Как мы пришли к решению о запуске франшизы, и почему это вариант для тщеславных, а не для алчных

Всем привет!

Меня зовут Дмитрий Лутченко, я — предприниматель из Владивостока. В этом блоге я рассказываю о том, как идет работа над книгой. Познакомиться со мной и узнать, почему я решил написать книгу, о чем она будет, можно в этом посте.

В предыдущем посте я рассказывал о том, с какими приключениями мы открывали первые объекты в Хабаровске. А сегодня поделюсь с вами тем, как мы пришли к решению о запуске франшизы.

К концу 2013 года ко мне пришло понимание, что я построил совсем не то, что хотел. Я ведь строил свой бизнес, чтобы у меня не было начальников, которые будут указывать мне как жить и что делать. Но начав работать с инвесторами, я получил сразу несколько таких начальников. Причем каждый из них имел свое собственное мнение и договориться между собой они никак не могли. Мы с Валентином решили, что пришло время оценить текущее положение и что-то менять.

Чем больше мы открывали новых автокафе, тем сложнее было поддерживать единые стандарты и вводить изменения. Наши инвесторы постоянно вмешивались в работу, настаивали на закупках более дешевых и менее качественных продуктов, навязывали своих поставщиков. Но качество всегда было для нас самым главным. Когда я пытался напомнить, что я собственник бренда, мне отвечали: «Нет, это мы собственники — у нас 70% материальных вложений».

Но помимо этого чем больше мы открывали автокафе, тем чаще к нам обращались другие предприниматели с предложениями вложиться в нас. Они находили мои контакты, хотели открыться под именем Coffee Machine. Так что запуск франшизы стал казаться наиболее логичным вариантом развития бизнеса.

Это решало многие проблемы: во франшизе есть четкое разграничение прав и обязанностей владельцев и франчайзи, интеллектуальная часть отделена от финансовой. Не нужно ни с кем спорить — все прописано в договоре. Франчайзи работают по готовой бизнес-модели и единым стандартам сети, а мы получаем роялти — процент от прибыли — после того, как объект выйдет на точку безубыточности.

Наша история с инвесторами закончилась тем, что хабаровские партнеры осуществили рейдерский захват двух автокафе в своем городе и переименовали их в Coffee Town. Наши партнеры из Владивостока очевидно знали об этих планах, так что с ними тоже надо было расставаться.

Расставание с ними было болезненным. И снова получалось так, что во Владивостоке у нас нет ничего кроме имени. Есть только объекты с другими партнерами в Находке и Иркутске и права на бренд. А для запуска франшизы нам надо было запустить несколько объектов, которые были бы исключительно нашими и больше ничьими.

Именно тогда я случайно встретил предпринимателя Дмитрия Новикова, с которым нас незадолго до этого познакомил приятель Валентина. Дмитрию как раз удалось получить несколько классных участков, очень подходящих для формата автокафе. Мы разговорились, он сказал, что ему нравится наш проект. И я прямо спросил, не хочет ли он в нас вложиться. Мы предложили ему стать первым фрайчайзи, но он не согласился, потому что у него не было ни компетенций для управления объектами в сфере общепита, ни желания заниматься этим. Поэтому мы решили создать совместное предприятие с участием 50% на 50%, которому Дмитрий передавал участки и обеспечивал административную и финансовую поддержку. До выхода на окупаемость мы должны были отдавать 90% прибыли. По сути это был беспроцентный займ, отдавая прибыль, мы выкупали свою долю.

С мая 2014 года мы открыли пять автокафе Coffee Machine во Владивостоке: одно за другим с разницей в две недели. Эти объекты стали ядром компании, основой, на которой уже можно было наращивать сеть.

Первое, что мы сделали для запуска франшизы — это договор. Он был пугающе огромным и очень жестким. Более 40 страниц текста, в котором было прописано все, чего нельзя делать франчайзи под страхом штрафов и санкций. Сейчас я думаю, что мы правильно сделали, что начали с максимально жесткого договора. Были те, кто пытался с нами торговаться по условиям, но мы были непреклонны — сказывался прошлый негативный опыт с инвесторами. И как ни странно, в итоге все соглашались на подписание. Возможно, потому, что это свидетельствовало о серьезности наших намерений.

Конечно, мы наделали много ошибок в силу отсутствия опыта. Сейчас бы я в первую очередь уделил больше внимания разработке системы контроля качества. Тогда мы не представляли, что конкретно следует прописать в договоре. Поэтому сформулировали основные самые большие нарушения, например, несоблюдение рецептуры, санитарных норм и пр., и прописали штрафы, которые по тем временам казались космическими — 200-300 тыс. рублей.

За 2014 год мы открыли шесть кофеен по франшизе, за 2015 — еще одиннадцать. После этого мы стали продавать по 10-15 франшиз в год при том, что мы соглашались сотрудничать далеко не со всеми желающими.

Сейчас, уже накопив опыт, я могу сказать, что бизнес по франшизе — это для тщеславных, а свой бизнес — для алчных. Франшиза дает возможность быстро масштабироваться, захватывать регион, вытеснять конкурентов, быстрее всех занимая лучшие места. Но при этом на франшизе очень сложно заработать. Для этого нужно очень много объектов и миллиардные обороты.

В заключение хочу у вас спросить вот что. Надо ли в книге уделить внимание такому аспекту как выбор франшизы? То есть на что обязательно следует обратить внимание, что должно насторожить? Я уже рассказывал об этом Inc. Russia в колонке «6 советов для тех, кто собирается запустить бизнес по франшизе».

Если захотите поделиться со мной идеями или соображениями по поводу написания книги, оставляйте комментарии, подписывайтесь, читайте, высказывайте свое мнение!

33
реклама
разместить
1 комментарий

Статья рассказывает о опыте запуска франшизы автокафе в России

Саммари:
- Разочарование в сотрудничестве с инвесторами
- Приоритет качества продукции
- Предприниматели проявили интерес к франшизе
- Создание СП с Дмитрием Новиковым
- Открытие 5 автокафе во Владивостоке
- Введение строгого франчайзингового договора
- Наделали ошибок из-за неопытности
- Быстрый рост сети за 2014-2015 гг.
- Сложности в заработке на франшизе
- Вопрос об упоминании выбора франшизы в книге

Стараюсь выделять самое важное для вас.