Часть 8. ОЦОризация «РЖД»

Часть 8. ОЦОризация «РЖД»

В период своего взросления, когда у молодой и зелёной "РЖД" уже повыпадали молочные зубки, и она смогла уже достаточно уверено откусывать от бывшего Министерства Путей Сообщения хорошие мясистые куски, компании незамедлительно захотелось свободы и глобальных реформ. Так захотелось, что аж вся чесалась с ног до головы.

И вот на очередном из совещаний топ-менеджмента АО «РЖД» один «эксперт» на ушко шепнул другому «эксперту», что, оказывается, все беды компании происходят из-за того, что у неё плохо с бухгалтерской отчётностью. И чтобы эту проблемы решить, надо срочно и незамедлительно освободить счетоводов АО «РЖД» из-под гнёта и контроля руководства линейных предприятий. Действительно, логика интересная: если рассадить всех бухгалтеров транспортной компании в правильном порядке и дать им свободу, то все прочие производственные процессы в «РЖД» должны тут же наладиться.

Сказано – сделано! В ту же минуту всех работников бухгалтерии структурных подразделений схватили, связали и увезли в неизвестном направлении. Вдали от мира, от гнёта и от рабства местного начальства всем этим тётям-гуманитариям «РЖД» дали новые имена, позывные, должности, места базирования и новую миссию. Новую цель. Так родилась отдельная бухгалтерская структура АО «РЖД», имя которой – «ОЦО». Он же общий центр обслуживания. Задачей ОЦО было оказание всем остальным предприятиям «РЖД» услуг в сфере независимого и компетентного бухгалтерского учёта. Теперь бухгалтер депо не входил в штат этого самого предприятия, он теперь был в другой структуре и подчинялся своему личному новому руководству. Но этот самый бухгалтер по-прежнему считал денежки своего старого родного предприятия.

Да, тут нет ничего смешного. Всё вполне серьёзно.

В «РЖД» решили, что если вырвать из штата бухгалтеров предприятий и пересадить их в другое здание, в подчинение к другому новому руководителю, то и поезда будут ездить быстрее, и пути будут ровнее, и вагоны меньше ломаться. Я сам лично встречал много дам со средним образованием в части гостиничного, рыбного и торгового бизнеса, которые с пеной у рта мне доказывали, что данная реформа позволила существенно повысить качество бух. отчётности «РЖД». Ну, допустим, бывшее Министерство Путей Сообщения вдруг решило, что вместо транспортной инфраструктуры и логистики её приоритетом должны стать бумажные отчёты для налоговой. Пусть так. Допустим: раньше в «РЖД» были «плохие» бухгалтерские отчёты, а теперь они стали просто восхитительными. Настолько восхитительными, что их можно хоть в Третьяковке вешать на всеобщее обозрение.

Ну, а какие негативные последствия имела эта реформа «улучшения бумажного производства» в «РЖД»? Стоила ли овчинка выделки?

Первое с чём столкнулись работники моего депо – это удаленность теперешней бухгалтерии. Если раньше бухгалтер сидел в соседнем кабинете, то теперь, чтобы до него добраться, надо было спуститься к парковке, сесть в автомобиль и ползти минут 20-30 до здания ОЦО.

Да и просто так работники сторонней структуры не принимали документацию к учёту. Надо было к ней прикладывать реестры передачи, где перечислять все документы, учитывая их номера, даты создания, количество. Хотя раньше не было нужды оформлять кучу сопроводительной макулатуры. Сами документы при этом рассматривались очень длительное время, ведь это уже не ваши работники, их нельзя подгонять, это отдельное бухгалтерское предприятие. Оно одно, а вас много!

Вторая проблема. Теперь бухгалтеры из работников, обслуживающих потребности предприятий, превратились в неких надсмотрщиков и ревизоров просто диктующих, что же другим надо делать, чтобы сдать к учёту ту, ту или иную бумажку, и чтобы по ней капнули деньги. Бухгалтер – супервайзер! «А вот тут у вас неправильно – переделайте!» «Здесь не та цифра, здесь не то слово!» «Возврат!». Малейшая неверная цифра в одном документе приводила к катастрофическим потерям средств, ресурсов и времени.

Учитывая удаленность бухгалтерии, их замашки по типу «всё неправильно – переделывайте» и объём передаваемой макулатуры, вся работа по бухгалтерскому учёту имущества и денежных средств компаний превращалась в длительную, надоедающую и бесконечную беготню для рядовых работников предприятий. Часть обязанностей, которые ранее выполняли штатные бухгалтеры, теперь перешли на плечи экономистов, инженеров и мастеров депо.

Желая освободить бухгалтерскую касту компании от выдуманного рабства, менеджеры «РЖД» загнали в рабство всех остальных работников компании от счетоводов-гуманитариев, считающих себя центром мироздания. Теперь основообразующим фундаментов в компании стали не инженеры, не конструкторы, не слесари, не машинисты и не путейцы, а тёти, которые, закончив банковский техникум на тройки, указывали всем остальным, как они теперь должны работать и составлять бухгалтерские бумажки за этих же самих бухгалтеров.

Да, и уж если касаться повышения качества бухгалтерского учёта, то я сам могу привести пример того, что это было полнейшей профанацией и пылью в глаза.

Наше депо в то время занималось оказанием услуг по ремонту вагонов сторонних коммерческих компаний за деньги. К тому моменту после реформы ОЦО прошло уже более 5 лет. На вагон для оплаты и проведения ремонта составлялся договор о возмездном оказании услуг со стороны АО «РЖД» в соответствии со ст. 420 Гражданского Кодекса РФ. Часть договоров составлялось на уровне депо – это были разовые договоры. К договору позднее могло прикладываться гарантийное письмо, которое гарантировало факт оплаты услуг ремонта и согласие со сметой. Но без договора оказывать услуги и брать по ним оплату незаконно. Так вот, одни бестолковые работники в нашем депо умудрялись проводить ремонт вагона и факт его оплаты, оформляя только гарантийное письмо. Без договора. Видимо, бумагу экономили. ОЦОшная бухгалтерия молча с этим соглашалась. Однажды я позвонил этим самым бухгалтерам и сообщил им, что они данным действием нарушают закон, т.к. гарантийное письмо не может быть договором, исходя хотя бы из соображения того, что договор – это соглашение двух сторон, а письмо оформляется одной стороной. В ответ я услышал, что я просто ничего не знающий и далекий от бухгалтерских дел человек. «И вообще,» - заявила бухгалтер, - «у нас все эти документы налоговая принимает! Значит, они правильные!». Логика, конечно, железная. Безусловно, если в налоговой службе работают такие же неграмотные люди, как наши бухгалтеры, то всё возможно в этом мире.

Так на нашем предприятии и по сети проходила эта самая «ОЦОризация», приводившая к торжеству глупости и невежества над разумом.

33
Начать дискуссию