Как передать бизнес детям

Передача бизнеса в нашей стране, да и в целом в мире, как правило не является систематизированным процессом. В данной статье я постараюсь приоткрыть завесу тайны. И представить данный процесс под другим углом. Мы посмотрим, как он мог бы происходить и как на него, на мой взгляд, стоит взглянуть каждому бизнесмену.

Вы спросите: «А собственно кто я такой чтобы рассуждать на данную тему»? Позвольте представится меня зовут Родионов Иван, я соучредитель и исполнительный директор семейной группы компаний безопасности «ИНСАР». На момент написания данной статьи я уже 2,5 года управляю семейной группой компаний с суммарной численностью сотрудников около 250 человек. Более 15 лет я принимаю участие в семейном бизнесе и прошел все этапы своего развития от помощника системного администратора до исполнительного директора.

В том числе этап перехода управления бизнеса от отца к сыну, то есть мне.

Пройдя этот путь и глядя на него ретроспективно я, как любитель систематизации любых бизнес процессов, задумался и о систематизации данного процесса. Ведь когда ты уже что-то сделал и оглядываешься назад картина для тебя становится яснее ясного. Ты начинаешь видеть тысячу и одну точку улучшения, пройденного тобою пути. Думаешь: ага, а если бы здесь я поступил вот так, то все было бы гораздо легче и эффективнее, и не пришлось бы кучу бесполезной работы делать, и множество переживаний бы можно было избежать, и самое главное времени не потратил бы так много в пустую.

Как передать бизнес детям

Каждый раз переживая какой-либо негативный опыт я думаю эххх..., сейчас бы меня да с моими навыками, да на годик другой назад! Я бы все это сделал быстрее, легче, а самое главное зачастую и эффективнее.

Однако в случае преемственности в бизнесе и передачи его управления есть влияющие психологические аспекты. Данные аспекты я начал изучать, активно общаться с собственниками различных бизнесов, с их основателями или приемниками.

Затрагивая тему передачи бизнеса в руки детям, выясняются абсолютно одинаковые страхи как со стороны тех, кто хочет передать бизнес, так и со стороны тех, кто хочет принять управление. Также в большинстве случаев я смог выявить абсолютно идентичные модели поведения у каждой из сторон, которые естественным образом препятствуют плавной и безрисковой передачи управления компанией.

Анализируя все эти факторы, я пришел к выводу, что исходят они из того что, никто не рассматривает передачу бизнеса как обычный стандартизированный бизнес-процесс. Никто, не пытался ни разу его описать и придумать схемотехнику для своей компании.

А ведь давайте вдумаемся, каждый управленец всегда занимается планированием деятельности своей организации. Есть краткосрочное планирование, среднесрочное и долгосрочное.

Да, в нашей стране сложно планировать на длительный период времени, но ведь это не означает что Вы не должны и не можете этого делать. Планы могут меняться, в зависимости от появления новых факторов так или иначе влияющих на ситуацию. И любые планы периодически приходится корректировать. Однако, при отсутствии планов никто в компании не понимает к чему вы движетесь и ради чего достигать того или иного результата. Людям всегда проще работать если они видят точку или результат, к которому они стремятся. Это может быть конкретный объем продаж, занятая доля рынка, процент маржинальности или любой другой конкретный показатель. При достижении такой точки мы ставим следующую цель и так шаг за шагом идем вперед, и продвигаем наши компании к вершинам успеха.

Поэтому я предлагаю рассматривать переход управления бизнесом как стандартный бизнес процесс. Безусловно данный процесс будет привязан сугубо к текущей кампании или группе кампаний и вряд ли сможет стать типовым для любого другого бизнеса. Исходя из этого повторюсь, на мой взгляд, большинство проходят одни и те же этапы передачи бизнеса и сталкиваются с идентичными проблемами.

Вероятно, выработанная вами схема передачи бизнеса станет ориентиром и для ваших детей при передачи этого бизнеса внукам и так далее, а вероятно ваш бизнес настолько видоизменится за последующие 5-7 лет, что данная схема не будет иметь ничего общего с текущей реальностью. Но ведь мы часто меняем какие-то бизнес процессы внутри кампании в угоду улучшения ее функционирования.

Итак, этапы, которые на мой взгляд, следует преодолеть для передачи бизнеса:

1. Осознание необходимости начала данного процесса хотя бы одной из сторон.

2. Объяснение данной позиции и согласие всех заинтересованных сторон процесса.

3. Оценка объективности устоявшихся мнений сторон.

4. Разработка поэтапного плана с четкими промежуточными точками.

5. Согласование плана, промежуточных точек и вероятных допусков отклонении.

6. Изложение окончательного плана на бумаге и его подписание всеми заинтересованными сторонами.

7. Поэтапное выполнение плана.

На каждом из этих этапов очевидно могут возникнуть те или иные проблемы. Как правило данные проблемы идентичны:

-Старшее поколение просто не знает, что им делать после передачи бизнеса и зачастую боятся в этом, признаться.

-Младшее поколение не проявляет никакой видимой заинтересованности в бизнесе (прожигают жизнь).

-Старше поколение боится совершения ошибок младшим поколением.

-Имеется непонимание поколений и в этом случае нужен человек- посредник (медиатор) которому в равной степени доверяет каждая из сторон.

-Отсутствуют четкие критерии признания младшего поколения достаточно качественным управленцем.

Родители зачастую считают, что у детей еще не достаточно опыта. При этом сами не знают, когда станет достаточно...<br />
Родители зачастую считают, что у детей еще не достаточно опыта. При этом сами не знают, когда станет достаточно...

Здесь я описал только часть самых частых жалоб, которые я слышал от различных сторон данного процесса.

Но каждый раз, как только все стороны сходятся во мнении что данный процесс необходимо планировать, каждая из сторон начинает подсознательно искать решение.

Я называю это: посадить зерно в головы.

Данный бизнес процесс может состоять из множества этапов и растянуться на несколько лет.

В идеале я бы расписал его с юных лет приемника(цы)(ов).

Но в любом случае об этом необходимо задумываться как можно раньше и зачастую обсуждение данной темы очень сближает всех действующих лиц. Что в свою очередь способствует налаживанию взаимопонимания внутри семьи или управляющей группы.

Безусловно я встречал множество ситуаций, когда детям ничего не нужно, но поверьте безвыходных ситуаций не бывает. А самое главное, что иногда не следует излишне давить на детей и часто они сами приходят к осознанию того, что для них интересно, важно, перспективно и нужно.

Более подробно о своем опыте я постараюсь рассказать в последующем цикле статей и своей книге: «Как передать бизнес детям».

Вторую часть можно прочесть здесь.

В любом случае вы можете обратится к автору данной статьи и всегда получить ценный совет, основанный на личном опыте или опыте других бизнесменов.

11
Начать дискуссию