Сокращение по-пиратски: как собрать стартап внутри корпорации и стать эффективнее

Привет! Мы — команда «Пиратская дюжина», участники учебного проекта Product Games: 8 недель, 8 спринтов создания продукта из ИИ и палок + дергающийся глаз в комплекте (поэтому мы и закрываем его пиратской повязкой)

Хотим поделиться историей о том, как мы из корпоративной модели на 10 человек через 5 недель превращаемся в реальный стартап.

Вот, что у нас получилось на сегодня: ИИ-эксперт по кратному росту бизнеса Дейви https://t.me/businessgrowthexpert_bot — переходите, тестируйте, пишите в комментариях, что он вам посоветовал. Это займёт минут 10

Оптимизация процессов и сокращение численности сотрудников становятся актуальными задачами, особенно для предприятий среднего размера. Расскажем на своем примере:

  • почему иногда «меньше людей — значит лучше»;
  • как настроить бизнес-процессы, чтобы создать компактные, эффективные и продуктивные команды;
  • как собрать продукт за месяц и получить первые продажи.

Откладывайте все дела на ближайшие семь минут, наливайте ром или чай, запасайтесь печеньками, а мы начинаем наш рассказ.

Глава 1. Распределение участников по командам и первые две недели проекта

Организаторы проекта рандомно распределили участников по командам — примерно по 10 человек в каждой. Никто друг с другом ранее не был знаком, все из разных городов и стран. Нам повезло, у нас оказались специалисты широких компетенций: и маркетологи, и разработчики, и продакты. Некоторым командам повезло чуть меньше — у них, например, не было технических специалистов. Все прямо как в жизни — работаем с тем, что есть.

Первые две недели были похожи на жизнь в корпорации: утренние и вечерние митапы (по 5-6 часов в день, правда-правда) и огромное желание как можно скорее синхронизироваться, найти общий язык и дойти до победного. А как итог — горячие обсуждения, споры, заполнение табличек со скиллами каждого, снова обсуждения и снова споры.

Оценка сотрудников по их вкладу и навыкам

Таблица со скиллами помогла нам буквально за день понять наши сильные стороны и места, где мы точно буксанем. Распределение задач мы вели с оглядкой на эти данные.

Выбор Капитана и продукта

Каждой команде организаторы предложили кейс. Можно было удариться в разработку «под заказ», а можно было пивотнуться и сделать что-то свое. Мы выбрали второе и сразу же столкнулись с тем, что каждый член команды начал гнуть свою линию. У нас было 14 гипотез, и каждый хотел делать что-то близкое и понятное одному ему. Бизнес-сообщество, платформу, ассистента для ведения соцсетей, чат-бота… Мы обсуждали и спорили, оценивали «за» и «против» и даже делали презентации друг для друга. Но чтобы куда-то реально побежать, нам нужен был Капитан и ровно одна идея. Две недели этой вакханалии всех окончательно вымотали. И тут наш трекер — это такой старпом, боцман и штурман в одном лице, который помогает командам «добежать» до работающего продукта, привел нас к пониманию, что на время, пока Капитан не проявился, каждый из нас будет «Лидером дня» по очереди.

Каждый день «Лидер дня» координировал всех по задачкам, проверял выполнение домашек, координировал время встреч и отвечал на вопросы команды. Могло ли так продолжаться дальше? Может ли корабль бороздить океаны рынка без Капитана? Ахаха, конечно же нет!

Сокращение по-пиратски: как собрать стартап внутри корпорации и стать эффективнее

Мотивация и лидерство в небольших группах

А Капитан все не объявлялся и не объявлялся целых две недели. Организаторы загадочно говорили: «Он найдется сам», и на третью неделю нам стало понятно, кто это…

Тот, кто:

  • утром напоминал «Лидеру дня» о том, что его ждет
  • раздавал членам команды задания
  • поддерживал шуткой
  • отдувался за всех каждую пятницу на питчах
  • вел учет всего и вся

и в итоге очень естественно и единогласно превратился в Капитана нашей команды.

Глава 2. Все, что нас не убивает, потом об этом пожалеет!

Как проходил курс — утром теория и домашка, днем разобраться как решать, вечером сдать. Тайминг жесткий. Провалил, не успел, не сделал — снимаются итоговые баллы с команды. И так каждый день за исключением воскресенья, когда все-равно все собирались на получасовой созвон.

Одной из сложнейших задач для всех стало выделение сегмента, определение его поведения, JTBD-интервью.

Сокращение по-пиратски: как собрать стартап внутри корпорации и стать эффективнее

На четвертой неделе организаторы приняли сложное решение поставить проект на паузу — все команды провалили интервью, необходимо начинать сначала. «Люда, у нас отмена! Ваши интервью провалены, начинайте сначала». В итоге решили отдохнуть недельку, переобуться, и с новыми силами в бой.

Увы, но все отреагировали по-разному. Кто-то был рад взять паузу, а кто-то был возмущен и покинул проект. Как мы поняли чуть позже, так случилось по нескольким причинам:

  • все мы затратили кучу времени на работу по курсу
  • работа и созвоны велись ежедневно по нескольку раз, даже в выходные
  • мы сожгли всю базу с близкими контактами, а идти второй раз на интервью в 40 минут было откровенно ну так себе
  • на основном месте работы начали скапливаться долги, а задач по обучению не становилось меньше.

Вот, кстати, наш результат после очередного пивота — ИИ, который за 10 минут диагностирует бизнес не хуже консультанта с 3-х летним опытом и находит, где вы недополучаете деньги

Как ускориться? Технологии

На курсе мы попробовали массу инструментов, завязанных на ИИ. Наверное, самое полезное и качественно работающее — это расширение для Google Sheets и сам ChatGPT (еще Claude ничего), потому что таблиц у нас много. Очень много. Остальные инструменты, которые мы пробовали, эффектны в плане подачи результатов, но выдают слишком непредсказуемый результат.

Slides AI, Beautiful.AI, Amaze, Adalo – интересные представители индустрии новоиспеченых стартапов на базе ИИ. Потыкайте на досуге
Slides AI, Beautiful.AI, Amaze, Adalo – интересные представители индустрии новоиспеченых стартапов на базе ИИ. Потыкайте на досуге

Глава 3. Перестройка в стартап

Через неделю после провальных JTBD-интервью стало очевидно, что несколько человек команды не хочет больше продолжать работу и ушли. Нас осталось катастрофически мало, но мы были в тельняшках!

Слишком стремительное уменьшение численности команды и какие риски оно несет:

Риск 1: перегрузка оставшихся сотрудников

Риск 2: снижение морального духа. Именно такой дизморал мы и словили, когда у нас резко перестала существовать часть команды.

Но как раз на этой стадии оставшиеся сплотились, и на морально-волевых потащили проект. Ну и конечно, наш трекер не давал нам сдуться. За целый месяц мы успели не только сработаться, но и подружиться, а зоны ответственности поделили по интересам. Один стал отвечать за техническую реализацию, остальные пошли в JTBD, продажи и маркетинг. Каждый тащил как мог.

К слову, на этом этапе поняли, что разработчика все-таки может заменить только разработчик, поэтому берегите своих технарей :)

На удивление утренних и вечерних митапов стало в разы меньше, домашки мы стали делать и сдавать за 15 минут. Договариваться, пивотиться и тестировать гипотезы стало нереально просто. Минусы — больничный или семейные дела ценного (равно любого) участника стали критичными. Вся коммуникация команды проходила в чате в Telegram. Вот скрин из рабочего пространства команды:

Сокращение по-пиратски: как собрать стартап внутри корпорации и стать эффективнее

На одной из недель заболела вся команда нашего стартапа. Но мы собирали остатки сил и голоса, проводили интервью и сдавали домашние задания. Никаких оправданий, и только вперед!

Глава 4. Стартап с уклоном во взаимозаменяемость

Мы стали больше обмениваться нашими зонами ответственности, чтобы не допускать простоя. Надо сказать, что это тоже происходило довольно естественно, по интересам. «Мне интересно в этом разобраться — научи!». Ну и главное, если бы не продажи на самых ранних этапах, мы бы, скорее всего, потеряли веру в продукт и не затащили. Да-да, не успев толком допилить даже MVP, мы сделали целых три продажи! Пиастры, знаете ли, очень мотивируют не бросать на полпути.

В компактных командах особенно важна качественная коммуникация. Недостаточное взаимодействие и неполнота информации могут стать источником конфликтов и проблем.

Глава 5. Трекер и фокус на главном

Отдельно скажем пару слов о том, почему трекер необходим стартапу как ветер нужен парусам. Трекер — это такой специалист, который помогает команде стартапа фокусироваться на одной главной задаче в неделю. И помогает поменять мышление. Где фокус — там и результат, знаете же сами. А еще трекер подсвечивает ценное, что команда может попросту пропустить из-за сверхзагруженности, что с нами и произошло. А еще иногда просто по-человечески мотивирует, напоминая о результатах. Что-то вроде «У вас же была продажа! Почему вы не делаете это дальше, вы же такие крутые?» — наша реальная история. Мы продали, но не поверили в ценность.Но трекер может помочь не только стартапу. Бизнесу, который на плаву уже 5+ лет, трекер может помочь преодолеть ощущение, что перепробовали уже все, а развития нет. А самое главное — помочь выйти из стагнации и получить заветный кратный рост (пружина сжимается, иксы неизбежны!). При этом многие трекеры — сами успешные предприниматели, прошедшие необходимое обучение и сертификацию.

Жим со штангой лежа, который мы просто посмотрели в ютубе, сил нам не прибавит. Поэтому в тренажерке мы нанимаем персонального фитнес-инструктора, который расскажет как. Также и в бизнесе — трекер помогает быстрее и с меньшими потерями достичь конкретных целей.

Продукт, который мы делаем на курсе — это лишь часть инструментов хорошего трекера. И если вам хватит смелости пуститься в большое плавание за крупными деньгами (то есть, делать большой бизнес), наш ботик в этом тоже поможет вот ссылка на него. Мы все также будем рады, если ты перейдешь, протестируешь и дашь нам в комментах к статье обратную связь 🙂

Сокращение по-пиратски: как собрать стартап внутри корпорации и стать эффективнее

Выводы

Хотите, чтобы ваша команда стала более маневренной и эффективной? Угоните Черную Жемчужину! Размышляете о быстром росте? Сделайте из ваших сотрудников пиратов!

Выделите 4-5 участников группы, с дополняющими друг друга компетенциями. Например, классическая четверка: капитан — тимлид, боцман — маркетолог, штурман — аналитик, старпом — разработчик. Главное, чтобы участие было добровольным и увлекательным для каждого. Предоставьте свободу действий, поощряйте творческие сессии и поставьте перед командой увлекательные задачи: например, тестирование новых маркетинговых каналов, создание инновационного продукта или революция в дизайне.

Вы удивитесь тому, на что способна такая пиратская команда за короткий срок, всего за месяц.

Риски:

  • команда может увлечься, увидеть возможности, сделать свой продукт и уволиться :D
  • могут не найти решения (но это тоже плюс: зато сколько гипотез уже проверено);
  • встанет операционка, если не перераспределить задачи;
  • не будет подробной документации, максимум – финальные артефакты.

Возможности:

  • Хотя 90 из 100 гипотез могут не сработать, 10 из них могут принести значительные результаты;
  • Повышение вовлеченности сотрудников в процесс;
  • Новые формы взаимодействия в команде улучшают общую атмосферу в компании;
  • Практика такого рода может служить отличной профилактикой выгорания сотрудников.

Дерзайте! Успехов в ваших начинаниях и семи футов под килем!

Продолжение следует...

14
13 комментариев
Комментарий удалён модератором

Согласны! На это нужен азарт, силы и смелость

Ответить
Комментарий удалён модератором

Спасибо, скоро порадуем вас продолжением!

Ответить

Интересный путь! Наша компания работала с трекером, рост был стремительный. Авторам благодарность за интересную статью👌

2
Ответить

Спасибо! Следите за продолжением 😏

1
Ответить

Не видел ничего нового. Банальность.

2
Ответить