3 ошибки креативных фрилансеров в работе с клиентами

Как быть дизайнером или фотографом - понятно.

А вот как при этом выстаивать взаимоотношения с клиентами - не очень. Этому нигде не учат.

Разберем 3 главные ошибки.

1. Первая ошибка - соглашаться на все. Дополнительные правки, работа ночью или в выходные - с этим сталкиваются все, особенно на начальных этапах. Кажется, что стоит отказать клиенту хоть раз - и он уйдет к другим, более сговорчивым специалистам. Такого наша самооценка выдержать не может, и поэтому мы продолжаем выполнять неприятную работу.

В основе такого поведения - гремучая смесь из нарциссизма и самозванства. Эти два проявления - как две стороны медали. Включается то одно, то другое. То есть вам может казаться, что вы супер топ, но при первом же негативном комментарии, возникает сомнение - а вдруг это не правда?Управляет переключателем страх. Страшно не понравиться, не найти другого клиента, потерять интересный проект. Да и заводить разговор про переработки и доплату страшно.

Но нужно четко понимать - каждая испытанная негативная эмоция имеет свою цену. Все, что вы в себе копите и не доносите до заказчика, переполняет вашу внутреннюю чашу терпения и приближает к выгоранию. В котором уже не будет ни творчества, ни клиентов, ничего.

Здесь можно попробовать технику преувеличения. Что самое ужасное может с вами случиться, если вы откажетесь работать вечером? На вас накричат или пригрозят уволить. Что дальше? Вас уволили? Что потом? Двигайтесь так до низшей точки своего падения. Уверяю вас, в итоге окажется, что у вас есть достаточно знаний и ресурсов, чтобы в конечном счете найти работу не хуже. В реальной жизни никто не просит вас гордо развернуться и уйти. Но ваш мозг уже увидит вариант будущего, где худшее произошло, и не будет так сопротивляться. Вы получите больше уверенности и вернете себе контроль над ситуацией.

2. Вторая ошибка - не соглашаться ни на что. Обычно в эту фазу попадают те, кто осознал проблему из пункта 1. Осознал и понял, что больше туда не вернется. Теперь с ним можно разговаривать только вежливо, только в рабочее время и только за деньги. И если клиент позволяет себе повысить голос или высказать другое мнение - это повод для разговора. Душного сложного разговора, в ходе которого клиент узнает все о чувствах, которые он задел и правил, которых ему стоит придерживаться.

На этом этапе вы можете быть чуть агрессивнее, чем нужно. Вы преодолели первый базовый страх отказать и теперь активно защищаете свои границы. Но другие люди могут быть к такому не готовы. В конце концов, они просто живут свою жизнь, а не ходят по минному полю ваших правил. Клиенты могут уходить к кому-то, с кем им будет проще и легче, и где не нужно следить за каждым своим словом.

Здесь будет полезно выписать для себя три главные ценности, от которых вы точно не готовы отступиться. Например, у меня нерабочая суббота. И если придет клиент, который из всех дней может приходить на сессии только в субботу - я откажу. Значит, не судьба и не мой клиент. Это не значит, что теперь есть ограничение на всю жизнь. В следующем месяце все может поменяться. Но сейчас так, потому что я понимаю, что если не отключу мозг на 1 полный день, то устану, а отдых - одна из моих ценностей.

Все, что не относится к трем выписанным ценностям, - не критичные пункты и здесь можно идти в диалог с клиентом. Например, я могу работать по воскресеньям, тк понимаю, что будни у многих загружены, если мне интересен клиент или он со мной в постоянной работе.

3. Третья ошибка - нет понятных правил работы. До того, как клиент начал работать с вами, вы должны дать ему полную информацию о том, что будет происходить в рамках вашего сотрудничества. Отмена? Опоздал? Проспал? Не пришел? Забыл? Перенес 8 раз? Вы должны не просто знать, что будет в каждом из этих случаев, но и донести это до клиента. Если вы не хотите, чтобы процесс был слишком формальным, можно просто выслать файл со списком правил для ознакомления. Если есть какие-то особые условия - проговорите это в диалоге дополнительно.

Если вам кажется, что это очевидно, то нет. Все люди разные и у всех свои интересы. Ваша задача - передать ответственность клиенту. В конце концов, это его деньги. Если он хочет отменить съемку - он может, вы не заставите его придти силой. Но ваши интересы должны быть защищены - у вас остается невозвратный депозит.

Ставьте такие цены и условия, чтобы любое развитие событий было выгодным для вас и вы не имели возможность обидеться на клиента. Обида как раз и означает, что вы не получили того, на что рассчитывали. Но это не клиент плохой - это вы не обеспечили необходимые условия работы. Что самое интересное - клиенту тоже всегда комфортнее работать, когда правила есть. Это создает атмосферу прозрачности, спокойствия и внушает доверие к вам как к специалисту.

Главный секрет в работе над всеми тремя пунктами - спокойствие и доброжелательность.

Можно установить правила, но если клиент будет чувствовать агрессию с вашей стороны (даже мысленную) - он уйдет.

Поэтому клиент - всегда молодец. Если что-то идет не так - ему просто нужно объяснить, как с вами обращаться.

Ну а если вы уверены, что ваши правила и способ коммуникации работают, а с клиентом проблемы - расстаньтесь с ним. И не вините себя, так тоже бывает)

Больше полезного - в моем ТГ канале, приходите)

22
Начать дискуссию