Возможные проблемы российского бизнеса в 2024 году и перспективные ниши

Возможные проблемы российского бизнеса в 2024 году и перспективные ниши

Меня зовут Евгений Свешников, я EdTech-предприниматель. На рынке онлайн-образования уже 3 года. Начал бизнес в 2020 году в эпоху перехода сотрудников на удаленный формат, когда онлайн стал набирать всё большую популярность, а рынок EdTech стремительно развивался.

Уже тогда я усвоил, что конкурентоспособность нашей компании зависит от владения актуальной информацией. Каждый год российский бизнес сталкивается с разными трудностями, поэтому важно вовремя уметь отследить их и предпринять меры. Я слежу за тем, куда движется рынок и какие происходят изменения.

Начну с близкой мне ниши психологии. По данным исследований интерес к нише психологии активно растет с 2020 года и продолжит расти в этом году.

Какие основные проблемы мы наблюдаем?

Несмотря на продолжающийся рост интереса к этой профессии, существует ряд проблем, которые возникают при реализации онлайн-образования.

Первая и, на мой взгляд, основная проблема, которой мы обеспокоены, — возможные изменения в законодательстве. Есть вероятность внесения изменений в законопроекты в нише психологии: готовится ряд законов о психологической помощи, а также планируется утвердить наличие высшего образование у психологов на законодательном уровне, которые, вероятно, коснутся нашего проекта Smart — международного онлайн-института психологии. Поэтому мы держим руку на пульсе, следим за обновлениями и при необходимости будем предпринимать меры.

Вторая проблема — увеличение ставки ЦБ. Ставка влияет на коммерческие банки, а они, в свою очередь, повышают ставку на кредитование. Это не только проблема EdTech. Большая часть бизнеса живет на кредитно-заемных деньгах. Деньги стали дороже, финансировать какие-то проекты стало сложнее или фактически невозможно. Мы все понимаем, для чего это было сделано, но факт есть факт: кредитование стало получить сложнее.

Мы напрямую зависим от процентной ставки: наши продукты по стоимости выше среднего, и чаще всего наши потребители используют рассрочки для оплаты. Из-за того, что ставка поднялась, платежи по рассрочке стали выше. У банка увеличились риски, которые он, в свою очередь, перекладывает на клиента в качестве одобряемости. Снижение одобряемости сказывается на покупательской способности клиентов. И если такая тенденция продолжится, то, вероятно, за этим последует стагнация рынка.

Какие ниши в EdТech перспективные?

Я не собираюсь останавливаться на развитии двух проектов. Для себя выделяю перспективную нишу в онлайн-образовании — IT-направление. На рынке наблюдается острая нехватка специалистов, которые могли бы занять этот сектор. В стране есть вузы, специализирующиеся на IT, но открыты они были не так давно и пропускная способность вуза ограничена.

В прошлом году мы попробовали зайти на этот рынок: создали онлайн-институт IT-технологий, но возникли сложности. Специалисты в этой области сложные на подъем, они не привыкли работать в дедлайнах. Высокая ценность сотрудников из этой сферы сформировала высокую стоимость одного часа такого сотрудника, плюс рынок кадров в дефиците — это тоже влияет на стоимость на такого сотрудника.

Если сравнивать стоимость психолога и стоимость IT-специалиста, то второй выходит значительно дороже. Поэтому стоимость курса тоже растет: чтобы создать один курс без учета маркетинга, с учетом содержания команды, возможности конкуренции с крупными игроками рынка выходит за полгода 40 млн.

На данный момент мы не отказались от идеи развивать этот проект. Ниша IT перспективная и интересна нам, поэтому мы планируем привлекать внешние инвестиции, чтобы снова заходить в рынок, а пока проект заморожен.

Источник:

Начать дискуссию