Что такое клиповое мышление? Когда гаджеты становятся опасными. Продолжаем разбираться.

Ещё несколько лет назад основным источником информации для детей главным источником информации были родители, родственники, которые частенько собирались за обеденным столом, читая вместе книги, рассказывая сказки, обсуждая различные истории, а также беседуя и обсуждая содержание прочитанного. Во всяком случае в моей семье это практиковалось и практикуется до сих пор.

Такая беседа с родителями помогала ребёнку понять, проанализировать и разложить у себя в голове всю прочитанную и услышанную информацию, а родители получали обратную связь, насколько книга полезна для развития ребенка.

Объём поступающей таким образом в психику информации был относительно небольшим, и ребёнок\подросток успевал всё обдумать и проанализировать. Таким образом у школьника формировалось собственное мнение о книге, произведении, и у него вся информация укладывалась по полочкам.

К большому сожалению, с таким быстрым развитием технологий чтение было заменено на поглощение детьми большого количества видеоинформации, обрывочных видеороликов, мультфильмов. Видеопоток в отличие от чтения книги обладает гораздо большей информационной ёмкостью на единицу времени и к тому же транслирует готовые образы, из-за чего практически не развивает фантазию и в меньшей степени активизирует мыслительную деятельность.

Почему именно сейчас угроза клипового мышления становится особо актуальной? Потому что к большому сожалению, современные дети практически с младенческого возраста привыкают потреблять медиаконтент абсолютно бездумно.

Дети смотрят все подряд, не успев встать утром, с сонными глазами, даже не умывшись начинают просмотр бесчисленных и совершенно бесполезных видеосюжетов. В голову ребенка проникают потоки образов, какие он никаким образом не обрабатывает, не анализирует, не делает выводов.

Таким образом вся полученная информация складируется в его голове огромной мусорной кучей, которая состоит из обрывочной информации, полученной из самых различных иногда совершенно вредных источников.

Далее, клиповое мышление приводит к:

❌ языковому минимализму, речевой бедности;

❌ приоритету изображения над текстом;

❌ упрощению материала и потере его смысла;

❌ не умению замечать детали и выстраивать длинные логические цепочки.

❌ не умению концентрироваться, дети постоянно отвлекаются

❌ не умению анализировать, сравнивать информацию.

❌ Низкой успеваемости. Школьники не понимают смысла прочитанного и быстро забывают, что им говорят педагоги. Отсюда плохие оценки и провалы на экзаменах.

❌ Повышенной внушаемости. Носителями клипового мышления легко манипулировать, достаточно прокрутить перед глазами несколько эмоциональных образов.

❌ Безразличию к людям. Клиповое мышление сиюминутно - его обладатели не способны долго и искренне сопереживать кому-то.

❌ Повышенной тревожности, появлению различных тиков и эмоциональной нестабильности.

Клиповое мышление цифровых детей не их вина, это их РЕАЛЬНОСТЬ. Именно поэтому, современные дети не любят читать! Но если показать подросткам, как в полной мере использовать гаджеты в своем личностном росте, то гаджет превращается в инструмент развития.

В своих Программах, а также в своей многолетней практике работы с детьми и подростками мы 80 процентов времени уделяли чтению английской, французской и русской литературы, учились писать эссе, сочинения, рассказы.

Если Вы хотите дать своим детям классическое самое лучшее образование, берите пример с лучших российских и Британских школ. В Британской школе, в которой учился один из моих учеников и с которым я проработала более пяти с половиной лет, чтению уделяли особое внимание.

За время нашего длительного сотрудничества мы прочитали и проанализировали более 15 000 страниц книг, написали более 400 сочинений, эссе, творческих работ на английском и на русском языках.

«Лучший подарок, который вы можете сделать своему ребёнку, – это привить ему любовь к чтению».

На всех моих Программах наставничества, а также на Курса первым делом, чем мы занимаемся, так это тем, что мы развиваем главные навыки современного думающего лидера – умение осуществлять устные и письменные коммуникации, изучаем принципы бесконфликтного и ассертивного общения, умение говорить твердое "НЕТ".
Ирина Рябинина-Рыбалкина, первый в России лингво-ментор по развитию лидерского потенциала детей и подростков в том числе с помощью английского, русского и частично французского языка.

11
6 комментариев

А как можно привить любовь к чтению? Это выбор каждого, либо нравится, либо не нравится. Дети прошлых лет читали ибо у них не было другого выбора, у современных детей есть выбор, но гаджеты, конечно, выигрывают. Привить любовь звучит как заставить читать

Ответить

Андрей, добрый день. Благодарю Вас за комментарий к моей, статье. Привить любовь можно абсолютно ко всему. Главное терпение и постоянство, ну, и увлеченность конечно. Мой воспитанник из Британскрйсшкооы,, когда, мы, с ним, познакомились читал для, галочки, НО за несколько лет тн так увлекся, японской литературой, что уюего приходилось упрашивать немперексердствовпть и не заниматься, чтением в ущерб своему здоровью. Буду рада видеть Вас на моем блоге. Заходите почаще, делитесь, ведь если не взрослое поколение активных и неравнодушных людей, то нашим детям трудно будет разобраться в, таком иногда опасном многообразии рынка.

Ответить

Согласен. Самому 17 лет и я потреблял такой клиповый контент как ютуб шортс. Я реально тсал замечать, что я стал невнимательнее, оценки просели, даже по тем предметам, которые я хорошо знаю. И оно очень затягивает. Типа всё очень происходит быстро. Вот.. Та даже после трёх пролистываний ты не вспомнишь что именно ты смотрел. В итоге я просто удалил ютуб приложение. Иногда захожу на сайт, но смотрю только в подписках. Потребляю теперь тяжёлый контент (по 2-4 часа протяженности). Увлёкся историей Древней Греции и Средневековья в Европе.
И да, книги как один из источников информации, но даже видеоигры развивают мозг. Всё что угодно развивает мозг. Главное из всего этого уметь брать пользу для себя.
А так бы еще поспорил насчет успеваемости школьников, но не об этом...
Вообщем, да, проблема есть и от неё нужно избавляться. Просто ограничить себя от этого и всё. Изучать всё углублённо, а не поверхностно. Вот как-то так :)

Ответить

Натали согласен!

Ответить

Да, дорогой и уважаемый, подписчик с загадочным именем Натали. Благодарю за отзыв. Хочу выразить признательность, за, ио что еще, есть молодые люди, которые так здраво относятся к, своему ментальному уму. Человек должен быть очень разносторонне развитой личностью. Но все же даже полезные занятия хороши в, меру. Все, что мы, кюупотребляем неразумно, сверх меры, также может нанести вред. Я бы Вас рекомендовала выбрать литературу и художественные фильмы приодели одной тематике и углубляться в одну тему хотя бы на 3 месяца. Потом переключиться на что то другое. Это как знмлекопаиели, ищущие золото. Если они будут копать в одном месте, применяя разные лопаты, они могут так угробиться, что не только ничего не найдут, но и притумят свои лопаты. Поэтому надо все время надо менять дислокацию. Так и с новой темой. Поэтому в институте курсы по разным предметам и рассчитаны на три месяца. Желаю успеха. Заходите на блог почаще, самым активным своим подписчикам я буду готовить призы.

Ответить

С детства привили любовь к чтению, сейчас предпочитаю книги, любому электронному досугу

Ответить