Зарплата водителей в 2024 году вырастет на 30%, но есть одно «НО»

Звучит как угроза: Зарплата водителей в 2024 году вырастет на 30%, но есть одно «НО»

Перевозчики предупредили о возможном росте себестоимости автодоставки на 20% в следующем году.

Прогноз связан с увеличением зарплат водителей грузовиков, налогов и сборов, стоимости лизинга, техники и ее обслуживания. В итоге, тариф на автомобильные грузоперевозки может увеличиться с 82 до 96 руб. за км, что скажется на конечной стоимости товаров в России.Об этом сообщают транспортные компании, члены Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов – ПЭК, "Байкал Сервис", "МТЭК-Логистик", "Орда"

Перевозчики считают: зарплата водителей грузовиков, увеличившись за год более чем в два раза, до 165 тыс. руб., вырастет еще минимум на 30%.

На фоне растущего дефицита, будет усиливаться "зарплатная борьба" за водителей, ФОТ этой категории сотрудников в следующем году может превысить 300 тыс. руб.,- отмечают эксперты.

Кроме того, стоимость магистральных тягачей иностранного производства, которая за два года увеличилась в среднем на 40%, до 10 млн руб., продолжит расти из-за изменения курса рубля по отношению к иностранным валютам, этот фактор в том числе отразится на себестоимости грузоперевозок.

В 2023 году производители и дистрибьюторы частично компенсировали увеличенный в 1,7 раз утилизационный сбор за счет своей маржинальности, а с 2024 года – могут снова повысить цены.

Вырастут также расходы перевозчиков на лизинг техники. После увеличения ключевой ставки до 16%, ставки на лизинг уверенно перешагнули планку в 20%. В целом средняя ставка за год увеличилась в два раза – до 18%.

Из-за изменения валютного курса расходы на обслуживание техники и закупку запчастей, ставшие в этом году выше в среднем на 30%, свой рост не остановят.

Дефицит авто на рынке никуда не денется

Еще одна причина увеличения ставок – высокий спрос на автоперевозки, который подогревается дефицитом техники на рынке.

Так, по данным Ассоциации автомобильных перевозчиков и экспедиторов, объем автомобильных грузоперевозок за 2019-2023 годы увеличился на 10% (с 5,7 до ожидаемых 6,3 млрд тонн), грузооборот – на 39% (с 275 до 382 млн тонн-км). При этом компаниям остро не хватает техники – потребность в магистральных тягачах, в этом году составила от 50 до 60 тысяч ТС, в следующем ожидается на уровне примерно 40 тысяч ТС.

Доставка автотранспортом до конечного получателя – часть любого маршрута, поэтому из-за роста ставок в 2024 году стоимость продукции для российского потребителя может увеличиться на 2-15%, в зависимости себестоимости товара и продолжительности рейса, считают в Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов.

Чтобы не допустить увеличения цен на товары, важно разработать меры развития отрасли автомобильных грузоперевозок, которую отличает от других фрагментарность: 10 крупнейших перевозчиков занимают долю рынка менее 10%, большая часть игроков – индивидуальные предприниматели и малый бизнес.

Необходимо систематизировать регулирование отрасли, разработать меры финансовой поддержки, включая льготы на закупку техники и ее обслуживание. Это в том числе позволит снизить средний возраст автопарка перевозчиков, который сейчас превышает 20 лет, – подчеркивают эксперты.

По данным Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов, себестоимость перевозок по России в 2023 году выросла на 30%. Помимо роста расходов на ФОТ водителей грузовиков и закупку, лизинг и обслуживание техники, это также связано с увеличением предельной стоимости проезда по платным дорогам в 2,6 раз и топливных затрат на 5% в 2023 году по сравнению с аналогичным периодом прошлого. Согласно предварительным итогам 2023 года, тариф на автомобильные грузоперевозки вырос на 34%, до 82 руб. за км.

Начать дискуссию