Добрый день, Инвестсообщество!Обычно я пишу только в Дзен, но мои друзья говорят, что на VC. ru много читателей, которые интересуются инвестициями и по этому я здесь! Транснефть я покупал под сплит и планировал от большей части позиции избавиться после дробления акций. Подход был спекулятивный относительно компании, но чем больше я ковыряюсь в ней, тем больше мне хочется оставить всю позицию.Это скучная акция без «иксов» и бурного роста, но со стабильными и прогнозируемыми потоками денежных средств. Одновременно это большой плюс для тех, кто формирует дивидендный портфель.дробление акцийНаверное лучше начать с предстоящего дробления акций, так как это скажется на переоценке стоимости компании.Изначально, я считал что будет большой навес продавцов после сплита, что котировкам не дадут существенно вырасти в район 176 000 — 190 000 рублей, но пока поведение инвесторов на рынке говорит об обратном.Причины переоценки:Средний портфель частного инвестора 200 000 — 300 000 рублей;То есть для большинства эта акция не подъемна. А после дробления каждый сможет её добавить в свой портфель.Фонды денежного рынка выросли в 10 раз с начала 2023 года;Это припаркованные деньги, которые разойдутся в облигации и акции, когда будут интересные варианты. И суть не в самих фондах, а в том что деньги есть и только нужны идеи куда их пристроить.С сайта Московской биржиТак что ждём 9 февраля 2024 года. Вероятно после дробления увидеть такую же цену, как сейчас будет очень и очень сложно. По этому с покупкой в дивидендный портфель лучше принимать решение сейчас.фундаментальный анализ в ТранснефтиК сожалению сейчас живём в такой период, что компании отчитываются «из рук вон плохо». Поэтому сложно посмотреть тенденцию развития, так как многих данных с 2022 года попросту нет.По этому посмотрим МСФО за 9 месяцев 2023 года и оценим состояние компании в моменте.У компании индексируется стоимость транспортировки нефти государством. Нерыночное формирование цены приводит к медленному росту выручки при сохраняющемся объеме транспортировки.Нет колебаний цены и проще прогнозировать выручку — в этом масса плюсов и минусов.Наша задача, как инвесторов понимать объёмы транспортировки и хватает ли индексации для оплаты издержек транспортировки.Но начнём с выручки и если обратиться к сайту смартлаб и посмотреть там, то до 2020 года всё предельно понятно и соответствует вышеописанной концепции — медленный рост.С сайта СмартлабПосле 2020 года всё сложнее и если сравнивать с отчётом за 9 месяцев 2023 года, то за 9 месяцев выручка равна, как за весь 2018 год.То есть если грубо предположить, что объемы транспортировки не меняются, то за 5 лет индексация увеличила выручку на 33%.Я понимаю, что так не считают, но мы начинаем анализ сверху вниз. У всех разный уровень восприятия информации, так что будем дальше усложнять по ходу движения статьи. Терпение!В целом с выручкой всё предельно понятно. Она растёт и контролируема за счёт индексации от Государства. Ждать взрывного роста не стоит, но для дивидендного портфеля важнее стабильность и в выручке она явно присутствует.Теперь посмотрим во сколько обходится себестоимость прокачки нефти.И так прокачку нефти проиндексировали с 1 января 2023 года на 6%. Значит, чтобы компания была эффективной рост издержек не должен превышать эти 6%.Если больше 6%, значит с одного и того же объёма прокачки, компания будет зарабатывать меньше. Простая логика, но для наших приблизительных подсчетов подойдёт.)))Берём операционный расходы без амортизации и сравниваем их рост и получаем, что рост составил 8.3% за 9 месяцев. То есть операционные расходы растут быстрее, чем индексация.И за этим параметром хорошо бы понаблюдать в динамике нескольких лет. Всё таки 2022 и 2023 года для всех не простые. И отдельное сравнение промежутка 9 месяцев 2022 и 2023 года только показывает, что этот момент заслуживает от нас особого внимания.Как видите индексация не такая уж и большая, если сравнивать инфляцию. А повышение зарплатного фонда и модернизацию системы прокачки никто не отменял. С другой стороны у компании своя инфляция и явно отличается от рядового потребителя: фонд оплаты труда, модернизация и закупка оборудования(причём часто зарубежного). Конечно вопрос издержек намного сложнее. Например, Транснефть с декабря 2023 года использует специальные присадки в трубопроводах, которая помогает увеличить пропускную способность на 20%. А значит и себестоимость прокачки будет чуть ниже. Но пока она будет использоваться только в 7 регионах.Прогресс технологий не останавливается.И если предположить, что компания справляется с издержками, нам стоит прикинуть, а что с объёмом прокачки нефти за которую и получает прибыль компания.Любое сокращение, хоть и не в полном мере, влияет на объём прокачки Транснефти и судя по нынешней политике это будет давить на компанию. Всё таки 82% нефти, добываемой в стране, транспортируются через Транснефть.Но судя по отчётам МСФО и прибыли это не так страшно для компании, как льют её котировки после этой новости.Более не приятным моментом являются санкции, в частности на трубопровод «Дружба«. Вопрос был решен прокачкой Казахстанской нефти. Я честно говоря не смотрел на объёмы прокачки по »Дружбе», но исходя из ситуации вероятно ниже, чем раньше.Федеральная таможенная служба перестала публиковать данные об экспорте и импорте нефти и нефтепродуктов с марта 2022 года. Но если посмотреть отдельно нефтяные компании то складывается впечатление, что объёмы сопоставимы с 2021 годом и вероятно даже выше.ОПЕК прогнозирует рост потребления нефти и пускай рост не значительный около 2,5%. Прогнозы роста потребления, как минимум дают нам надежду на сохранение объёма прокачки нефти Транснефтью.Из значительных рисков владения этой бумагой может стать «болезнь Газпрома».А именно высокие капитальные затраты на создание инфраструктуры в Восточной части страны. Так как в западной части нефтяные месторождения оставляют желать лучшего (не критично, но в динамике изменения негативные). Например, в нашумевшем проекте Восток Ойл инфраструктуру строит Роснефть, а не Транснефть и в перспективе нескольких лет это потеря большого дополнительного объёма прокачки.С другой стороны, это всё государственные компании и часть активов может передаваться из компании в компанию под внешнее управление. Здесь можно долго ванговать, но это ни чего полезного нам с вами не даст.Как видите восточная часть слаба развитаВ целом из вышеописанного риски и перспективы компании понятны. Но все они как правило долгосрочные, а на горизонте 2-3 лет всё более менее предсказуемо.ДивидендыИ переходим к нашей любимой части, ради которой мы и рассматриваем Транснефть, как кандидата в дивидендный портфель.Не идеальная картина конечно, DSI равен 0.57. (Идеально, когда 1). Это всё связано с тем, что дивидендные выплаты не всегда растут из года в год.С другой стороны, главное что они платили и 2020 году и 2022 и предыдущие кризисы. Такая стабильность очень важная для дивидендного портфеля. Правда до 2017 года дивидендная доходность была на уровне 0.5% годовых.Сейчас же доходность выглядит так:То есть на момент написания статьи прогнозная дивидендная доходность составляет 11.69% это уже чистыми после уплаты налога.А у Сбера, где полно розничных инвесторов прогнозная дивидендная доходность на уровне 9.7% — уже после уплаты налога. Вероятно в сторону Сбера по доходности и будет переоценка Транснефти.К тому же незабываем, что ключевая ставка вероятно близка к своему пику, а значит при снижениях будет дополнительная переоценка. К тому же коэффициент покрытия обслуживания долга больше 3.Это значит, что доходы компании за 1 год, больше в 3 раза, чем вся её задолженность, так что высокая ключевая ставка не страшна.Теперь посмотрим котировки Транснефти.По прогнозам гуляющим в сети, мы можем ожидать цену в коридоре указанном красными линиями на скриншоте.Посмотрите на столбики объёмов и колебания в сентябре 2023 года, приблизительно такое же я жду и в феврале 2024 после дробления акций.краткий ВЫВОД ПО транснефтиКомпания стабильно зарабатывает и стабильно платить дивиденды. Риски большого сокращения прокачки нефти маловероятны. Индексация прокачки не всегда выше издержек.Бизнес очень крепкий и предсказуемый и разряда купил и забыл, если такое вообще можно на нашем Российском рынке)))Высокая вероятность переоценки компании вверх после дробления, что закроет возможность «зафиксировать» такую дивидендную доходность.ЧТО БУДУ делать Я?Изначально, как и писал ранее план был такой:Купить Транснефть, дождаться дробления, скинуть часть компании.Сейчас же меня подкупает понятный стабильный бизнес и такие же дивиденды. Причём это фиксация двухзначной доходности, а будет ли шанс потом докупить?Как видно из скриншота доля Транснефти в портфеле 14.64%, что для меня очень много.Обычно я оперирую долями 4%, 6%, 8% и меньше.Это как раз и есть основная причина, почему я хочу продать часть позиции.Давай те сделаем допущение, что она выросла к нижней границе диапазона, а остальной портфель не изменился. Тогда доля составит 17.3%, то есть будет подходить к 1/5 портфеля.Я даже Сбер не готов держать в таком количестве, хотя сейчас держу, но от обычки я буду избавляться к выплате дивидендов. У меня это рискованная парковка денег, но здесь не об этом.Я поигрался с приблизительными пополнениями портфеля, чтобы понять, а смогу ли я размыть долю Транснефти в портфеле.И всё равно получается. что я буду держать около 12-13% к концу 2024 года, а это много. По этому я буду сокращать долю до 10% в течении всего следующего года.10% это тоже для меня много, но мне очень нравится стабильность компании.Друзья, а кто из Вас держит Транснефть и что будет с ней делать после дробления акций в феврале 2024 года? Очень интересно вашем мнение! До встречи в комментариях.ЕЩЁ больше интересной и полезной информации на моём дзен канале: https://dzen.ru/investcommunity? share_to=linkНе является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.Провожу индивидуальные занятия по финансовому образованию в области правильных инвестиций в г. Иваново. Наш телеграмм-канал.Пишите, буду рад пообщаться!
Думаю Татнефть поинтереснее вариант для инвестиции