САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ

Темп развития современного общества требует от человека обладания множеством знаний, умений и навыков. Освоение цифрового пространства позволяет безгранично расширять зону жизнедеятельности людей, автоматизируя и роботизируя производственные процессы. На предприятиях наступает период непрерывных нововведений в форме программных продуктов, одни их которых облегчают рабочие функции, другие забирают освобожденное время в форме онлайн активностей, участие в которых зачастую является обязательным. В этом потоке движений вопросы самореализации личности обретают особую актуальность.

Важности осознанного существования человека с пониманием места в этом мире посвящено большое количество научных работ. С разных сторон как объективной, так и субъективной реальности исследователи подходят к пониманию феномена личностной самореализации, модели самореализации личности. Данная модель представлена следующими основными блоками: «хочу», «могу», «надо», принятие решения и реализация. Все выделенные критерии обусловлены мотивационно-потребностной сферой, мотивационно-смысловыми связями и смысложизненными и ценностными ориентациями.

Л. А. Коростелева определяет изучаемый феномен как «… осуществление самого себя в жизни и повседневной деятельности, поиск и утверждение своего особого пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего существования в каждый момент времени».

В психоисторическом контексте, по мнению Э. В. Галажинского, самореализация личности представляет собой «… постепенно осознаваемый людьми процесс реализации собственных возможностей, который все более становится понятным людям как то, что обеспечивает смысл и ценность их собственно человеческого существования».

Можно отчетливо заметить, что среди имеющихся точек зрения на феномен самореализации, исследователи большее внимание уделяют на понимание самого процесса самореализации, программу решения этого стремления в соответствии с мотивами, потребностями, ценностями и смыслами, но вопрос того, с каким исходным намерением происходит сличение выполненных действий как будто остается неосознанным и неизученным.

В полисистемной модели в исследовании самореализации личности С. И. Кудинов предлагает изучать ряд основных аспектов объекта анализа: системно-признаковый, включающий выявление основных элементов самореализации; системно-структурный, характеризующий взаимосвязи между элементами; системно-функциональный, представляющий функциональное единство этой целостности; системно-интегративный, показывающий новые свойства (образования) такой структуры; системно-развивающий, доводящий систему до результата соответствующего поставленной цели. По авторской модели учёного, «… самореализация – это совокупность инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристик обеспечивающих постоянство стремлений и готовность к самовыражению личности в различных сферах жизнедеятельности в процессе онтогенеза». Запуск всей системы происходит посредством установочно-целевого компонента, включающего определенные цели, намерения. Представленная концепция С. И. Кудинова отличается приданием значимости изучения системно-развивающего блока в исследовании самореализации. Это подчеркивает саморегулирующий характер такой сложной деятельности, что сравнимо с механизмом «акцептора действия» по П. К. Анохину и заключается в динамическом контроле достижения нужного эффекта. Если действие не приводит к желательной цели, в мозг поступают сигналы о «рассогласованности» результатов действий с исходным намерением, и попытки решить задачу продолжаются. Поэтому, можно предположить, что весь план самореализации включает в себя действия прошлого, настоящего и будущего. Отсутствие учёта хотя бы одного из временных аспектов останавливает этот процесс.

Ролло Мэй в своей концепции формирования личности, освещенной в труде «Человек в поисках себя», на кульминационной стадии, называемой творческим самоопределением, приводит аналогию с самореализацией. Это фаза уменьшает расщепление между объективностью и субъективностью и индивид расширяет границы осознания им своего «Я» и собственного мира, что тесно граничит с креативностью. На этом уровне обретают смысл и значение действия и опыт человека на менее важных уровнях. Представленная трактовка изучаемого феномена подчеркивает расширение пространственных границ личности. Человек начинает замечать применимость и значимость своего «Я» во всей общественной системе. В такие моменты, опираясь на все вышеизложенное, полученный результат жизнедеятельности субъекта наиболее близко соответствует исходному намерению. Тогда личность способна уверенно реализовывать свою самость.

Каждой личности присущи свои особенности этого самовыражения, объективизации и самореализации. Адекватность или неадекватность проявления своего «я» объясняется чувством самолюбия. Именно оно (самолюбие) является фундаментом развития ценностно-нравственной сферы индивида и движущей силой активизации «я», но не замкнутое «в себе» и «для себя», а в соотнесении личности с внешним миром, окружающими людьми. Таким образом, исходное намерение должно нести ценность не только для самого субъекта на пути к самореализации, но и иметь смысл для всего общества.

Подводя итог всему вышесказанному необходимо отметить, что все подходы к изучению самореализации личности абсолютно верны. Она действительно включает в себя процесс общественных отношений, в ходе которого человек обретает свою самость, что происходит через пробы самовыражений и самоактуализаций. Некоторые из них утрачивают свой смысл, другие реализуются. Потенциалом обладают те формы своего «я», которые имеют ценность в общем коллективном сознании. Эта интеграция проявлений «себя» в обществе будет определять вклад конкретной личности в общее пространство всего человечества. И здесь важно не только наличие определенных характеристик у субъекта, но и его готовность к самоотдаче. Возможно, масштаб такой доли «себя» и есть исходное намерение каждого человека, по которому происходит оценка достижения самореализации.

1 комментарий

ЖАЛОБА!!! Данная статья размещена с нарушением всех прав интеллектуальной собственности! т.е. от слова до слова, без единой ссылки на истинного автора! Это МОЯ (Радзион Натальи Геннадьевны) научная статья, представленная на LXXVIII Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» и опубликована в сборнике №1 (75), в т.ч. на сайте sibac.info. Подтверждающие документы, сертификат участия конференции и справки направила на эл. почту: secret@vc.ru. Прошу незамедлительно убрать ее с вашего сайта и принять меры к недопущению таких фактов со стороны пользователей Вашего ресурса.

Ответить