Можно отчетливо заметить, что среди имеющихся точек зрения на феномен самореализации, исследователи большее внимание уделяют на понимание самого процесса самореализации, программу решения этого стремления в соответствии с мотивами, потребностями, ценностями и смыслами, но вопрос того, с каким исходным намерением происходит сличение выполненных действий как будто остается неосознанным и неизученным.
В полисистемной модели в исследовании самореализации личности С. И. Кудинов предлагает изучать ряд основных аспектов объекта анализа: системно-признаковый, включающий выявление основных элементов самореализации; системно-структурный, характеризующий взаимосвязи между элементами; системно-функциональный, представляющий функциональное единство этой целостности; системно-интегративный, показывающий новые свойства (образования) такой структуры; системно-развивающий, доводящий систему до результата соответствующего поставленной цели. По авторской модели учёного, «… самореализация – это совокупность инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристик обеспечивающих постоянство стремлений и готовность к самовыражению личности в различных сферах жизнедеятельности в процессе онтогенеза». Запуск всей системы происходит посредством установочно-целевого компонента, включающего определенные цели, намерения. Представленная концепция С. И. Кудинова отличается приданием значимости изучения системно-развивающего блока в исследовании самореализации. Это подчеркивает саморегулирующий характер такой сложной деятельности, что сравнимо с механизмом «акцептора действия» по П. К. Анохину и заключается в динамическом контроле достижения нужного эффекта. Если действие не приводит к желательной цели, в мозг поступают сигналы о «рассогласованности» результатов действий с исходным намерением, и попытки решить задачу продолжаются. Поэтому, можно предположить, что весь план самореализации включает в себя действия прошлого, настоящего и будущего. Отсутствие учёта хотя бы одного из временных аспектов останавливает этот процесс.
Ролло Мэй в своей концепции формирования личности, освещенной в труде «Человек в поисках себя», на кульминационной стадии, называемой творческим самоопределением, приводит аналогию с самореализацией. Это фаза уменьшает расщепление между объективностью и субъективностью и индивид расширяет границы осознания им своего «Я» и собственного мира, что тесно граничит с креативностью. На этом уровне обретают смысл и значение действия и опыт человека на менее важных уровнях. Представленная трактовка изучаемого феномена подчеркивает расширение пространственных границ личности. Человек начинает замечать применимость и значимость своего «Я» во всей общественной системе. В такие моменты, опираясь на все вышеизложенное, полученный результат жизнедеятельности субъекта наиболее близко соответствует исходному намерению. Тогда личность способна уверенно реализовывать свою самость.
Каждой личности присущи свои особенности этого самовыражения, объективизации и самореализации. Адекватность или неадекватность проявления своего «я» объясняется чувством самолюбия. Именно оно (самолюбие) является фундаментом развития ценностно-нравственной сферы индивида и движущей силой активизации «я», но не замкнутое «в себе» и «для себя», а в соотнесении личности с внешним миром, окружающими людьми. Таким образом, исходное намерение должно нести ценность не только для самого субъекта на пути к самореализации, но и иметь смысл для всего общества.
ЖАЛОБА!!! Данная статья размещена с нарушением всех прав интеллектуальной собственности! т.е. от слова до слова, без единой ссылки на истинного автора! Это МОЯ (Радзион Натальи Геннадьевны) научная статья, представленная на LXXVIII Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» и опубликована в сборнике №1 (75), в т.ч. на сайте sibac.info. Подтверждающие документы, сертификат участия конференции и справки направила на эл. почту: secret@vc.ru. Прошу незамедлительно убрать ее с вашего сайта и принять меры к недопущению таких фактов со стороны пользователей Вашего ресурса.