Клиповое мышление: как замедлить цифровое слабоумие

Это Бренды на коне. Эволюция сыграла с человечеством злую шутку. Наш мозг так устроен, что в нем заложена функция собирать как можно большее количество информации из окружающего мира. В дикой среде это было вопросом выживания. До поры до времени это правило работало: чем больше изучаешь, тем больше развиваешь интеллект. Но всё перевернулось с наступлением века цифровых технологий. Теперь новая информация (нужная и ненужная) окружает нас везде и всюду. А мозг с его эволюционными настройками, уже не актуальными для современного мира, продолжает жадно ее потреблять.

Клиповое мышление: как замедлить цифровое слабоумие

Клиповое VS системное мышление

В итоге у людей начинает преобладать так называемое «Клиповое мышление». Это когда информация воспринимается урывками и поверхностно, а не глубоко и целостно. Люди с таким мышлением рассеяны, невнимательны и сложно схватывают суть, лежащую между строк. Они прыгают с одного дела на другое, не закончив предыдущее, и с трудом строят логические связи. А также, плохо отделяют главное от второстепенного.

В психологических классификациях типов мышления такого понятия, как «клиповое» - нет. Тем не менее, этот термин прочно закрепился в обиходе. Противоположность ему — мышление системное: когда человек способен понимать связи между объектами, видеть картину целостно и хорошо улавливать суть.

Откуда ноги растут?

Как же так вышло, что всё больше людей начинают перестраиваться с системного мышления на клиповое? Прежде всего, тому виной бесконтрольное потребление информации. Мозг просто не успевает осмысливать и перерабатывать такие объемы. Это как компьютер, у которого открыто стопятьсот вкладок, от чего он начинает «виснуть». Исследования доказали, что цифровое потребление приводит к снижению интеллектуальных функций и креативности. А у цифрозависимых людей количество связей между клетками коры головного мозга снижается на 10-20%.

Еще одна причина — это многозадачность. Некоторые даже хвастаются такой суперспособностью — совершать множество дел одновременно. Но на самом деле, это плохая привычка. Мозг человека однозадачен. Это только кажется, что всем делам достается одинаковое внимание и продуктивность возрастает. По факту, вы не сосредоточены ни на одном из этих дел на 100%, и эффективность падает. Доказано, что сделать все дела по порядку занимает меньше времени, чем когда делаешь их одновременно.

Вклад соцсетей

Соцсети лишь усугубляют эту проблему, приучая зрителя ко всё более простому контенту. Недаром на Ютубе лучше «заходят» ролики, не превышающие 15 минут, а формат шотсов и рилсов набирает всё большую популярность. Предложения в текстах постов становятся короче и примитивнее. Мозгу современного человека уже сложно переваривать длинные сложносочиненные предложения. Без шуток: если взять классическую литературу, пока дочитаешь иное предложение до конца, можно забыть, чем оно начиналось. А после множества таких предложений, начинённых глубокими смыслами — оперативная система мозга и вовсе перегревается. Другое дело — легкий и простой контент: такого в нас влезет килотонны.
В своём телеграм-канале мы рассказали о правилах цифровой гигиены, которые помогут не сойти с ума от перегруза информацией.

Контент, который мы заслужили

Сейчас все СМИ каждый день борются за внимание аудитории. Зритель стал рыбкой в море среди наживки из ярких образов, пёстрых картинок и кричащих заголовков. Чем проще контент, тем легче ему завладеть нашим вниманием. Так устроена психика: мозг ленив и не падок на сложную информацию, когда рядом есть простая.

Контент упрощается и теперь всё чаще обладает следующими характеристиками:

  • Вызывает эмоции и приглашает к дискуссии;
  • Содержит не больше одной мысли на пост;
  • Обладает коротким метражом. В видео идет частая смена картинки, а в тексте используются визуальные разделители и смайлики;
  • Используется разговорный язык вместо литературного. Люди чаще читают ленту новостей, сидя в туалете, чем книги в библиотеках. Язык должен соответствовать;

Чем больше мы потребляем контент подобного рода, тем более клиповым становится наше мышление. Чем более клиповым становится наше мышление, тем более мы падки на контент подобного рода. Замкнутый круг, ставший снежным комом, который всё увеличивается в размерах с каждым оборотом.

Кто виноват и что делать?

Кто виноват — уже не важно. А вот что делать — мы подскажем. С клиповым мышлением можно и нужно бороться. Вот несколько правил, которые в этом помогут:

  • Делай перерывы между потреблением информации. Она, как пища — должна успевать усваиваться;
  • Следи за качеством того, что потребляешь и количеством. Одно дело — посмотреть познавательный ролик о том, что поможет тебе в дальнейшем. И другое — когда фоном включены ролики на Ютуб и ты даже не понимаешь, зачем это смотришь.
  • Хотя бы иногда выбирай формой досуга вместо фильма или аудиокниги — книгу бумажную. Как раз в таком формате новая информация успевает усваиваться и не перегружает мозг.
  • Установи правила пользования смартфоном. А именно: не таскай его с собой по всей квартире; переводи в беззвучный режим, если не ждешь срочного сообщения; не бери в руки без четкой цели;
  • Исключи цифровое потребление за 2 часа до сна;
  • Устраивай дни информационного детокса;
  • Забудь о многозадачности! Не надо во время просмотра фильма скролить ленту соцсетей в телефоне или во время разговора с другом писать отчет. Одна единица времени — одно дело;
  • Доделывай дело до конца и только потом приступай к следующему;
  • Медитируй. Полезно каждый день хотя бы 10 минут просто посидеть с закрытыми глазами, не погружаясь в мысли. Так ты даешь мозгу отдых от информационного потока и время переварить увиденное ранее.

На просторах интернета можно найти информацию о плюсах клипового мышления. Не ведись на это — никаких плюсов в нем нет. Люди с системным и критическим мышлением всегда будут на шаг впереди своих рассеянных коллег, неспособных погрузиться глубоко в материал. Поэтому, соблюдай правила цифровой гигиены и потребляй контент грамотно. Это автоматически сделает тебя на голову выше цифрозависимых товарищей.

Больше о маркетинге и креативных идеях для бизнеса в нашем Telegram-канале: @brand_horse

11
1 комментарий

Чтобы в корне поменять ситуацию нужно поменять идеологию, пока вся жизнь людей сводится к зарабатыванию денег, ничего не поменяется к лучшему.

Сегодня большинство людей, выбирая чем им заняться, исходят не из того, что нужно делать, а из того, что им может принести прибыль. В этом уже заключается фундаментальная подмена. Хозяева денег поощряют рублем/долларом не благие дела, а всякую дикую дичь, вот и получаем то, что получаем.

Ответить