Лайкдилеры

Недавно закончилась цепь увольнений. Один ушёл, второй, третий... На прощальном интервью все назвали разные причины. Зная историю появления, развития, восхождения этих людей на пьедестал, легко увидеть - причина одна. Кто-то подсадил ребят на лайки за вполне определённое поведение, подходы, ценности и результат, а потом... Стоп, начну издалека - с негативной мотивации. С дизлайков.

Негативная мотивация крайне важна. Правда, инструмент опасный, и применять надо осторожно. И, к сожалению, придётся учитывать личность мотивируемого.

Важен баланс позитивной и негативной мотивации. Скорее даже не количественный, а частотный – как часто позитивная сменяется негативной.

Если долго применять только позитивную мотивацию, то потом сложно вставить негативную, потому что человек подсаживается на лайки и негатив примет слишком близко к сердцу, спроецирует на свою личность. И сделает это бессознательно.

Поэтому лучше разбавлять позитивную мотивацию негативной. Разумеется, и та, и другая должны быть качественными и содержательными. Вы же наверняка читали книги и советы по позитивной мотивации – нужно не просто лайкнуть человека, а найти в его работе то, что действительно стоит похвалить, чем он гордится, к чему приложил особенные усилия.

С негативной мотивацией – точно так же. Просто полить говном несложно – у нас у всех оно под горлом булькает, только разреши на другого вывалить. А вот чтобы найти предмет для качественной и содержательной критики, придётся понаблюдать и подумать. Чтобы и по делу было, и, главное, в сердце било. Иначе же не будет мотивировать.

Если сильно хочется, можно применять только негативную мотивацию. Я пробовал, работает, никто никуда не разбегается и слёз не льёт. Просто негативная мотивация перестаёт восприниматься как негативная, и становится нейтральной. Иногда даже позитивной – если сумеете продать мотивацию, т.е. объяснить, что поливаете говном каждый день не просто так, а для реализации высшего замысла. Верят, слушают. Не всегда, не во всём, но в целом – можно.

В этом случае позитивная мотивация будет, как мороженое в пустыне. Раз в месяц можно лайкнуть – всю жизнь помнить будет.

Если запустили, забыли, и долго была или позитивная мотивация или, что чаще – никакой, то делать негативную вставку, во-первых, очень надо, во-вторых – нужно быть аккуратным. Подготовиться, чтобы не разбить человеку сердце. Не просто вылить ушат дерьма, а предварительно подготовить.

Например, если вы выбрали предмет для своего недовольства, можно попросить человека этот предмет проанализировать, оценить, дать заключение. Ну типа «сам что думаешь по этому поводу?». И когда он скажет «да вроде нормально» - ввернуть своё «а вот мне кажется, …». Ну и по спирали раскрутить.

Люди, которым недостаёт качественной и содержательной негативной мотивации, очень быстро превращаются в хрупких принцесс, с которыми придётся возиться, тщательно подбирая слова, методы и подходы. Для приличного руководителя такие сотрудники – дичайшая дичь.

Но самое поганое – такие люди сами страдают, хоть никогда в этом и не признаются, даже сами себе. Они – как капризные дети, которые уже не знают, чего хотеть. Они не могут просто работать и решать задачи. Они ждут, а то и требуют обязательного лайка. Нарываются на комплименты, всем рассказывают о своих результатах. Ходят, как зомби-попрошайки, вымаливая себе лайк. И капризность – ещё не самое страшное.

Намного ужаснее – зависимость от лайков, которая формируются у людей, получающих их по поводу и без повода. Это самая настоящая аддикция, которую человек не осознаёт, не видит, не понимает, но зависимость тлеет, а то и горит изнутри. И, к сожалению, как и любая зависимость, лайк-аддикция создаёт мощный канал, крючок для манипуляции.

Теперь внимание, опасная часть статьи. Никогда не применяйте её на практике. И следите, чтобы к вам не применили.

Лайк-аддикцию можно создавать искусственно. Цель может быть осознанной, серьёзной, или чисто по приколу, но, если довести дело до конца, этот самый конец всегда один – «подсевшему на лайки» придётся туго. Обычно дело доходит до увольнения. Но предшествует ему депрессия, выгорание, обида, падение результатов и доходов, токсичное поведение (если не знать истинной причины).

Итак, для создания лайк-аддикции у человека достаточно его много лайкать. Применять только позитивную мотивацию. Если лайкдилер – профессионал, то будет лайкать именно за то, за что человека потом выгонят.

Например, если в компании принято соблюдать сроки работ, то лайкать можно за их нарушение («ты настоящий Леонардо Да Винчи, художник, работаешь гениально, а не в срок»). Если принято соблюдение правил, то лайкать за отступление от них («ты создаёшь развитие через хаос, ты как глоток чистого воздуха в этом болоте»). Если принято писать только качественный код, то за быстрый говнокод («ты молодец, ты создаёшь новый поток – быстрое решение задач клиента, не то что все эти гики»). И т.д., простор для творчества огромный.

Дальше понятно. Лайкаем, лайкаем, лайкаем, потом перестаём. Человек уже подсел, ему нужна доза. Лайкдилер больше не даёт, человек идёт к другим, а они – не дилеры. Они ещё и «за ЗОЖ» топят – соблюдай сроки, пиши качественный код, соблюдай правила. У человека ломка. Все уже знают, что он «не такой, как все» - лайкдилер постарался. Быстро переобуться не получается. Остаётся только уволиться.

Честно скажу – я так никогда не делал. Но несколько раз видел, как это делают другие. Профессиональных лайкдилеров встретишь редко – это прям ему сильно надо насолить, чтобы чьё-то увольнение стало целью со столь сложной стратегией.

А вот случайные, непреднамеренные лайкдилеры встречаются сплошь и рядом. Любой руководитель, раздающий лайки без реальных достижений, или за совершенно рутинную работу и заурядные результаты – лайкдилер. Слезть с лайков не могут уже ни его подчинённые, ни он сам. Когда приходит осознание, и лайкдилер перестаёт поднимать палец вверх, большинство воспринимают это, как предательство, и уходят.

Поэтому не забывайте регулярно негативно мотивировать людей. Это хорошо и правильно, хоть и больно.

22
Начать дискуссию