Как меня выгнали из созданного мной бизнеса
Всем привет!
Меня зовут Дмитрий Лутченко, я — предприниматель из Владивостока. В этом блоге я рассказываю о том, как идет работа над книгой. Познакомиться со мной и узнать, почему я решил написать книгу, о чем она будет, можно в этом посте.
В предыдущем посте я рассказывал о том, как мы открывали первое автокафе Coffee Machine, не имея ни опыта, ни денег, и, конечно, наделали целую кучу ошибок. А сегодня поделюсь с вами историей того, как меня и моего друга Валентина выкинули из созданного нами бизнеса. И традиционно попрошу совет.
Напомню, что первое автокафе мы открыли на деньги инвестора — Игорь Васильевич, владелец «Бензо», согласился на нашу идею, чтобы у его дочери Дарьи появился свой бизнес. Мы так обрадовались, что совершенно не подумали о возможных вариантах развития событий. 30% прибыли на старте для нас с Валентином и 70% для инвестора, и 50% на 50% после выхода на окупаемость — условия казались просто сказочными.
Наше первое автокафе открылось в мае 2011 года. Оно окупилось за три с половиной месяца — это очень быстро. Через два месяца после открытия первой точки мы открыли вторую в пригороде. Прибыльность была 25%. Сейчас я знаю, что это очень классные показатели для сферы общепита. Например, средний показатель прибыльности в нашей сети — 12%, а средний срок окупаемости — два-три года.
Довольно быстро стало понятно, что инвестора не особенно привлекают такие задачи как подбор поставщиков и закупка продуктов, поиск сотрудников и решение всяческих проблем. Вместо всего этого хотелось влиять на концепцию бизнеса, воплощать какие-то свои идеи, например, добавлять новые позиции в меню.
Я же считал, что идеи — это по моей части. Мне предложения инвестора совсем не нравились, я отказывался их реализовывать. Она ориентировалась на то, что видела в общепите Владивостока, за пределы которого не выезжала. Я же полагался на то, что видел в других странах.
Раз в неделю мы встречались с Дарьей и отчитывались по тому, что сделали. Настоящих конфликтов у нас с ней не было, но постепенно начало накапливаться взаимное недовольство. Видимо, в какой-то момент Даша решила попросить отца о поддержке. Нас с Валентином стали вызывать на разговор к Игорю Васильевичу.
Игорь Васильевич считал, что можно и управлять лучше, и зарабатывать больше. Поэтому в ноябре 2011 года он назначил своего управляющего. А после этого через три месяца вызвал нас с Валентином на ковер и сообщил, что увольняет нас.
Для нас это стало полной неожиданностью! Мы были настолько молодыми и неопытными в вопросах ведения бизнеса, что даже представить не могли, что доля в компании не защищает от увольнения и вообще ничего особо не значит, если она меньше 50%. Если в уставе ООО или партнерском соглашении это не оговорено отдельно, все решения могут приниматься без вас. Получив такой поучительный опыт, мы, конечно, учитывали это в новых проектах с инвесторами. О том, что именно нужно учесть, я рассказывал вот в этой колонке в RB.ru.
Пока я развивал автокафе, я получал неплохие деньги. Но жил как рок-звезда — тратил абсолютно все, что зарабатывал. Снял двушку с хорошим ремонтом, взял машину в кредит за 800 тыс. рублей. Получив от Игоря Васильевича «выходное пособие» порядка 100 тыс. рублей, я растерялся. Что делать дальше?
А потом я так разозлился на всю эту ситуацию, что мне как будто вставили петарду и подожгли. И следующие пять лет эта злость служила неплохим топливом для движения вперед. Я немного успокоился, когда открыл одно из новых автокафе Coffee Machine прямо напротив офиса нашего бывшего инвестора. Окончательно я отпустил эту ситуацию, только когда наша сеть выросла до 50 заведений, а у нашего бывшего инвестора было только три, несколько раз менявших название. Так что сейчас я могу лишь поблагодарить своего первого инвестора за этот опыт. Не будь его и всей этой истории, возможно, я бы не смог построить такой бизнес.
Однако денег на перезапуск у нас с Валентином не было. Пока мы работали, успели обрасти кое-какими связями. В том числе познакомились с другими предпринимателями, которые были готовы вложиться в бизнес в сфере общепита. Мы подняли свои контакты и нашли новых партнеров.
Партнеры полностью оплачивали все расходы на запуск. Взамен они получали 70% прибыли, а мы с Валентином 30%. Мы оставались владельцами бренда Coffee Machine. Учитывая предыдущий опыт, мы с новыми партнерами заключили инвестиционный договор, в котором было зафиксировано, что в случае расставания они обязаны выкупить нашу долю. Я занял пост директора — это закрепили в уставе. В книге я расскажу об этом подробнее.
В заключение хочу вас спросить вот о чем. Как вы думаете, надо ли в книге рассказать о том, как начинающему предпринимателю искать инвестора?
В целом отношения с инвесторами — очень чувствительная тема. Когда все хорошо, это воспринимается как нечто само собой разумеющееся и хочется большего. И мало кто говорит про конфликты. Поэтому я долго думал, надо ли про это вообще рассказывать. С одной стороны, был конфликт и мы разошлись. С другой стороны, это важный опыт, который я никогда не забуду и который мне помог в жизни. А у вас были подобные истории?
Если захотите поделиться со мной идеями или соображениями по поводу написания книги, оставляйте комментарии, подписывайтесь, читайте, высказывайте свое мнение!
Конечно, стоит об этом рассказывать, многие могут столкнуться с такой же ситуацией, а вы можете многим помочь:)
Семен, согласен! Благодарю за мнение, учту при написании книги :)
Очень интересно, спасибо, что делитесь опытом! Поддерживаю, думаю может быть полезно и не только начинающим!
+1. В России как будто неловко делиться отрицательным опытом и отсюда складывается ощущение, что все все знают с самого начала и только ты такой сидишь и ошибаешься) у меня был случай с партнером на старте и дико страшно даже себе признаться, что да ошиблась, потому что "сама виновата".