Telegram для бизнеса: как коммуницировать с аудиторией и увеличивать свою популярность
Telegram стремительно развивается, его уже без ложной скромности можно назвать полноценной социальной сетью.
В этой статье расскажу об основных видах контента, которые стоит использовать компаниям при продвижении в TG, способах этого продвижения, возможностях автоматизации процесса коммуникации с ЦА, а также о главной новости последних дней: новых функциях для бизнеса.
Содержание
Поговорим о статистике
Если рассматривать объем аудитории у Telegram, то он растет «не по дням, а по часам»: ежедневно мессенджером пользуется 47% всего населения России (заметьте, этот показатель у него выше, чем у ВК, YouTube и Дзена!).
Но все же, что представляет из себя нужный бизнесу пользователь Telegram?
Для понимания не будем брать данные «из воздуха», а воспользуемся статистикой из сервиса TGstat.
Итак, гендерное соотношение аудитории равное.
Географическое распределение не удивляет: по объему аудитории пальма первенства принадлежит Москве, Санкт-Петербургу и Московской области. Разрыв между ними и регионами пока ощутимый, но, уверена, что он будет сокращаться, ведь мессенджер стремительно наращивает популярность.
А вот на разбивку аудитории по профессиональным нишам бизнесу точно стоит обратить внимание: преобладают представители IT, маркетинга, производства и торговли. Это привлекательные для B2B сферы.
По должностям в том числе раскладка довольно интересная: TG пользуются и владельцы бизнеса, и топ-менеджмент компаний.
Я веду к тому, что прошло время, когда можно было думать, что продвижение в Telegram для B2B — «дело несерьезное». Уверена, что целевая аудитория любого, даже самого специфичного проекта, найдется среди пользователей мессенджера.
Безусловно, самое важное — выбрать правильный подход к продвижению.
Частый вопрос, который слышит команда Комплето от Клиентов: как же все-таки привлекать аудиторию и, внимание, куда?
Как раз об этом расскажу дальше.
Как продвигаться в Telegram
Итак, куда можно вести пользователей с помощью Telegram.
Продвигаться в мессенджере можно органическим способом (условно-бесплатным) или коммерческим.
К органическому продвижению можно отнести
- публикации виральных постов;
- комментарии к постам в других каналах;
- кросс-маркетинг;
- совместные онлайн-мероприятия;
- продвижение на других площадках (сайт, соцсети, YouTube и подобное)
К коммерческому —
- посевы в Telegram или через Яндекс Директ;
- реклама в Telegram Ads или МТС Маркетолог;
- продвижение Telegram-канала через Яндекс Бизнес и/или Яндекс Директ.
Что выбрать: группу или канал
Могу сказать, что при выборе стоит учитывать цели, задачи и ресурсы компании.
Отдать предпочтение Telegram-каналу стоит тем, кому нужна односторонняя коммуникация с целевой аудиторией.
Важные нюансы, которые стоит иметь в виду:
- количество подписчиков не ограничено. При этом взаимодействовать друг с другом они не могут;
- администратор Telegram-канала может публиковать любые сообщения, добавлять и исключать участников, а также закрыть канал в любое время;
- подписчики могут только читать публикации, но не создавать новые;
- высокий уровень приватности (профили других подписчиков посмотреть нет возможности);
- чат доступен всем участникам с момента создания канала;
- можно хоть как-то наблюдать за статистикой: виден охват каждого поста (количество его посмотревших подписчиков). Но полностью охват канала узнать не получится;
- когда к каналу присоединяется новый подписчик, уведомление об этом видят только администраторы.
А вот группу в Telegram стоит создать тем, кто хочет собрать пользователей в некое сообщество или «болталку», так как в ней все участники могут общаться и обмениваться файлами.
На что еще стоит обратить внимание:
- администратор может ограничивать взаимодействие участников;
- количество подписчиков ограничено — 200 тыс.;
- рутины станет больше, так как необходимо контролировать всеобщее взаимодействие и сохранять «здоровое» общение между участниками: удалять спам, отправлять в «бан» подписчиков, нарушающих правила и нерелевантных бизнесу, тратить время на вопросы в личные сообщения и т.д.;
- сохранить анонимность не получится: даже если участника нет в контактах, можно изучить его профиль (важное отличие от канала);
- участникам доступны старые чаты, но администратор может отключить к ним доступ для новых пользователей;
- охват публикаций, как в канале, не виден. Но понять активность подписчиков можно по объему пользователей, участвующих в обсуждениях;
- уведомление о присоединении нового пользователя видят все, но можно это «исправить», подключив к группе специального бота с функцией удаления таких оповещений.
Но как бизнесу сделать правильный выбор и не ошибиться?
По моему опыту, каналы подходят производителям: односторонняя коммуникация не помешает показать продукт и доказать свою экспертность в нише полезными материалами. В том числе их часто создают HR-бренды, желающие что-либо транслировать своей аудитории.
Скажу так: остановить выбор на канале стоит тому бизнесу, который не хочет обзаводится дополнительными рутинными задачами из-за необходимости следить за взаимодействием участников, а также тем компаниям, которые планируют контролировать информацию, поступающую пользователям, и использовать ее в качестве мотивации на совершение целевого действия.
Довольно часто можно столкнуться с авторскими каналами от компаний, которые ведутся их амбассадорами. Самое интересное, по статистике такой формат отнюдь не страдает от отсутствия популярности (они на втором месте после новостных), что легко объяснимо: людям недостаточно просто прочитать какую-то новость, они хотят углубленной информации — комментария от эксперта, мнению которого доверяют.
Так что специалисту важно не только иметь свое мнение, но и способность его грамотно выразить и аргументировать позицию.
Компаниям это тоже дает своего рода выгоду: через авторов можно транслировать ценности бренда и доказывать экспертность.
А вот группа, у которой совсем иная механика, подойдет авторам, запускающим онлайн-курсы или желающим создать профессиональное сообщество. Допустим некоторые производители создают группы в Telegram, чтобы познакомить каких-то ключевых поставщиков.
Хочу еще раз акцентировать ваше внимание на том, что, выбирая формат, стоит ориентироваться на цели, задачи и учитывать имеющиеся ресурсы, а также особенности ниши и целевой аудитории.
И помните, что при выборе точно стоит помнить о комфорте ЦА: где ей будет удобно с вами коммуницировать.
Контент всему голова
Будем честными, контента в Telegram немало, несмотря на то, что это мессенджер. Разберем самые популярные для бизнеса варианты.
Фото и видео с подписью
Формат можно использовать для анонсов и вовлечения аудитории во взаимодействие.
Изображения здесь можно назвать лицом поста. С его помощью просто привлечь внимание подписчиков, но при подборе стоит помнить об общей стилистике канала и айдентике бренда.
Сделать акцент на изображении (или обложке, если используется видео) можно, разместив на нем какую-то смысловую часть.
Этот формат поможет донести нужную информацию до пользователей и вовлечь их во взаимодействие, мотивировать, например, на изучение материала на сторонней площадке, а также сформировать желаемый визуальный образ бренда в глазах подписчиков.
Полезный контент
Не может не радовать положительное отношение пользователей TG к полезному и интересному контенту.
Об этом факте стоит помнить и предоставлять аудитории материалы, которые соответствуют ее ожиданиям, чтобы потерять их внимание и не получить «мьют» на канал.
Такого формата контент часто публикуют лидеры мнений, компании и эксперты.
Например, команда Комплето не упускает возможность поделиться полезными статьями, провести мероприятия и опубликовать видео, отвечающие на популярные у аудитории вопросы по маркетингу и не только.
Важный нюанс: не рекомендую выпускать публикации только о продукте. Отвечайте материалами на вопросы, волнующие вашу ЦА, рассказывайте о новостях вашей ниши и давайте по ним экспертные комментарии, что покажет и докажет вашу заботу об аудитории.
Также стоит помнить, что пользователи мессенджера лояльно относятся и к развлекательному контенту, можете уместно шутить, чтобы ваш пул материалов не был «пресным», и аудитория не скучала.
Витрина товаров
Некоторые пользователи используют Telegram как личный дневник или даже добавляют в Избранное «запавшие в душу» подборки.
Такую особенность аудитории многие интернет-магазины взяли «на заметку»: публикуют разнообразные подборки с товарами и добавляют активные ссылки, ведущие в их карточки:
Изображение из архива автора
Помочь пользователям ориентироваться в материалах можно, разработав систему навигации по хэштегам.
Разумеется, подобная механика больше подходит B2C-сегменту, но и B2B-компании могут ей воспользоваться, например, чтобы привлечь внимание ЦА к каким-нибудь определенным продуктам.
Платный контент
Некоторые авторы, например, блогеры или коучи для монетизации контента или образовательных курсов создают каналы с платным доступом (по подписке).
Механика довольно проста: аудитория оплачивает доступ к контенту или каналу за определенный период и радуется возможности изучить уникальную и полезную информацию.
Безусловно, на владельца канала в данном случае накладываются определенные обязательства: регулярно обеспечивать подписчиков актуальным, регулярным и уникальным контентом, чтобы не обмануть их ожидания, не потерять аудиторию и, соответственно, источник прибыли.
Карточки
С помощью карточек можно привлечь внимание пользователей, напомнить о себе, а также доступно и просто объяснить сложный материал, например, ответить на частые вопросы аудитории или создать инструкцию по использованию сложного продукта.
Разумеется, создавая карточки, стоит помнить о фирменном стиле бренда, чтобы не нарушить целостность восприятия материалов.
Изображение из архива автора
Дайджесты
Такой формат помогает аккумулировать все важные новости в одном месте.
Он полезен тем, кто публикует большое количество материалов или, например, новостей и при этом не хочет их сопровождать комментариями.
Также дайджест можно использовать в качестве навигации по актуальным продуктам/услугам.
Опросы
Опросы — геймифицированный контент, с помощью которого можно не только повысить активность, но и получить полезные данные для эффективного выполнения бизнес-задач.
Такой формат помогает познакомиться со своей аудиторией, выяснить ее потребности, что крайне важно знать при подготовке релевантного и полезного контента.
Аудиофайлы и «кружочки»
С помощью аудиофайлов и кружочков можно «завоевать сердца» подписчиков, не любящих текстовый контент, а также привлечь внимание всей аудитории и быстро донести информацию в другом формате.
Скажу так, разнообразие в ленте точно не помешает.
Трансляции
Трансляции в Telegram можно назвать своеобразным аналогом прямых эфиров на других площадках: возможно проведение как в видео-, так и в аудиоформате. При этом полное вовлечение не требуется, многие слушают фоном.
Например, трансляции используют для проведения эфиров в формате «вопрос-ответ» с экспертом или даже обзора нового продукта.
Как видите, есть из чего выбрать: видов контента много «на любой вкус».
Я все-таки рекомендую экспериментировать: периодически выпускать разные форматы и следить за реакцией аудитории. Помните, что самое главное — это ее потребности, которые стоит удовлетворять, в частности, и с помощью контента.
Делюсь списком типов постов, который поможет собрать тысячи просмотров.
Чат-боты и автоматизация
Конечно, чтобы не потерять эффективность при внедрении автоматизации, необходимо грамотно использовать чат-ботов и обеспечить их достаточным функционалом.
Безусловно, преимущества такой оптимизации неоспоримы:
- простое использование. Не нужно скачивать какие-либо дополнительные приложения;
- можно обеспечить быстрое и бесконтактное общение. Примечательно, что чат-боты способны обрабатывать до 80% распространенных простых запросов, а 30% пользователей ждут ответа не более 10 секунд;
- безопасность. Telegram-боты обеспечивают высокую степень защиты данных.
Но везде свои нюансы: при внедрении чат-ботов будут необходимо будет разработать сценарии на базе определенных триггеров, а также предусмотреть разные варианты развития событий.
Про преимущества чат-ботов и основных сценариях использования я писала подробнее в этой статье: Чат-боты в B2B: перспективы развития и целесообразность симбиоза с ChatGPT.
Создать чат-бота будет проще с нашей подборкой сервисов.
Посевы: нативная реклама
Посевы — рекламные публикации в Telegram-каналах, которые нативно вписываются в общий контент.
Узнать, как правильно подготовиться к такого рода интеграциям, можно в этом материале.
Telegram для бизнеса
31 марта Telegram «выкатил» новые функции для бизнеса, доступные любому пользователю. Что сможет сделать владелец бизнес-аккаунта:
- указать в профиле часы работы и адрес своей компании, а также отметить её местоположение на карте. Так пользователи поймут, как найти компанию и открыта ли она в нужное им время;
- добавить собственный текст и стикер на страницу пустого чата, в котором пока нет ни одного сообщения. Например, добавить информацию о товарах или поприветствовать клиента сообщением с айдентикой бренда;
- подключить быстрые ответы — короткие команды для отправки заранее заготовленных сообщений, в которых поддерживаются форматирование текста, ссылки, стикеры, файлы и медиафайлы. Например, подготовить в виде сообщений ответы на часто задаваемые вопросы, допустим, можно расписать график работы;
- автоматизировать коммуникацию с помощью приветственного сообщения. Также есть возможность установить период, по истечению которого пользователю снова придет сообщение;
- подключить к своему аккаунту ботов, анализирующих сообщения и отвечающих от имени аккаунта.
Сейчас эти возможности доступны пользователям с подпиской Premium бесплатно. Но, как пишет в новости сам TG, на ограниченный период.
Думаю, что все вышесказанное подтверждает, что возможности Telegram не стоит игнорировать бизнесу.
Теперь стоит понять, как сделать продвижение эффективным.
Саммари: как повысить результативность продвижения
Перед началом продвижения в TG:
1. проанализируйте свою ЦА на предмет присутствия ее в мессенджере. Уверена, что результат будет положительным;
2. позвольте аудитории следить за вашей активностью там, где ей комфортно;
3. изучите интересы целевой аудитории и потребности, активность конкурентов и на основе этого разработайте механику взаимодействия с подписчиками;
4. размещайте полезный, интересный и уникальный контент, используя различные его форматы и типы;
5. выберите подходящий формат привлечения ЦА. Делюсь таблицей, которая ощутимо облегчит эту задачу. Соотнесите возможности форматов с вашими потребностями и определите наиболее подходящий именно вам.
Успешного привлечения и эффективной коммуникации с аудиторией!
Еще больше новостей про digital-маркетинг можно найти в нашем telegram-канале.
До связи!