Часть 11. Откаты, воровство, «РЖД»

Часть 11. Откаты, воровство, «РЖД»

Поскольку в предыдущих статьях я упомянул о том, что работал в АО «РЖД» в должности сотрудника экономического блока, то было бы крайне неразумно не упомянуть о схемах откатов и воровства на железной дороге.

Оговорюсь, что описанные мною механизмы не являются «ноу-хау» и в большинстве своём, как мне кажется, распространены не только на железке, но и на других предприятиях нашей необъятной страны. Но думаю, многим будет интересно узнать об этих схемах из первых, так сказать, уст, и на примере конкретных историй из жизни.

Схема 1. Зарплатная

Эта наиболее популярная, надежная, но в то же время элегантная схема. Выхлоп порой небольшой, но попасться на ней практически невозможно.

Как работает? Вы, занимая должность руководителя предприятия (т.е. имея возможность распоряжаться финансами), находите в штате своих сотрудников… подельника. С этим подельником вы заключаете устное соглашение о том, что ему с барского плеча вы выплачиваете единовременное вознаграждение, а часть этой премии (или её всю) работник потом возвращает обратно наличными. Результатом такого симбиоза становится следующее: начальник получает в свой карман свободные финансы, а подчиненный прибавку к среднему заработку и прочие ништяки, вроде лояльности руководства или последующего повышения.

Несмотря на то, что в РЖД, как в любой крупной компании, разработаны различные Положения о премировании, ограничивающие размеры и основания стимулирующих выплат и препятствующие таким видам злоупотреблений, такая схема имеет место быть на любом предприятии и в любых количествах. Дело в том, что согласно ст. 191 Трудового кодекса Работодатель имеет право поощрять своих работников, при этом наличие определенных размеров премирования и критериев оценки, вроде Положений и Коллективных договоров, не являются обязательными. Иными словами руководитель железнодорожного предприятия может выплатить единовременное вознаграждение своему миньону в размере хоть миллиона рублей в обход любого Положения о премировании. Главное, чтобы были выполнены два условия: первое – наличие свободных средств на это в зарплатном бюджете предприятия, второе – хоть какое-либо основание для премирования. Под основанием премирования может быть любая бумажка, фиксирующая факт «добросовестности труда», либо «дополнительной работы»: рапорт, служебная записка, докладная и т.п.

Нередко эти самые бумажки подписывал лично руководитель предприятия, который и тырил денежки. Так во время моего трудового периода в должности инженера по зарплате мне от лица начальника поступали различные смешные и забавные рапорта и докладные записки, вроде «выплатить премию заместителю начальника Петрову за то, что он помогал вставлять в здании депо стеклопакеты», или «выплатить премию инженеру Сидорову за то, что он подстриг траву на газоне». Естественно, никто ничего не делал, но премия исправно уходила в карман соответствующих людей. Проверить покос травы, или удостовериться в факте ассистенции в выполнении тех, или иных работ было довольно-таки проблематично. Ну, вчера покосили траву, а сегодня она выросла! Да, стеклопакеты вставляли гастарбайтеры, но им же помогали!

Был случай, когда ко мне прямо и без прелюдий обратился зам. начальника депо, чтобы я «кинул» 10 тысяч премии одному слесарю. Я спросил: «А за что?». В ответ заместитель мне откровенный ответил: «К нам комиссия едёт – мне ж надо будет её чем-то кормить! Деньги нужны на ресторан!». Бедные ревизоры на ж/д: в ресторан их своди, в бане напарь, половое влечение удовлетвори, красную рыбу в дорогу заверни. А они всё об «РЖД» думают. Отдохнуть Вам надо, Юрий Венедиктович!

Самым откровенным воровством по этой схеме у нас был случай, который вскрыла транспортная полиция. К нам в депо устроился работать осмотрщиком один индивидуальный предприниматель, на работу он вообще не ходил, но зарплату получал в полном объёме и числился в штате предприятия на протяжении более 8 лет. Как так получилось? ИПэшник практически всю свою заработную плату отдавал причастным руководителям депо. За этот щедрый подгон они закрывали глаза на то, что у них работает мёртвая душа, ну, а предприниматель получал рабочий стаж, страховые выплаты и полный соцпакет (больничный, отпуск и прочее). Ну, как говорится: «Жадность фраера сгубила». Наворовали слишком много, и пришлось за это ответить.

А если вдруг руководитель не найдёт подельника в штате своих сотрудников, то можно прибегнуть к другой хитрости – заключение договора ГПХ с сообщником на выполнение разовых работ на нужды предприятия. В договоре прописывается всякая ерунда, вроде покраски стен, посадки цветов и прочего, а потом по факту подписанного начальником же акта выполненных работ средства идут, куда следует. Сообщнику в карман.

Схема 2. Мойдодыр

Хитрая схема, требующая навыков и знания законодательства, определенных условий, поэтому довольно редка. Но вероятность того, что тебя схватят за руку также крайне низкая.

Как работает? Например, на предприятии имеется некий крупногабаритный электроприбор, который вы хотите заполучить к себе домой, либо подарить товарищу.

В случае с моим предприятием это была новая стиральная машинка, закупленная для стирки рабочей одежды. Тогдашний наш руководитель, молодой и амбициозный манагер из культурной столицы, неожиданно осознал, что в его съемной корпоративной квартирке невозможно постирать грязное бельишко, потому что нет стиральной машинки. В принципе с рядовым гражданином данный вопрос решается очень просто: вы идёте в магазин и покупаете бытовой прибор. Но наши хитровыдуманные и жадные руководители не любят столь легко решать такие задачи.

Этот наш начальничек погрузил машинку на спецтехнику и уволок её домой – стирать свои грязные штанишки.

Поскольку так просто стащить аппаратуру с предприятия невозможно, вскоре к нашему руководителю пришли в гости сотрудники ОБЭП. Осмотрели машинку, опросили свидетелей, причастных и ушли восвояси. Оказалось потом, что наш руководитель не украл машинку! Он её просто взял в аренду! За чисто символическую сумму! Причём договор об аренде родился именно в тот день, когда к «воришке» пришли оперативники в масках. Вот-вот наш начальничек шёл в бухгалтерию отдавать арендую плату, а его тут же схватили. Негодяи!

Аналогичным образом, на предприятиях могли сдавать в аренду, субаренду разнообразную технику и оснастку. Всё вроде бы на балансе предприятия, всё в наличии, всё по бухучёту проведено, но используется втихаря другими фирмами, а деньги за эту аренду капают на индивидуальный банковский счёт начальника предприятия.

Схема 3. Пилите, Шура, пилите!

Наглая, борзая и глупая схема. Для тупых и отчаянных. Можно получить легкий и большой навар, но спалиться очень просто.

На ремонтных предприятиях ж/д транспорта образуется очень много металлолома – это и списанная техника, и изъятые из эксплуатации литые детали, и прочие неисправные узлы подвижного состава. И его образуется настолько много, что считать его и систематизировать хранение очень трудно. Этим и пользуются работники железки. У нас, например, на станции, один начальник вместе с сообщниками разгрузил под шумок один забытый вагон со списанными колесными парами. Пары были порезаны и сданы в металлолом – навар поделен, это было порядка 100-150 тысяч на человека. Потом, когда про пары вспомнили – след преступников и простыл. Вагон? Какой вагон? Вот он! Ничего в нём не было – давно пустой был.

Даже в нашем ремонтом депо постоянно тащили с путей колесные пары. Сегодня есть колесная пара, где-то там под снегом, а потом при очередной инвентаризации летом её и след простыл.

По причине «забывчивости» крали металлические узлы и с рабочего оборудования. Так с вагоноремонтной машины «Липчанка» (она же ВРМ2 «Витязь»), поставленной для нужд депо, стащили несколько десятков метров питающего кабеля. Когда об этом узнали, найти злоумышленников было невозможно, ибо этой машиной никто и не пользовался. Числилась она на балансе, как рабочая, но в ремонте никогда не участвовала. Так до сих пор и стоит без кабеля, забытая на отшибе тракционных путей… Но, не подумайте ничего, по бухучёту это вполне рабочая лошадка!

Да, уголовные дела возбуждались и всё-таки какого-то привлекали (по слухам), но такие случаи в большинстве своём быстро заминались, ибо воровство со стороны сотрудников грозило очень серьёзными санкциями для работников отдела кадров. Поэтому, чтобы не портить себе показатели, воришек увольняли задним числом до момента кражи, чтобы вор на момент преступления работником АО «РЖД» уже не был. Таким образом, на бумаге у нас не было воровства, а бывшие преступники с красивой записью в трудовой книжке «уволен по соглашению сторон» спокойно шли заниматься своими тёмными делами на другие предприятия железки.

А как воруют на ваших предприятиях? Пишите в комментариях!

44
Начать дискуссию