Стартовать с бесплатных сообществ и построить бизнес на 100 млн: 13 инсайтов основателя «Зерокодера»

Я — Вадик Михалев, фаундер и трекер. В 2020 году я запустил открытое сообщество, которое выросло сначала до 16,000 человек, а затем — в Университет «Зерокодер» с инвестициями Сергея Солонина и топ-менеджеров Яндекса, выручкой более 15 млн руб. в месяц и ростом х2 год-к-году.

После своего выступления на образовательном YaC, я собрал 13 инсайтов о том, как коммьюнити помогло вырасти нашему бизнесу и построить локальную монополию в нашей нише (и как оно может помочь вам).

Вадик Михалёв и Леонид Бяков. «Зерокодер». Начало. 2020 год.
Вадик Михалёв и Леонид Бяков. «Зерокодер». Начало. 2020 год.

1. Проверка идеи [кэп]

Перед тем как инвестировать в создание продукта, надо оценить, насколько идея жизнеспособна. Самый простой способ — создавать контент на эту тему. Чем мы и занялись в 2020 году, когда практически никто еще не понимал, что такое ноукод, а понятия «зерокодинг» просто не существовало.

Так, первым шагом в тестировании идеи был даже не чатик, а Telegram- и Youtube-каналы с новостями и записями эфиров, которые я проводил c зерокодерами (тогда каналы еще назывались «На коленке»). Это было прекрасное место для заземления тех, кто интересовался темой и готов был двигаться в ней дальше.

Конверсия из внешнего эфира в подписчиков канала была в районе ~140% от количества участников вебинара: то есть идея была не только ценной, но и виральной. Так я выступил в Epic Growth, ФРИИ, Британской Высшей Школе Дизайна и других проектах, и так набрал первых ~1500 подписчиков. Можно было двигаться дальше.

2. Песочница для монетизации

Первой бизнес-моделью «Зерокодера» был не edtech, а закрытое коммьюнити. По сути, телеграм-чат по подписке (990 руб./мес.), куда люди приходили за новыми знаниями по разработке без кода. После первых 30+ подписчиков стало понятно: потребность в знаниях есть, а доступной информации недостаточно.

Потом мы отключили клубную подписку, распустили закрытое сообщество и начали пробовать новые модели — сначала образовательные интенсивы по инструментам Airtable и Integromat, затем полноценные онлайн-профессии с «высоким чеком», например, зерокодер мобильных приложений.

3. Бизнес-барометр при создании новых продуктов

Сеть сообществ была устроена очень просто — это были клубы по интересам вокруг разных инструментов разработки без кода: Airtable, Integromat, Adalo, Glide, Webflow, Flutterflow и др.

Это идеальный job-to-be-done для всех, кто туда вступает. Когда есть проблема в знаниях (что-то не получается) и нужно получить совет или рекомендацию тех, кто шарит в инструменте лучше, приходишь в чат, задаешь вопрос и получаешь ответ. Потом мы уже сделали общий «котёл» на 13,000 человек, куда стекаются все, у кого есть вопросы о входе в профессию и решению глобальных задач типа «а можно ли сделать».

Я видел по сообщениям, как люди сами вгрызаются в инструмент, задают вопросы и письменно указывают на отличительные конкурентные свойства продукта — значит, тема им интересна. Органический рост количества участников в отдельных сообществах давали понять, как выглядит (уже сформированная) потребность: стать в инструменте профессионалом и зарабатывать деньги.

Благодаря чату, мы первыми узнали, что на Adalo уже есть кейсы публикации приложений в App Store / Google Play, значит, там есть максимальный «рычаг» для будущих студентов — то, что стоило в разработке сотни тысяч и миллионы рублей, при должной подготовке теперь стоит $50 в месяц (подписка на Adalo). Так мы капитализировали рычаг в самый успешный продукт «Зерокодера» всех времён.

Дальше — больше: мы запускали новые профессии, а когда увидели массовый спрос на разработку и зерокодеров в команду, то запустили свой собственный маркетплейс с разными классными механизмами маршрутизации этих запросов под капотом.

4. Органическая (прости, господи) «воронка прогрева» для клиентов

Наша аудитория — это те, кто может быть очень далек от IT. Их привлекает возможность быстро стартовать в востребованной сфере и начать зарабатывать уже через несколько месяцев. Но их сковывает страх, что их либо обманут, либо они не смогут разобраться и найти первых клиентов.

А тут, в чате, все новые участники сообществ видят, как реальные люди с реальными аватарками проявляются сами: что-то создают для себя или для заказчика, задают контекстные вопросы типа «а я вот делаю приложение для бронирования отелей, такой вопрос…», им можно написать в личку и спросить их мнение. Человек со временем уже думает: «Если столько людей смогли, получится и у меня». И решается попробовать.

Таким образом, сообщество помогало растить доверие — сначала к теме зерокодинга, затем к университету, а только потом — к продуктам, которые мы предлагаем. В некотором смысле, это отдельный канал привлечения с user-generated content и бесплатная, органическая воронка прогрева для клиентов, работающая бесплатно 24/7.

5. «Народная» peer-2-peer экспертиза

Участники часто приходят в чат с вопросами: как решить техническое ограничение, как платить меньше за сервисы, как быстро реализовать ту или иную фичу для заказчика или передать заказчика, если не справляешься. Сообщество позволяет тысячам людей решать свои вопросы в чате самостоятельно и бесплатно. Это win-win-win.

Эмпирическая метрика качества сообщества — это процент закрытых вопросов в чате (спросил — ответили) и скорость их закрытия (чем быстрее, тем лучше).

Поэтому я даже запустил специального коммьюнити-бота, который по ключевым словам переводил вопросы в отдельные тематические чаты, где экспертов больше и они могут закрыть его быстрее. Например, в чате Airtable задают вопрос про Integromat — переводим его на чат по Integromat, и наоборот. Так я системно повышал шансы на успех продукта коммьюнити, а потом и подключил бота к общему чату на 13,000 человек.

6. Источник профессионалов, будущих звезд и преподавателей

Мы работаем с новой темой на переднем крае технологий. Экспертов в этой области мало, даже на мировом рынке. Поддерживать во всех направлениях предельный уровень практической экспертизы и насмотренности в кейсах для университета — сложно и дорого.

Поэтому сообщества стали для нас не только местом концентрации экспертизы, но и инкубаторами для будущих звезд: экспертов и преподавателей. Мы находим их опять же в чате, пишем с ними статьи об их реальных жизненных кейсах, помогаем им строить карьеру, известность на рынке и доход.

Вот несколько таких историй:

7. Источник нового контента для блога

Сообщества — это user generated content в виде чатиков. Участники рассказывают, как они преодолевают сложности в учебе и работе над проектами, находят первых заказчиков, советуют, как решить ту или иную техническую проблему.

Из сообществ мы черпаем героев кейсов с историями успеха. Мы записываем с ними видео-интервью для Youtube-канала, публикуем статьи, привлекаем их к участию в вебинарах и мастер-классах.

Для ребят это возможность громче заявить о себе и найти новые проекты. А для университета — возможность привлечь новых студентов. Вот несколько примеров:

8. Сбор входящих данных для уроков

На старте разработки образовательных курсов по вопросам в открытом чате узнаем, с какими сложностями сталкиваются студенты, где они чаще всего спотыкаются в работе с тем или иным инструментом, чтобы сделать классный курс. Плюс, так у нас всегда есть готовые респонденты для интервью — ведь no-code инструменты постоянно меняются, и мы не прекращаем работу над материалом и обновлением контента.

9. Тонус для команды :)

Не секрет, что создать классный образовательный продукт с первого раза практически невозможно, это итеративный процесс. Особенно, когда вы делаете курс первыми на рынке на русском языке — например, про разработку на новейшем Flutterflow. Бывает, что только со временем удается найти способы объяснить какие-то вещи проще. Поэтому, конечно, иногда прилетает и негативная обратная связь.

В таких ситуациях другие университеты, как правило, остаются один-на-один с огорченным клиентом и могут «замазать» конфликт. У «Зерокодера» сложнее — негатив может с легкостью направиться в общее поле сообществ на десятки тысяч человек. Так, команда первой узнает, где уязвимости продукта, и это поддерживает нас в тонусе.

10. Поддержка адвокатами зерокодинга

Грамотная работа в продукте и в поддержке приносит и дополнительные плюсы.

Наша образовательная работа связана с выстраиванием карьеры и дохода на фрилансе. И многим бывает дискомфортно выходить во внешний рынок и взаимодействовать с клиентами — поэтому психологически проще обвинить в этом университет и накатать телегу в чат.

Но в каждом чате всегда есть ребята, которые а) уже справились с трудностями в обучении инструментам, б) уже зарабатывают на зерокодинге, в) всегда могут дать обратную связь на фидбек конструктивом и поддержкой. Да, бывает непросто. Да, нужно откликаться на вакансии и делать работу по поиску клиентов самостоятельно, они не падают с неба. Да, надо еще научиться продавать свою работу дорого. Так сообщество поддерживает нас в ответ :)

Но у открытых сообществ есть риск — их участников можно спарсить и написать им сообщения напрямую. Так в 2021 году наши курсы «слили» и, делая рассылки с предложением купить записанные куски видео-курсов в 100 раз дешевле, создали дополнительное напряжение для бизнеса. Сообщество и здесь нас поддержало: мы быстро узнали о проблеме и быстро устранили проблему с пиратством.

11. Заказчики для наших студентов

Когда у тебя крупнейшее сообщество, то оно притягивает и заказчиков: стартаперы и предприниматели ищут способы быстро и недорого реализовать свою идею или собрать MVP. А еще опытные зерокодеры ищут к себе в команду младших специалистов на фриланс, чтобы выполнить коммерческий проект.

В чате они задают вопросы, а студенты могут их сначала проконсультировать в открытом чате, а затем получить заказ на разработку или предложение о работе — уже в личные сообщения. Так множество зерокодеров уже вышли на свой желаемый доход и нашли постоянных клиентов. Без сообществ нам было бы чуть сложнее делать наших студентов успешными.

12. Развитие всего рынка

Согласно исследованию Gartner, к 2024 году 65% всех приложений будут созданы на low-code, при этом 80% всех технологических продуктов и сервисов в мире будут сделаны нетехническими специалистами.

Благодаря университету и нашим сообществам, зерокодинг развивается и растет в России и странах СНГ. Больше специалистов → больше заказчиков, которые смогли реализовать свою идею без кода → больше бизнес-кейсов → больше спроса на разработку → больше возможностей для карьеры будущих зерокодеров. А вместе с увеличением рынка, растет и наш бизнес — х2 год-к-году.

Стартовать с бесплатных сообществ и построить бизнес на 100 млн: 13 инсайтов основателя «Зерокодера»

13. Локальная монополия

Питер Тиль в своей книге «От нуля к единице» (написана на базе стэнфордского курса CS183B: How to start a startup) указывал создание локальной монополии как самое эффективное завоевание рынка.

Так вот, нам это удалось. Сначала крупнейшее сообщество — потом крупнейший университет — потом крупнейший канал — потом крупнейший канал с вакансиями, потом сделаем все, что еще потребуется для дальнейшего роста. У конкурентов в той же нише, даже с бюджетом, нет шансов. Коммьюнити не делается деньгами, оно делается людьми и поддерживается внутренней культурой.

Итак, вот 13 причин, как сообщество поможет вашему бизнесу завоевать рынок:

1. Проверка идеи [кэп]

2. Песочница для монетизации

3. Бизнес-барометр при создании новых продуктов

4. Органическая (прости, господи) «воронка прогрева» для клиентов

5. «Народная» peer-2-peer экспертиза

6. Источник профессионалов, будущих звёзд и преподавателей

7. Источник нового контента для блога

8. Сбор входящих данных для уроков

9. Тонус для команды :)

10. Поддержка адвокатами зерокодинга

11. Заказчики для наших студентов

12. Развитие всего рынка

13. Локальная монополия

Хотите тоже кратно растущий бизнес? Как трекер, я помогаю предпринимателям это делать. Приходите на диагностическую сессию (по ссылке все детали).

5454
35 комментариев

в 2020 году, когда практически никто еще не понимал, что такое ноукод, а понятия «зерокодинг» просто не существовало.

html и sql создавались как zero-code решения, а это было ого-го когда.

на Adalo уже есть кейсы публикации приложений в App Store / Google Play, значит, там есть максимальный «рычаг» для будущих студентов — то, что стоило в разработке сотни тысяч и миллионы рублей, при должной подготовке теперь стоит $50 в месяц (подписка на Adalo).

Достаточно давно существуют движки для создания HTML5-приложений, которые также можно опубликовать в виде мобильных приложений в сторах.
Ближайший для меня пример - Construct 2.

Алина в 22 года заработала на зерокоде 3 млн руб. за 10 месяцев и сейчас преподает на курсах Университета

Я прочитал историю Алины, но так и не понял, как она заработала 3 млн. за 10 месяцев.

3 000 000 / 10 = 300 000 руб. в месяц. А в статье говорится про заказы на 1000$ за 2.5 недели и на 1500$ за 3 недели.
Если предположить курс доллара в 75 руб., то это 112 500 руб. в три недели или 150 000 тыс. в месяц. А это уже вдвое меньше заявленных трёхсот тысяч. Она делала параллельно по два заказа?

В любом случае, в статье этот вопрос не раскрывается в полной мере.

Мы работаем с новой темой на переднем крае технологий. Экспертов в этой области мало, даже на мировом рынке. Поддерживать во всех направлениях предельный уровень практической экспертизы и насмотренности в кейсах для университета — сложно и дорого.

Мне всегда казалось, что суть zero-code - это инструмент, которым может пользоваться любой человек, вне зависимости от уровня знаний.
А если надо учиться пользоваться инструментом, да ещё на платных курсах - тогда в чём разница с обычным кодингом?

Я зашёл на Адало, там не то чтобы супер документация, но она есть. Видимо ставка сделано на то, что Адало очень простой и интуитивно понятный.
Но в таком случае, если всё действительно просто, зачем нужны вы и ваши платные курсы?

25
Ответить

Забыли narod.ru. Только тогда хвалиться такими "навыками" было немножко стыдно, а сейчас это пытаются продать по цене инженера.

3
Ответить

Зеро код это как формулы в Excel. Надо чтобы кто то рассказал что они есть, и показал какие есть, и показал какие стандартные задачи решаются через них.А дальше люди уже сами.

1
Ответить

Алина настолько крутая, что в вк у нее НОЛЬ инфы о ее многомиллионной деятельности и на стене третий год тишина. Ну а как же, когда весь день забит консультациями по 5к в час. Контент пилить времени совсем нет. Ах, да, есть же зерокодовые сервисы, можно там свое приложение сделать для постинга во все соцсети и делиться своими успехами и привлекать клиентов через дополнительные каналы, ведь для суперпрофи это минутное дело, но куда же девать тогда всех желающих получить консультацию за 5к в час?
Не бережет себя Алинка, совсем о себе не думает, все для людей

(Сарказм)

15
Ответить

может в гимнастику подалась?))

Ответить

Я человек не опытный, подскажите, знатоки: нет ли тут инфроцыганства?

12
Ответить

попахивает

3
Ответить