Ритм в композиции. Часть I

«Художники древнего мира подметили, что в природе существуют определённые, довольно прочные закономерности, например: периодичность в смене времен года, симметричность в построении и т.д. отсюда берут свое начало такие композиционные закономерности, как симметрия и ритм.» из книги Е.В.Шорохова «Основы композиции»

Ритм в композиции. Часть I

Ритм в музыке образует последовательность длительностей (звуков и пауз). В визуальной композиции аналогично. Визуальный ритм можно простучать или прохлопать в ладоши, как в мелодии. Такое задание даже дают на первом курсе художественного вуза.

Ритм в композиции. Часть I

Пример самый первородный бионический – это флора. Цветы колокольчика на определённом расстоянии и под определенным углом располагаются на стебле, что создает свой ритмический рисунок. У каждого цветка он свой.

Ритм в композиции. Часть I

Пример сложного ритма как с фонетической точки зрения, так и с типографической точки зрения в стихотворении состоящем из всего одного предложения "A leaf falls loneliness" Эдварда Эстлина Каммингса. Произведение показывает как можно создать ритм не только звуком, но и способом написания стихотворения. Художникам и дизайнерам очень полезно изучать стихи с ритмической точки зрения. Ритм Есенина разительно отличается от Маяковского, или Высоцкого.

Оскар Клод Моне "Прогулка. Дама с зонтиком", 1875
Оскар Клод Моне "Прогулка. Дама с зонтиком", 1875

Пример с работой Клода Моне показывает, что можно наслаивать разные ритмы друг на друга, и вместе они будут создавать тонкую красивую мелодию мазков, текстур, фактур и цвета.

Robert Motherwell
Robert Motherwell

Пример живописи Роберта Мазервелла (Robert Motherwell) он вообще очень тонко и вдумчиво подходит к ритму. На этом приёме построена вся его живопись, тут он специалист. Его можно просто взять и разобрать по ритму целиком, прям все работы по порядку. Очень полезная практика.

Robert Motherwell The Voyage, 1948-1949
Robert Motherwell The Voyage, 1948-1949

Ритм по сути создается контрастом. Контрастом маленького и большого, тёмного и светлого, плоского и объёмного, гладкого и шероховатого – всё это создаёт разницу между длительностью одного и другого. Как долго «звучит» гладкий овал и как долго «звучит» колючая звездочка? Как долго «звучат» чёрные клавиши и как долго «звучат» охристые на картине Мовервела «Путешествие»? Контраст требует отдельного разбора разумеется. Он обязательно будет в другой статье, но, говоря о ритме, его просто нельзя не упомянуть. Они крепко завязаны друг на друге. Контраст – это инструмент для создания ритма.

Ритм в композиции. Часть I

Пример с Рубенсом тоже довольно занимательный. В работе «Снятие с креста» (1617—1618), такое крестообразное движение, где фигуры почти перпендикулярны по отношению к движению фигуры Христа. Ритм фигур почти равномерен, они плотно обступили Христа и движение их вытянутых рук ещё больше подчеркивает направление нашего внимания – всё к центру. При этом, как мне кажется, ритм сверху вниз разреженнее становится.

Положение во гроб,   Караваджо (1604)
Положение во гроб, Караваджо (1604)

Пример Караваджо — это пример ритма с паузой. Он походит на раскрывающуюся книжку и создаёт необходимое напряжение в картине, направляя наше внимание к фигуре Христа. Пауза возникшая между телом и плитой (или деревянным помостом, простите, не знаю что это) как пауза или переходное состояние из живого в мёртвое. То есть в этом примере цель достигается и с помощью ритма и с помощью паузы одновременно.

Частый пример ритма из словарей это картина Ф. Ходлера «Выступление Йенских студентов в 1813 г.». Она только на первый взгляд лобовая по приёму и банальная.

Ритм в композиции. Часть I

В этой работе много ритмов: оружия, строевого шага, лошадей. Другой слой работы, например, – это ритм чёрного и белого (можно считывать работу и так). Плюс ритм верхней части работы упорядоченный и почти размеренный входит в контакт с нижней частью более хаотичной и динамичной. В картине, как мы видим, много слоёв для анализа. В следующей заметке будет разбор ритма уже с точки зрения метра и темпа.

77
1 комментарий

Ну да... а затем рисуешь черный квадрат - и навечно вписываешься в анналы истории живописи как величайший первопроходец и новатор. Ну и конечно же непримиримый борец с академизмом... )