Придорожные аллеи — это не только красота, но и практическая необходимость

Если раньше мы воспринимали аллеи, только как декоративное явление, сейчас же аллеи больше выступают как средства защиты дорог от влаги и грязи, и как барьер, защищающий жилую застройку от тяжёлых металлов и примесей в воздухе.

Аллея – пешеходная или проезжая дорога (обычно в парке или в саду) , обсаженная по обеим сторонам деревьями, иногда в сочетании с кустарниками.

Придорожные аллеи — это не только красота, но и практическая необходимость

Наибольшей подвижностью тяжелые металлы обладают в кислых почвах, поскольку в кислой среде слаборастворимые окислы металлов и фосфаты переходят в ионную форму, легко усваиваемую растениями. Увеличение кислотности почвы на 1,8-2 единицы (диапазон изменения pH для почвы составляет 4-6,5) приводит к увеличению подвижности ионов свинца в 3-6 раз, цинка в 3,8-5,4 раза, кадмия в 4-8 раз, меди в 2-3 раза, что в свою очередь ускоряет проникновение ионов тяжелых металлов в клетки растений.

Придорожные аллеи — это не только красота, но и практическая необходимость

Причины проведения высадок дорожных аллей:

· Улучшение качества дорожного полотна – деревья, высаженные вдоль обочины, не позволяют насыпи осыпаться и тем самым предотвращают разрушение дорожного полотна.

· Создание тени и понижение температуры – разница температуры асфальта на солнце и газона в тени может достигать более 20 градусов. Вырубка деревьев в городской застройке будет образовывать зоны повышенной теплоотдачи.

· Удерживание влаги – деревья и газон помогают в просушке тротуаров и дорог. Основное количество осадков задерживаются в местах зеленых насаждений.

· Уменьшение эрозии почвы – деревья уменьшают действие эрозионных сил, используя свои корневые системы и листву. Корни деревьев начинаются с толстых стеблей, которые разветвляются на тонкие нити, образуя сеть гибких усиков, которые помогают стабилизировать почву вокруг дерева и удерживать ее на месте.

Как почва, так и растения загрязняются в результате работы транспорта (автомобильного, железнодорожного, авиационного) , а также предприятий машиностроительной, металлообрабатывающей, химической и энергетической промышленности. Так, свинец поступает а атмосферу и почву из выхлопного газа двигателей внутреннего сгорания. Кадмий, медь, свинец, цинк – в результате истирания автопокрышек. Цинк и медь – вместе с атмосферными осадками, то есть из промышленных и транспортных выбросов. Кадмий, марганец, никель, свинец (до 80%) – с органическими удобрениями (в частности, с осадками сточных вод, по «удобрительной» ценности не уступающими подстилочному навозу) , а также с известковыми удобрениями (каменоугольный, сланцевой золой) .

Симптомы отравления растений тяжелыми металлами:

· Замедление роста и развития

· Изменение цвета

· Увядания листьев

· Уродливость и недоразвитость корневой системы

Придорожные аллеи — это не только красота, но и практическая необходимость

В природе не существует растений, концентрирующих все тяжелые металлы, каждое растение аккумулирует определенные элементы. Например, одуванчик лекарственный и полынь обыкновенная накапливают медь, цинк, железо, свинец, марганец; горчица полевая и белая – селен; гречиха сахалинская и кукуруза – свинец; горец, щавель и гречиха – кадмий. Правильно подбирая растения, можно очищать почву от примесей тяжелых металлов.

Придорожные аллеи — это не только красота, но и практическая необходимость

Основываясь на всём вышесказанном, можно утвержать, что увеличение количества деревьев вдоль проезжих частей поможет снизить уровень экологической загрязненности. Улучшить техническое состояние транспортной системы и уменьшить количество пыли и грязи на дорогах и тротуарах.

22
Начать дискуссию