Мария Михайлова, RC Group: "Малому бизнесу надо объединяться"

Российским предпринимателям необходимо объединяться, вместе решать насущные вопросы, предлагать инициативы для развития на уровне государства

Мария Михайлова, RC Group: "Малому бизнесу надо объединяться"

В борьбе за выживание

Так сложилось, что в основе ведения бизнеса в нашей стране — недоверие друг к другу, ожидание подвоха и конкуренция.

Этот подход берет начало еще из 90-х годов, когда рыночные отношения только зарождались. Без каких-либо правил и регулирования. Правила формировалась «по понятиям». Бизнес того времени был делом выживания, первых смелых заявок на лидерство, после которых еще неизвестно — выживешь ты или нет. А о здоровых партнерских отношениях среди бизнесменов не было и речи.

С тех пор мы привыкли жить в такой парадигме. Сильные и крупные вытесняют слабых, а новичкам-предпринимателям практически невозможно «выйти» на рынок. Именно поэтому в нашей стране малый и микробизнес не играет большой роли в экономике. Вклад сектора МСП в ВВП — порядка 22%. Тогда как в отдельных странах его доля составляет 60-70%. Например, в Китае, США, Италии и др.

Принцип борьбы за выживание и нездоровая конкуренция приводит к разобщенности и слабости бизнеса, а не наоборот. Один в поле, как говорится, не воин.

Кластерный подход

Малый бизнес будет развиваться только благодаря объединению, кластерному подходу и коллаборациям. Совместная работа делает предпринимателей сильнее. Ведь традиционно у русского народа коллективное самосознание. Просто за последние пару десятилетий мы напрочь забыли об этом.

Нужно научиться доверять бизнес-партнерам. Общие проекты должны стать новой предпринимательской культурой, нашей повседневной жизнью.

Этот подход сегодня основан на государственной политике. В стране взят курс на формирование кластеров, в том числе в сегменте малого и микробизнеса. В кластеры могут объединяться промышленные, медицинские, сельскохозяйственные и многие другие компании — по отраслевому принципу, общим целям и задачам. Они интегрируются под управлением одной компании, которая является экспертом отрасли.

Предприниматель получает возможность реализовать крупный проект с другими участниками кластера. Или найти заказы, подходящие его виду деятельности, компетенциям, локации и масштабам компании.

Объединение и доверие

Если у крупного бизнеса есть ассоциации и объединения, в рамках которых они могут лоббировать свои интересы, то у малых и микробизнесменов таких возможностей немного. Зачастую даже элементарно заявить о своих проблемах им негде — особенно в регионах. Поэтому предпринимателям необходимо объединяться в различные бизнес-сообщества, поддерживать друг друга, создавать кластеры и реализовывать совместные проекты с наставничеством опытных бизнес-экспертов. И, конечно, продвигать инициативы на уровне государственных структур.

Естественно, доверие и объединение должно быть осознанным. Проверка партнеров на надежность — это обязательное условие сотрудничества. Такой проверкой, например, занимается Русское Деловое Общество (РДО). Поддержку и наставничество получают только компании, которые зарекомендовали себя на рынке и настроены работать вдолгую на благо России.

Для таких предприятий малого бизнеса РДО становится гарантом, помогает решать проблемы и влиять на бизнес-законодательство. А предприниматели, которые войдут в ассоциацию, смогут целиком полагаться на проверенных партнеров. Так и будет формироваться культура объединения и доверия в российском предпринимательстве.

Под эгидой РДО создаются отраслевые объединения, в которые входят активные участники рынка, готовые развивать прозрачный, социально-ответственный бизнес. Сформированы направления медицины, ИТ-технологий, партнерских программ и франчайзинга. Сейчас организуется направление блогерства. Предприниматели из этих сфер коммуницируют, находят партнеров, рынки сбыта товаров/услуг, выстраивают диалог с госструктурами.

Еще один пример кластерного подхода — создание технопарков. Они предоставляют инфраструктуру, ресурсы и среду для развития технологических стартапов и инноваций. Технопарки обычно способствуют взаимодействию между бизнесами, научными и образовательными учреждениями. Также они помогают предпринимателям получать доступ к финансированию, обучению и советам экспертов. Государство активно поддерживает бизнесы, которые развиваются в рамках технопарков.

Объединение, конечно, не исключает конкуренции. Но конкуренция должна быть здоровой и конструктивной, чтобы способствовать развитию инноваций и повышению качества продукции и услуг.

Давайте формировать правильное предпринимательское мышление. Тогда и в стране будет все хорошо на долгие годы, и у самих предпринимателей.#RC_Group, #IT

Начать дискуссию