Что такое позиционирование бренда и как оно увеличит продажи малому бизнесу?

Меня зовут Елена, я ведущий маркетолог в агентстве с самым большим числом кейсов по РФ. Мной за 8 лет разработано более 300 позиционирований для б2б-бизнесов, б2с и экспертов… Самое интересное, что под маркетинговым позиционированием каждый Заказчик понимает что-то свое. И этим увлекательным опытом я поделюсь в статье.

Что такое позиционирование бренда и как оно увеличит продажи малому бизнесу?

Как трактует интернет, что такое позиционирование (с какими представлениями Заказчики могут заказывать позиционирование)

Если немного погуглить, а так часто делают перед тем как заказать разработку позиционирования, то интернет предлагает статьи, в которых описаны модели позиционирования крупных мировых брендов. В этих же статьях составлены графики, как воспринимают потребители тот или иной бренд, до косточек разобраны преимущества и недостатки того или иного подхода.

И что? Какая ценность от графиков и табличек о брендах с полувековой историей для Заказчика, который только стартует или на рынке всего несколько лет? Когда небольшой или стартующий бизнес смотрит на подход гигантов, это хорошо, но это редко применимо на практике. Почему? Да элементарно: рынок сбыта кратно меньше, бюджет кратно скромнее и т.д.

Что такое позиционирование бренда и как оно увеличит продажи малому бизнесу?

Что такое маркетинговое позиционирование простыми словами?

Позиционирование - смыслы, ассоциации и информация, которые возникают в голове у потребителя при касании с брендом. Например, Победа - дешево, лоукостер, нет еды. Или Аэрофлот - комфортно.

Или еще один пример - 2 магазина одежды. В одном люди знают, что дорого и роскошно, и многие даже не заходят. А в другом дешево. Хотя цена на часть товара может быть идентичной. Но почему-то потребители еще до того, как придти в магазин имеют какое-то представление о бренде. Как? Простыми словами: маркетологи придумали ассоциации и смыслы, донесли их до аудитории через рекламу, вывески, шрифты, аудитория знает. Этот набор ассоциаций и есть разработанное позиционирование.

Теперь представьте 5 одинаковых на рынке компаний с одинаковым набором услуг. Клиент заходит ко всем на сайт, потом звонит. И у всех одно и тоже - у нас дешево, качественно, быстро и гарантия. ….. Как выбрать? Никак. Одинаково же.

Что делать? Отстраиваться от конкурентов. И сделать отстройку так, чтобы точечно продавать своим клиентам, а неэффективно пытаться продать все и всем.

Еще один пример. У вас же есть ассоциации с БМВ (комфорт), Мерседес (шикардос), Фольксваген (их слоган Das Auto - просто машина). Здесь так же смыслы транслируются, чтобы создать в голове потребителя нужные ассоциации и образ.

Какие элементы я включаю в позиционирование бренда, чтобы оно было применимо на практике?

  • Анализ ЦА - чтобы было понятно, кому мы продаем, какие боли и потребности есть у наших клиентов.
  • Анализ конкурентов - чтобы можно было посмотреть, чем отличаются конкуренты от нас, а на основе отличий сделать конкурентные преимущества.
  • Оффер, УТП - чтобы просто скопировать его на сайт, маркетинг-кит или в коммерческое предложение.
  • О компании, миссия, философия, ценности, история бренда - чтобы эта информация была в голове у менеджеров по продажам, смм-специалиста и любых других подрядчиков по маркетингу.
  • Характер и архетип бренда - чтобы дизайнер потом смог хорошо нарисовать визуальные образы без 1000 правок.
  • Ассортимент или направления деятельности - чтобы клиентам, сотрудникам, соискателям и даже прохожему дяде Ване было понятно, что мы продаем.
  • Преимущества или почему нужно бросить все и купить у нас, а не у конкурентов.
  • Прочее.

Набор элементов может меняться в зависимости от бизнеса, но суть остается всегда - бизнес и причины покупки должны быть понятными всем.

То есть на выходе клиент получает презентацию, в которой все понятно описано про его бизнес. Эти же смыслы ложатся в основу всех маркетинговых материалов, с которыми контактируют клиенты - сайты, КП, социальные сети, статьи на ресурсах, скрипты продаж и прочее.

Зачем клиенты разрабатывают позиционирование (с их слов)?

Что такое позиционирование бренда и как оно увеличит продажи малому бизнесу?

* Мы ничем не отличаемся от конкурентов, нам нужно позиционирование с сильной отстройкой от конкурентов. Чтобы клиенту было понятно, чем мы отличаемся и в чем наши сильные стороны.

* Мой бизнес плохо упакован, конверсия с сайта низкая. Что говорить клиентам, чтобы покупали?

* У нас огромная производственная компания, более 100 человек в штате. И никто не знает, чем мы занимаемся и зачем это делаем. Мне нужен единый документ, который выучит каждый сотрудник, он же ляжет в основу всего маркетинга.

* Мы только запускаемся, мне нужно новый бизнес разложить по полочкам - сделать отстройку от конкурентов сразу, чтобы не сливать тонны трафика впустую.

* Как подать наш продукт рынку, чтобы попасть в 10-ку?

* Мы запустили 2-ое направление работы, нужно придумать концепцию, которая объединит все наши направления.

Какую ценность получает клиент от разработки позиционирования бренда?

1. Основа для всей контент стратегии в 1 презентации.

2. Легкость делегирования маркетинга команде.

3. Единый вектор работы всей команды при продажах.

Какие есть критерии отстройки от конкурентов при позиционировании?

Что такое позиционирование бренда и как оно увеличит продажи малому бизнесу?
  • Цена (магазин постоянных распродаж, лоукостер, самый дорогой коуч РФ и т.д.)
  • Ассортимент (супермаркет с тоннами товаров или булочная; медицинский центр с комплексом услуг или только гинекология)
  • Позиционирование по клиентам (шампунь для всех, шампунь только для профессионального использования)
  • По факту первенства в нише (#1 в грузоперевозках)
  • По ассоциациям (Дайсон - как Айфон среди фенов)
  • По истории и легенде (три поколения нашей семьи занимаются строительством, потомственная ведьма)
  • По личному бренду и лицам команды (известные специалисты в компании)
  • По одному из преимуществ продукта, которое превалирует

Перечислено всего 9 вариантов отстройки, при разработке позиционирования прорабатывается более 30.

Как позиционирование бренда на рынке увеличивает продажи?

  • Сформулированные выгоды и ценности - рост конверсии на сайте, потому что цепляет клиента.
  • Перестаете продавать все и всем, фокусируете все усилия исключительно на своих категориях клиентов и доносите до них ценность. Как следствие - рост продаж.
  • Понимаете, какими словами продавать ваш продукт на любой площадке.

Какие самые курьезные случаи у меня были при разработке позиционирования бренда?

Что такое позиционирование бренда и как оно увеличит продажи малому бизнесу?
  • Напишите, что мы #1 по сервису.

Курьезно то, что иногда нужно исходить из собственного ресурса, а не придумывать лишнее. Когда мы в рекламе говорим одно, а человек получает другое - можно получить негативные отзывы за несоответствие ожидания и реальности.

  • Почему в позиционировании бренда нет ложного УТП? Нам оно нужно.

Интересно зачем нужно ложное и истинное УТП клиенту, если проще делить на: продает / не продает.

  • У нас нет бизнеса, мы еще не определились, чем будем заниматься

В этом случае заказчик просто хочет, чтобы маркетолог решил за него, на чем ему зарабатывать.

Можно ли вести бизнес без позиционирования?

Что такое позиционирование бренда и как оно увеличит продажи малому бизнесу?

Да, но в любом случае наличие позиционирование и отстройка - преимущество, которое выделяет на фоне конкурентов. Рано или поздно бренды без позиционирования проиграют тем, у кого рыночная позиция определена.

11
Начать дискуссию