения, ее легче было содержать на подножном корме. Буряты занимались и земледелием. Они умели выращивать ячмень и просо, но из-за постоянных кочеваний не могли возделывать большие поля. В некоторых местах буряты использовали древние канавы курыкан для поливного земледелия. В целом земледелие, как и скотоводство было примитивным и находился в зачаточном состоянии. До прихода русских было слабо развито сенокошение, не заготовляли на зиму корма для скота. Большое место в жизни приангарских бурят занимала охота и рыболовство. Охотились на медведей, лосей и на пушных зверей (соболя, лисиц, белку) . Буряты знали индивидуальную и коллективную охоту. В коллективной охоте могло принимать участите иногда по нескольку сот охотников. С помощью лука и стрел охотились на крупных и мелких зверей – изюбрей, медведей, коз, лис. бобров, соболей. Буряты восприняли от курыкан высокое кузнечное искусство. Они хорошо обрабатывали железо, делали из него оружие и хозяйственные вещи. Многое были прекрасными мастерами и настоящими ювелирами. Сохранились ножи, украшения для седел и другие вещи, сделанные с большим искусством. Так же у бурят развивался и домашний промысел.

В отличие от курыкан и бурят, эвенки помимо охоты и рыболовства занимались оленеводством. Олени давали молоко и мясо. Их шкура шла на приготовление одежды и на покрытие чума. Олени не требовали большого ухода – круглый год они на подножном корму. На оленях ездили и перевозили весь небогатый скарб. Конечно, у эвенков большое место занимала охота. Они не имели себе равных по умению выследить зверя, поставить на него ловушку. Охотились эвенки на лося, дикого оленя, кабаргу, козулю. Охотник смело уходил в глухую тайгу и мог идти на лыжах по глубокому следу за соболем или другим зверьем несколько суток, ночуя прямо в снегу в любые морозы. Эвенки умели поднимать добычу с помощью самодельных берестяных труб или пищалок. Питались в основном мясом, рыбой и молоком. Оленье мясо заготавливали впрок, вялили и сушили его. Во время перекочевок мясо складывали в особые сомы, где оно при трении превращалось в муку. Ее заваривали кипятком и получался густой бульон. Любимым кушаньем была кровь животных в свежем и вареном виде, а также свежие костный мозг, сердце и печень животных. Рыболовство в хозяйстве играло подсобную роль, и рыба шла только на собственное потребление. Ее ели в свежем и замороженном виде, иногда сушили и вялили ее на солнце. Соль и хлеб эвенки почти не употребляли.

Тофалары занимались охотой и оленеводством. Охотились они на соболя, белку, рысь и других зверей, обитавших в присаянской тайге. Основным богатством у тофалар считалось оленье стадо. Олень для тофа – не только средство передвижения, он давал мясо и молоко, из шкуры шили одежду и обувь, жилы оленя использовали вместо ниток, а кости и рога шли на разные подделки. Как и многие другие народы они самоотверженным трудом добывали средства к жизни, совершенствовали орудия труда, развивали скотоводство, закладывали основы земледелия.

Культура, традиции и обычаи коренного населения Иркутской области.

Курыканы имели довольно высокую для своего времени культуру. Им была известна письменность. Об этом говорят надписи на древнетюркском языке на дне глиняной посуды, на бараньих лодыжках из пещер Байкала, на скалах у Верхоленска.

У курыкан высокое развитие получило искусство, о котором мы можем судить по наскальным рисункам на верхней Лене у деревни Шишкино, на Унге вблизи улуса Нукуты, на горе Манхай, в бухте Итырхей на о. Ольхон.

Многочисленнее всего писаницы шишкинских скал. Изображение на скалах говорят о высоком уровне искусства рисунка. Они позволяют сделать выводы и о внешнем облике курыкан, их одежде, верованиях и мифах. По писаницам можно наглядно проследить развитие классового расслоения: одежда и украшения всадников говорят о наличии среди них бедных и богатых, о выделении патриархально-феодальной знати, которая эксплуатировала бедных сородичей и рабов. Шишкинские писаницы по стилю и содержанию близки к киргизским писаницам по реке Енисею и к искусству алтайских тюрков. Рисунки показывают, что у курыкан была своя собственная патриархально-феодальная знать, угнетавшая и эксплуатировавшая зависимых от нее сородичей и рабов. Это всадники со знаменами в руках.

Бурятский национальный костюм – часть самобытной истории бурятского народа и яркий выразитель этнических особенностей, именно по этой причине национальная одежда бурят отражает и религиозные верования, и хорошо приспособлена к кочевому образу жизни. Бурятская традиционная одежда изготовлялась из меха, кожи, шерсти и различных тканей. Она заключала в себе массу сакральной символики и указывала на пол, возраст, этническую и родовую принадлежность, социальное положение в обществе, существующие культы предков и тип хозяйствования. Разнообразие одежды обуславливалось календарными сезонами и природно-климатическими особенностями территории проживания. Одежда подразделялась на рабочую, будничную и праздничную.

У бурят главной ячейкой общества считалась моногамная семья, куда входил ее глава, его жена, дети и родители. Согласно традициям бурятского народа, младший сын со своей супругой должен был жить вместе с отцом и матерью, чтобы заботиться о них.

К традициям бурятского народа относился обычай совершать помолвку жениха и невесты еще в младенчестве. Приезжали сваты и долго торговались насчет размеров калыма, делая поправку на финансовое положение сторон. Гостеприимство бурятского народа — это результат традиции, сформировавшейся в течение веков, закрепившей особое отношение к появлению в доме гостя, которое всегда воспринималось как событие огромной важности. Это одновременно и знак благожелательного отношения к хозяевам со стороны гостей, и возможность пообщаться, узнать много нового. Приезд гостей был событием и потому, что трудная жизнь кочевников, проходившая в кругу семьи и ближайших родственников, давала мало возможностей для контактов с другими соплеменниками, поэтому каждый приезд гостей — это появление новых сведений и расширение познаний.

Верующие буряты преимущественно исповедуют буддизм и шаманизм. Буряты-буддисты являются приверженцами северного буддизма (махаяна) . Шаманизм же в свою очередь распространён среди всех бурят, но наиболее сильное влияние имеет традиционно среди части бурят Иркутской области и старых баргутов Китая.

Эвенки в свою очередь отличались выносливостью, наблюдательностью и умением ориентироваться на необжитой местности. Этот народ храбрый, веселый, добрый. Эвенки – большие хлебосолы, но и сами любили подолгу находиться в гостях.

Счет года у эвенков начинался с марта месяца. Эвенки были хорошо приспособлены к кочевой жизни.

Религия эвенков сохранила весьма ранние архаические формы верования: анимизм, тотемизм, фетишизм. Христианство, воспринятое эвенками от русских, причудливо переплеталось с их традиционными представлениями о существовании добрых и злых духов, а также с различными магическими обрядами, исполняемыми шаманами (по случаю болезни сородича, пропажи оленей, «проводов» умершего в нижний подземный мир и т. п.) .

Эвенки верили, что мир наполнены злыми и добрыми духами, контакт с которыми поддерживает шаман. Шаманов эвенки почтили особо. Они лечили больных, давали согласие на брак молодых, предсказывали будущее, сохраняли в памяти народные сказания и предания.

Тофалары считали, что тайга, реки, горы, болота имеют своего хозяина, но главным хозяином является старик Кудай. Он старик добрый, да распустил злых духов, вот и мучают они людей. С Кудаем дружат шаманы. Шаманы, по представлениям тофов, умеют узнавать, какой дух рассердился, как его уважить, то есть шаман умеет ладить со злыми духами. Для этого шамана надо хорошо угостить, сделать ему подарок, а духам принести жертву. Особенностью религиозного культа тофов было то, что шаманами у них могли быть не только мужчины, но и женщины.

С приходом русских тофалары стали крестить, они особенно не сопротивлялись, так как считали, что два «хозяина» лучше защитят их от злых духов. Несмотря на это, они оставались верны своим вековым традициям.

Таким образом, племена и народности нашего края, как и всей Сибири, до прихода русских имели свою историю и культуру, ставшую составной частью общечеловеческого прогресса.

Воспитание и образование коренного населения земли Иркутской.

Каждая традиционная культура характерна своими особенностями воспитания, которые определяются образом жизни народа.

Физическое воспитание детей.

Что касается вопросов о физическом воспитании детей у коренного населения, что оно имело ряд ценных самобытных приемов, средств, которые не потеряли актуальности и в наше время. Его целью являлась физическая, военная и психологическая подготовка к выживанию в тяжелейших климатических и географических условиях Предбайкалья и на ее основе – освоение промысловой деятельности (охоты, рыболовства, оленеводства, коневодства) , а также ведение боевых и оборонительных действий в условиях войны. Задачами традиционного физического воспитания детей бурят, эвенков, тофаларов во все времена были обучение закаливанию, быстрой и бесшумной ходьбе, бегу с различной скоростью и на большие расстояния, различным прыжкам, укрепление здоровья, развитие жизненно важных физических качеств, воспитание упорства и настойчивости в промысловой и военной деятельности, умение в течение длительного времени преследовать добычу, быстро и решительно действовать в условиях единоборства со зверем или противником, умение терпеть холод, голод. Ходьба и бег на лыжах, стрельба из лука из любых положений, управление лодкой, борьба, метание копья – весь этот комплекс двигательных действий отражен в трудах археологов, этнографов и исследователей Сибири

Рассматривая воспитание детей в бурятской семье, нужно отметить, что главной специфической чертой воспитания у бурят является духовно-практический характер в отличие от умственно-духовного воспитания более позднего времени. Мир детей и взрослых неразделим. Специфика быта и труда скотоводов-охотников обусловливала духовно-практический характер воспитания.

У бурят выработан идеальный тип, каким должны быть мужчина и женщина.

Так, в наше время буряты занимают второе место по числу лиц с высоким уровнем образования, показатель которых составляет 28,8% от общей численности народа. Среди бурят 20 лет и старше образованные люди составляют 41,80% .

Особая роль в развитии военного дела, основанного на боевом искусстве, принадлежит эвенкам (старое название тунгусы) . В отличие от курыкан, бурят, у которых обучение военному делу строилась на основе облавной охоты, эвенки создали уникальную систему подготовки, основанную на военном деле и боевом искусстве.

Обряд посвящения в военные вождем членов рода, племени вожди через боевое искусство. Таким образом, можно отметить, что сохранявшие трудовые мотивы виды физической культуры в древний период с переходом к скотоводческому ведению хозяйства постепенно преобразились и превратились в практическое приложение к военной подготовке. Появились организованные формы и дидактические приемы в воспитании и обучении двигательным действиям, основанным на боевом искусстве. Появляются учителя –шаманы – члены общины с определенными функциями, правами и обязанностями в воспитании подрастающего поколения. Сформировалась система, основой которой являлось военное дело.

Численность населения в наше время.

Население Иркутской области составляет 2 344 360 человека на 2023 год. От этого количества бурят 74746 человек, что составляет 3, 15%. Эвентов 1144 человек, а это 0,05%. Тофаралов 659 человек, 0,03%.

Курыканы в свою очередь являются предками бурятов и якутов, поэтому их число нам неизвестно.

44
4 комментария

Отличная работа! Узнала много всего нового😀

1
Ответить

Топ! 😯

1
Ответить

Отлично 👍

1
Ответить

хорошая статья информационная🙌

1
Ответить