Наценка, маржинальность или валовая маржинальность: что, как и зачем считать?

Наценка, или по-английски Mark-up, чаще всего используется в коммерческом департаменте при формировании ценовой политики и расчете цен на товары.
Наценка = (Выручка - Себестоимость) / Себестоимость

Пример: мы закупили товары по 25 рублей. Их себестоимость будет 25 рублей. Продавать мы их будем по 125 рублей. То есть, наценка составила
100 / 25 = 400%.

Кстати, только наценка из представленных показателей может быть больше 100%. В двух других показателях это невозможно.

Наценка, маржинальность или валовая маржинальность: что, как и зачем считать?

Второй показатель - это рентабельность валовой прибыли или по-английски Gross Margin. Википедия также предлагает такие варианты названий как “валовая рентабельность” или “валовая маржа”. Рентабельность валовой прибыли самим названием говорит о том, как ее рассчитать. Рентабельность в финансах – это всегда отношение чего-то к выручке.

Например:

Рентабельность Валовой прибыли = Валовая прибыль / Выручку

Рентабельность Чистой прибыли = Чистая прибыль / Выручку
Рентабельность Операционной прибыли = Операционная прибыль / Выручку
И так далее
Рентабельность валовой прибыли (Gross Margin) часто путают с маржинальностью. Видимо из-за схожести названий Margin и Маржа. Но это принципиально разные показатели, которые используются в разных финансовых инструментах.
Рассчитаем рентабельность валовой прибыли на том же примере: в этот раз мы делим не на себестоимость, а на выручку.

(125 - 25) / 125 = 80%
Именно этот показатель чаще всего используется в финансовых отчетах.

Наценка, маржинальность или валовая маржинальность: что, как и зачем считать?

И, наконец, третий показатель:
Маржинальность, или contribution margin ratio.

Маржинальность = (Выручка - переменные расходы) / Выручка
То есть, отношение маржинальной прибыли к выручке. Маржинальная прибыль отличается от валовой тем, что она считается, как выручка минус переменные расходы, которые не равны себестоимости. Они включают в себя себестоимость, но также к переменным расходам относятся и другие показатели: расходы на рекламу, бонусы менеджерам, бонусы руководителям, налоги и другие расходы, которые растут вместе с ростом выручки.

На нашем примере: помимо 25 рублей себестоимости, потраченных на закупку товара, мы затратили средства и на другие расходы, например, реклама, бонусы и так далее. И общие переменные расходы вместе с себестоимостью составили 50 рублей.

Маржинальность = (125 - 50) / 125 = 60%
Маржинальность всегда будет ниже либо равна рентабельности валовой прибыли.

Этот показатель редко используется именно в финансовой отчетности. В основном, он нужен для CVP анализа (Cost Value Profit) то есть, для расчета точки безубыточности.

Наценка, маржинальность или валовая маржинальность: что, как и зачем считать?

Считайте показатели правильно и всегда уточняйте, как именно рассчитан тот или иной показатель. Если хотите сравнить свою «Маржинальность» с показателями другой компании, сначала убедитесь, что речь идет об одной и той же «Маржинальности».
Повышайте финансовую грамотность вместе с каналом Финдруг, там вы найдёте еще больше полезных статей про финансы бизнеса.

Наценка, маржинальность или валовая маржинальность: что, как и зачем считать?
11
Начать дискуссию