ЦАРИЦА КОРСУНСКАЯ. ПОМЕЩИЦА С МАНИЕЙ ВЕЛИЧИЯ

Из записной книжки статского советника Мочульского Порфирия Николаевича

ЦАРИЦА КОРСУНСКАЯ. ПОМЕЩИЦА С МАНИЕЙ ВЕЛИЧИЯ

В северной части Малоархангельского уезда, находится село Корсунское.В усадьбе, на конце села, жила знаменитая помещица Р. Ее фамилии никто не называл. По одной из версий – это была помещица Рогозина, по другой – Рудакова. Это не важно, поскольку она была известна во всей Орловской и Тульской губерниях под именем «Царицы Корсунской». Такой громкий титул помещица придумала себе сама! Но это еще не самое забавное, все интересное впереди!

Она окружила себя придворным штатом: у неё были свои камергеры, камер-юнкеры, камер-пажи, шталмейстеры, статс-секретари, фрейлины и прочие. Для всех их она изобрела особые мундиры и платья, обшитые золотыми и серебряными галунами. Она выслушивала доклады и клала резолюции, подписывая одно только своё имя, казнила и миловала, награждала чинами, окладами и одним взмахом руки лишала всех милостей и ссылала на хутора.

Все указания, выдаваемые ею, передавались только письменно через придворную канцелярию. Она редко появлялась перед своими подданными. Видеть ее могли только придворные чины, а чтобы кто-то посторонний смог ее увидеть, необходимо было подать заявление в канцелярию, дождаться дня отчета статс-секретаря и, наконец, получить официальное уведомление о назначении аудиенции в определенный день и час.

Прием она устраивала в зале, сидя на троне и окруженная придворным штатом. При приеме существовал определенный этикет, который был обязателен для всех. В праздники ее несли на троне камергеры и камер-юнкеры по аллее в церковь, где она слушала богослужение, а затем возвращали таким же способом.

Ее выезды также были организованы с торжественностью. Лицо, которое она собиралась посетить, заранее уведомлялось об этом. Она ехала в громадном дормезе, запряженном шестеркой лошадей с форейтором. За ней стояли камер-пажи, а камергеры и камер-юнкеры сопровождали поездку верхом на лошадях.

У нее была своя полиция, которой командовал полицмейстер и которая следила за порядком как в усадьбе, так и на владении. Было также особое войско, одетое в одинаковую форму и вооруженное ружьями. Часовые день и ночь охраняли всю усадьбу, стояли у входа, по аллеям парка, у входа в дом и в самом доме, соблюдая поразительную дисциплину. Однако поддержание примерной дисциплины и содержание самого войска не требовало никаких забот или материальных затрат, поскольку все солдаты были деревянными. Впоследствии, когда ее слава угасла, наследники, получившие владение имением, зимой топили печи в доме этими деревянными солдатами.

Госпожа Р. иногда устраивала пиры, которые отличались невероятной роскошью. Фонари, люстры и факелы горели круглые сутки. У входа в усадьбу росли два больших дерева - у одного из них размещался оркестр музыкантов, а у другого - хор певцов. Каждого гостя они встречали и провожали пением и музыкой. Угощение включало богатство и разнообразие блюд и напитков, полностью соответствующих роскошной обстановке.

Но как известно, рано или поздно, праздник жизни заканчивается.

Последние дни своей жизни царица Корсунская провела в крайнем унижении и даже нищете. Наследники добились признания её ненормальною, овладели её имением, выгнали её из усадьбы и даже не позаботились об её пропитании. Она поселилась в крестьянской избе и питалась лепёшками, которые приносили ей сердобольные крестьянские бабы. Смерть её прошла не замеченною.

Такая судьба шальной царицы.

реклама
разместить
Начать дискуссию