«Долина смерти»

В венчурных инвестициях есть такое понятие — «долина смерти». Это период в жизни стартапа, когда капитал стартовых инвестиций неизбежно иссякает, а потенциал, чтобы впечатлить инвесторов на новые инвестиции, так и не появился.

Для венчурного инвестора это момент выбора. С одной стороны – потеря предыдущих инвестиций почти предопределена, риски новых инвестиций зашкаливают, а с другой стороны – вводят в транс харизма фаундеров и вера в «розового единорога»!

Но венчурный инвестор потому и называется венчурным, что он всегда рискует. Один выигрыш из ста возместит всё, т. к. покроет все потери и увеличит вложенный капитал в разы. А если нет, то это просто личная сексуальная драма ещё одного грустненького венчурного инвестора.

У дивидендного бизнеса тоже есть своя «долина смерти» – это период, когда прибыль так и не удалось вывести на уровень, достаточный, чтобы извлекать из неё дивиденды и реинвестировать на качественное развитие бизнеса.

Обычно такой бизнес постепенно превращается в «зомби»-компанию, которая, неумолимо сокращаясь, способна поддерживать только свои основные «процессы жизнедеятельности» или же начинает слишком медленно развиваться, теряя рынки.

И так до внезапного конца или последующего превращения в «зомби». Такой бизнес перестаёт быть интересным всем: как самому основателю, так и потенциальным инвесторам, и изменить его будущее достаточно непросто.

Поэтому вся эта история с вложениями в хрен пойми что без прибыли приемлема только в стартап-инвестициях, т. к. у стартапа нет цели выйти на дивиденды в течение первых 5-7 лет.

Розовая мечта любого стартапа – создать настолько привлекательную бизнес-модель или крутой продукт на деньги инвесторов, что кто-то захочет выкупить его бессовестно дорого. Это и называется – стать «единорогом». И, представьте себе, наличие регулярной прибыли здесь никого не интересует.

Обычный же бизнес никто «бессовестно дорого» покупать не будет. В лучшем случае – просто перемножат месячную ebitda на несколько годовых циклов.

Ну, может быть, ещё посчитают активы. Но это неточно!) ) Поэтому любая инвестиция в него – это уверенность, что деньги вернутся с профитом в 2-4 раза больше, чем сожрёт инфляция за этот же период. Ну или на кону будет перспектива выстроить хитрожопую схему и сделать кэшаут под чьи-то деньги – банкиров, например.

Но что я вижу каждый раз? Основной запрос на инвестиции от классического бизнеса почему-то возникает исключительно в момент невозможности расти и извлекать эту самую прибыль, т. е. в момент попадания компании в «долину смерти».

Друзья, попробуйте сами себе ответить на вопрос: «Если бы вы были инвесторами и к вам пришла компания, которая не может выйти из «долины смерти» и представить ничего более убедительного, чем «вера в себя» и веселые таблицы с расчётами, то стали бы вы инвестировать в такую компанию? Особенно понимая, что это не стартаперская история про джекпот с миллиардами?»

«Долина смерти»

Подумайте об этом! Если вы уже попали в «долину смерти», то не об инвестициях нужно думать, а о выходе из неё.

Это трудно, но возможно. Во всяком случае, я так много раз делал. А если вы не собираетесь ничего делать без денег, которые вам всё равно не дадут, – самое время подумать о техничном закрытии бизнеса.

И уж если у вас есть компания, у которой получается извлекать регулярно хорошую прибыль, и у вас уже некоторое время всё хорошо, то, кажется, наступило самое время качественно развиваться и пора идти за инвестициями.

Ещё больше интересного на моём канале в Телеграм: t.me/areyouatracker

6060
2 комментария
Комментарий удалён автором поста

Какой именно?

Ответить

Очень хорошая статья

Ответить