Елена Мищенко, RC Group: Как найти баланс между контролем и доверием в бизнесе?

Женщины по своей природе таковы, что стараются всё контролировать. Когда ты ведёшь хозяйство, растишь детей, трудишься на работе – нельзя упустить ни одной мелочи. Тот же подход женщина проецирует на бизнес, если она предприниматель. Всё держать под жёстким контролем, взвалить на себя большой груз ответственности и задач.

Насколько верен такой подход, или надо уметь «отпускать ситуацию» и давать свободу сотрудникам?

Вместе с нашим экспертом, предпринимателем и бизнес-наставником Еленой Мищенко, разбираемся, как грамотно делегировать свои обязанности, чтобы бизнес процветал, и самой всегда оставаться в ресурсе и получать поддержку.

Елена Мищенко, RC Group: Как найти баланс между контролем и доверием в бизнесе?

Елена Мищенко. Фото предоставлено экспертом.

Colady: Елена, как вы считаете, подходы женщины к бизнесу чем-то отличаются от мужских?

Елена: По большому счёту в бизнесе нет гендерных ролей. Здесь корректнее было бы говорить о предпринимательских способностях в целом. Есть особое состояние души и образ мышления предпринимателя: внутренняя свобода, смелость, решительность, умение рисковать и брать ответственность за себя и команду.

Но есть особенности: у женщины в бизнесе более скрупулёзный подход, внимание к деталям и мелочам. Мы больше способны к компромиссу. А это мега-важно для достижения результата!

Colady: Возможно, именно такой подход приводит к тому, что женщина перерабатывает, всё берёт на себя – по принципу «если хочешь сделать хорошо, сделай сам». Насколько это верно?

Елена: В этом подходе есть очень глубокий смысл. На начальном этапе бизнеса полный контроль неизбежен. На его основе создаются правила бизнеса, которые будут давать результат.

Во-первых, предприниматель пропускает через себя все задачи до мельчайших деталей. Благодаря этому, сам вникает в процессы и дальше может учить других людей. В общем, чтобы создать рабочую группу, нужно самому сначала в неё войти.

Во-вторых, когда сами ведёте процессы, вы создаёте авторитет. Авторитет – это гарантия того, что у вас бизнес пойдёт в гору.

Colady: На каком уровне уже включается делегирование?

Елена: Когда вы достигли стадии, что можете передавать знания людям. А дальше эти сотрудники учат новичков в вашем бизнесе. Получается такой бизнес дубликаций в бесконечность. То есть вы уже вырастили авторитета в лице подчинённого или партнёра. Тогда переходите на другой уровень управления и развития бизнеса – стратегический, чтобы продвигать, зарабатывать, руководить и всё успевать. Этот принцип работает и в партнёрском бизнесе, и в классическом.

Colady: Многие боятся доверять, хотят тотально всё контролировать, даже когда бизнес выстроен. Как научиться отпускать ситуацию и правильно делегировать?

Елена: Есть мудрая поговорка: доверяй, но проверяй. Ведь ошибки сотрудников могут быть неосознанными. Человек может сам себе что-то придумать, когда надо действовать по шаблону и не изобретать велосипед. Поэтому полностью отпускать контроль нельзя. Полная свобода – это просто действовать на авось и никогда не достичь результата в бизнесе.

Надо понимать, что контроль может быть не приказной, не директивный. Без повышения градуса эмоций и тона. Я бы сказала – контроль подхода. Он происходит через отношения, через мотивацию, ненавязчивые подсказки. Мудрость женщины-руководителя – в умении направлять. В этом случае делегирование становится естественным процессом.

Конечно, в каждом бизнесе своя специфика. Система контроля бывает разная.

Например, партнёрский бизнес во многом нестандартный, в том числе в плане контроля и доверия. Здесь доверие — первоочередная необходимость. Это способ расположить людей, создать атмосферу заботы и душевности. Доверие идёт вкупе с желанием добиться результата через определённые качества тех людей, за которых мы несём ответственность.

Человек получает доверие как бы авансом. Главное, чтобы он был готов его принять, оценить и оправдать. Если партнёр не воспринимает контроль, не прислушивается к обратной связи и развивающим пожеланиям, то, безусловно, лучше найти того, кто будет к этому готов. Потом вырастить из него лидера. А дальше уже дубликация: ваш лидер растит своих людей. Получается эффективная команда, которой микроменеджмент уже не нужен. Так доверие в партнёрском бизнесе превращается в показатель. Это очень важно.

Colady: Все ли задачи можно делегировать? Какие лучше выполнять самому руководителю?

Елена: Весь бизнес, так или иначе, состоит из делегирования. Только оно меняется по направлениям, по росту, задачам и функционалу. Допустим, изначально, чтобы человек правильно и грамотно выполнял рабочую операцию, нужно просто научить его, передать свои навыки и контролировать результат.

На другом уровне руководитель показывает свои цели и результаты, и стремится к тому, чтобы данные результаты были у его ключевых сотрудников.

Далее руководитель демонстрирует, что надо делать, каким быть наставником и спикером, чтобы растить своих лидеров. Так сотрудники учатся сами управлять структурой. Они становятся вашей заменой, а вы передвигаетесь на новый бизнес-уровень и можете руководить дистанционно.

Но, как правило, это происходит далеко не сразу. Очень много практики и различных ситуаций надо преодолеть, чтобы дойти до стратегического уровня. Это стадия, когда вы предвидите ситуацию на рынке, масштабируете бизнес, создаёте стратегию для сотрудников, и делаете это безошибочно.

Рано или поздно такой момент в развитии наступает. Просто у каждого предпринимателя свои сроки и темпы.

Colady: Какой главный совет по делегированию вы бы дали начинающему предпринимателю?

Елена: Самое главное – не упускайте из виду мелочей. С них начинается любой бизнес. Каждая деталь важна. Её нужно взять, обработать и передать по наследству своим сотрудникам, чтобы они наработали тот же опыт и навыки. Если упустить какую-то мелочь, образуется смысловая «дыра», а в последующем – провал.

Бизнес – это всегда путь открытий, переживаний, самопознания, изменений. И надо всегда быть во внимании в каждой мелочи, чтобы потом создавать высоту, расти по карьерной лестнице и достойно зарабатывать.

Начать дискуссию