Как посадить директора

Как посадить директора
Как посадить директора

Наша компания Schmidt & Schmidt существуют уже больше 12 лет, и мы оказываем услуги клиентам по всему миру. На конец 2021 года у нас был офис в Германии и в России и мы, разумеется, мечтали об экспансии.

Чем закончился наш поход на международный рынок и как мы потеряли деньги, описано ниже.

В начале 22 года нам потребовалось открыть офис в Казахстане. В принципе мы давно планировали это сделать, но определенные события этот процесс резко ускорили.

У нас там уже были отстроены некоторые бизнес-процессы, было много клиентов из Казахстана, поэтому офис нужен был реальный. Достаточно для начала было одного человека, но с функционирующим кабинетом, телефоном и всеми прочими делами.

Компанию мы зарегистрировали без особых проблем и очень недорого и начали искать в офис руководителя. Требовался человек разбирающийся на базовом уровне в местном законодательстве, немного понимающий в бухгалтерии и владеющий русским и английскими языками, так как в компании у нас много сотрудников, которые не говорят на русском и есть офис в Европе. В принципе руководить этому руководителю на первых парах предстояло только самим собой, и мы считали, что с этим справится любой человек с сохранным интеллектом.

В функционал нового директора изначально, кроме управления непосредственно офисом и решение организационных задач, должна была входить работа с корреспонденцией.

Нам не требовалось, чтобы он взаимодействовал с клиентами или подрядчиками. У нас довольно сложный бизнес, требующий длительного обучения сотрудников, которое даже в офисе, под присмотром коллег, занимает минимум 4 месяца, и мы четко понимали, что обучить человека удаленно будет затруднительно. Поэтому из оперативных бизнес-процессов наш директор филиала был исключен.

Мы поставили объявление на местный H.H. и стали собеседовать кандидатов, прособеседовали порядка 200, в целом ощущения были печальные. Отсутствие опыта, плюс зарплату в 3 тысячи долларов и машину с водителем тогда, по-моему, хотел каждый второй.

В результате нашли молодого и бойкого парня, с очень приличным образованием, он успел закончить МГИМО и получить диплом английского университета в области управления бизнесом. Очень убедительно говорил, владел русским и английским, имел адекватные представления о заработной плате и в целом производил весьма приятное впечатление. В принципе, как профессиональным жуликам и положено.

У него отсутствовал опыт управления предприятием и знания в бухгалтерии, но мы рассчитывали на то, что, имея степень магистра английского университета в менеджменте, человек сможет разобраться с этими вопросами.

После нескольких собеседовании в апреле 2022 года мы назначили его генеральным директором, и он приступил к поиску офиса, открытию расчётных счетов, подключению интернета, закупкам оборудования и прочим рабочим моментам.

Раз в неделю мы проводили с ним совещание где ставились задачи на неделю, обсуждался прогресс по текущим задачам и проводились инструктажи в первую очередь касающиеся комплаенса. Так как у нас компания международная, то мы уделяем огромное значение соблюдению законодательных норм, недопущению всяких коррупционных схем и так далее. Понимая, что Казахстан страна специфическая, мы обсуждали это постоянно.

На совещаниях наш новый директор очень бодро рапортовал о проводимой работе. Все задачи он понимал с полуслова, незамедлительно готовы был приступать к их выполнению, толкал очень мотивирующие речи, как будто он не директор филиала из одного человека, а лидер целого коллектива.

К сожалению результаты этой работы мы все никак не могли получить в документальном виде. Мы никак не могли получить от него копии налоговых деклараций, он все никак не мог сделать собственную фотографию на сайт, не мог почему-то нанять бухгалтера на аутсорс, не мог найти фрилансера для локального поискового продвижения. В общем разговоров было много, но в гранит они как-то все не отливались.

Все внезапно кончилось в августе 2022 года, когда нам потребовалось вернуть одному из клиентов деньги с казахстанского счета. По нашим данным там должно было быть порядка 20 тысяч евро на счету, которые предполагались на всякие текущие расходы и возврат в размере 1500 евро не предлагал каких-то проблем. Но наш директор почему-то никак не мог дать банку поручение на перевод.

Нас это несколько обеспокоило, и мы запросили у него выписки по счетам – там вроде все было красиво – но не бился дебет с кредитом, то есть были признаки манипуляций.

В результате я, как учредитель, вылетел в тот же день в Казахстан, пока я добирался, мы начали поиски нового директора. Мы решили, что мой внезапный визит в офис должен стать сюрпризом.

После прилета я провел встречу с кандидатом на должность нового директора, после чего отправился в офис, чтобы лично поприветствовать на рабочем месте руководителя нашего филиала. Его разумеется не оказалось на месте, через некоторое время он появился и мы смогли проникнуть в наш офис. Первое удивление мое состояло в том, что офис оказался микроскопическим кабинетом, где кое-как помещался один стол, хотя по договору аренды, который я видел, должно было быть минимум 30 квадратных метров и минимум два полноценных рабочих места.

В кабинете из оборудования стоял какой-то МФУ начального уровня, вместо которого по смете должно быть полноценное офисное устройство, что, впрочем, объясняло, почему у нас были сложности с получением сканов документов из Казахстана. Там элементарно не было устройства подачи бумаг в сканер. А на мебели, которую якобы закупали в офис, почему-то были инвентарные номера, то есть мебель принадлежала бизнес-центру и сдавалась вместе с офисом, хотя в копии договора на аренду, который мы согласовывали, было написано, что офис без мебели.

Разумных объяснений этим небольшим несостыковкам почему-то у директора не было. Из документов в офисе мне удалось найти только договор аренды офиса, и он, как оказалось, сильно отличался от того, который мне прислали на согласование. Офис по договору был 9 метров, а не 30, мебель по договору в офисе была, а стоимость была ниже в два раза.

Тем же вечером я встретился с нашим новым кандидатом на должность директора, подписал с ним трудовой договор и внес его в качестве руководителя в реестр юридических лиц. К счастью портал электронного электронных госуслуг там оказался весьма удобным и быстрым.На утро с новым директором мы поехали в банк и получили полную выписку по банковскому счету. На балансе было не 20 тысяч евро, а только около сотни, выписка показывала почти 1200 тысячи операций по банковской карте, которые в тайне от нас совершил бывший директор.

Оказалось, что наш прошлый директор подключил банковскую карту к расчетному счету и покрывал из средств компании абсолютно все свои траты: рестораны, такси, гостиницы, бары, кино, авиаперелеты, ночные клубы, дорогая одежда. Только цветов он купил за 4 месяца почти на 2 тысячи евро. Он был явно большой романтик.

В общей сумме со счетов было снято порядка 20 тысяч евро. Прикрывалось это все поддельными счетами аренды, поддельными чеками на покупку оборудования и просто подделкой выписок по банковскому счету.

В тот же день я нанял адвоката, специализирующегося на экономических уголовных делах и аудитора.

Разумеется, наш бывший директор понял, что что-то пошло не так и пытался в дружеской беседе убедить меня, что вышло недоразумение и мы обязательно найдем решение и я всячески его веру в светлое будущее поддержал. Разумеется, решение у меня уже было – его надо было сажать.

Мы провели полную аудиторскую проверку всей деятельности, возбудили уголовное дело по статье о растрате в крупном размере. В октябре 2023 года оно наконец дошло до суда.

В результате наш бывший директор признал свою вину на суде и получил 4 года условно и компенсировал нам порядка 10 тысяч евро.

Пока мы с ним судились, набежало еще около 5 тысяч евро расходов, которые наш бывший директор должен будет компенсировать когда-нибудь, если найдет работу.

С поисками новой работы ему не очень везет, он уже успел после нас устроится в одну кипрскую компанию, потом в одну государственную корпорацию, но там что-то пошло не по плану. Сейчас он продолжает поиски для себя руководящий должности, и я регулярно получаю звонки, с просьбой дать ему характеристику.

Наш казахстанский офис продолжает работать и развиваться, мы наняли туда еще сотрудников, сняли наконец нормальный офис и где-то за полгода разгребли те завалы в бухгалтерии, которые наворотил наш бывший директор.

Какой из всего этого следует сделать неочевидный вывод?

Во-первых, профессиональные жулики умеют производить хорошее впечатление и без этого их деятельность не была бы успешной.

Во-вторых, контроль очень важен. Тем не менее, мы не планируем скатываться в микроменеджемент, мы поддерживаем стремление сотрудников к самостоятельному принятию решений и личной ответственности.

В-третьих, воришек нужно обязательно наказывать. Мне известно, что многие компании не хотят тратить силы, время и деньги на борьбу с воришками в своих рядах, что позволяет им бегать из одной компании в другую и воровать годами. Мы для себя решили сажать всех, невзирая на заслуги и личное отношение, надеемся, что внутри компании это все понимают.

Даже тот факт, что наш бывший директор получил 4 года условно за растрату, не помешал ему втереться в доверие другим работодателям, включая крупную госкорпорацию, где он на время получил должность финансового директора.

По этой причине мы продолжаем внимательно следить за его профессиональной карьерой 🙂

55
Начать дискуссию