Маркетинговая стратегия. Что это и сколько времени занимает
Как показывает практика мало кто из представителей бизнеса понимает ценность создания маркетинговой стратегии.
Зачем тратить месяцы перед началом рекламных кампаний, ведь раньше учили — страничку в тильде сделали, трафик нагнали и продажи полетели. Работает это в 2024 году?
Нет. Исключения есть конечно, например, спрос умеренный и предложение супер выгодное. Но в остальных случаях это оборачивается сливом бюджета и разочарованием. Начало года хорошее время, чтобы все-таки заняться стратегией, поэтому решила внести ясность в этот непонятный для бизнеса процесс) Отвечу на самые популярные вопросы, которые мне задают клиенты в начале работы:
Что такое маркетинговая стратегия?
Мое определение такое:
По факту, это большой файл, в котором собрана вся информация о продукте, клиентах, конкурентах, рынке, каналах маркетинга, позиционировании. Сюда же входит медиапланирование и бюджетирование. Стратегия может быть создана как на год или несколько лет, так и на меньший срок. Каждый такой файл будет уникален, не существует какого-то стандарта оформления стратегии, тут, как художник увидит.
Как понять, что перед вами стратегия, а не просто слайды в презентации?
Как уже сказала каждая стратегия уникальна, но в ней обязательно должны присутствовать следующие важные пункты:
- Четко прописанные цели - начинать путь не понимая конечную цель не правильно. Фиксируем цели по SMART, тоесть они должны быть конкретными, достижимыми и ограниченными по времени
- Сроки - нельзя размазать стратегию на неопределенный период, ставим себе ограничения
- Бюджеты - задача маркетолога рассчитать необходимый бюджет для реализации поставленных целей и оптимизировать затраты
- Медиаплан - распределяем бюджет по разным каналам маркетинга и рассчитываем примерные цифры по основным показателям: цена лида, конверсии, цена сделки, роми и тд.
- Ответственные лица - каждой задаче должен быть присвоен ответственный, важно, чтобы команда и руководитель понимали свои зоны ответственности
Следующий волнующий вопрос это:
Сколько времени занимает создание маркетинговой стратегии?
Средний срок 2-3 месяца, можно сделать и быстрее, если не отвлекаться на прочие задачи, но как правило маркетолог параллельно занимается текучкой, все-таки бизнес не замирает. Рекомендую не торопиться и выделить нужное количество времени, чтобы не потерять в качестве исследований. Самый долгий этап, как правило, изучение целевой аудитории - интервью с потенциальными и действующими клиентами, дальнейшая сводка результатов - процесс небыстрый.
Можно ли начинать что-то делать на этапе создания?
В идеальной картине мира подключать каналы продвижения логично, когда вы уже сегментировали ца, изучили рынок и конкурентов, проработали позиционирование, но на деле бизнес хочет зарабатывать прямо сейчас, поэтому запускать рекламу на этапе написания стратегии можно, только осторожно) чтобы не заработать себе репутацию, которую потом сложно будет перепозиционировать.
В новых реалиях пренебрегать стратегией рискованная идея, которая оборачивается немалыми убытками. Каждый бизнес хочет зарабатывать, поэтому прежде чем включать рекламу, подумайте о том для кого ваш продукт и на сколько он конкурентоспособен. Больше полезного про маркетинг и построение стратегии в моем телеграмм-канале синица в маркетинге